Устьянцев к Министерству строительства и администрации города о предоставлении жилья



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

02 марта 2011 года. Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Быковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Устьянцев А.В. к администрации г.Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Первоначально Устьянцев А.В. обратился в суд с иском к администрации г.Екатеринбурга о предоставлении ему, как ребенку-сироте, на условиях договора социального найма, жилого помещения.

Решением Ленинского райсуда г.Екатеринбурга от 20 октября 2010 года исковые требования Устьянцева А.В. были удовлетворены в полном объеме.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12 января 2011 года решение от 20 октября 2010 года было отменено с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.

При проведении судом подготовительных действий к участию в деле в качестве ответчика было привлечено Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (определение о подготовке дела к судебному разбирательству от 26.01.2011 г.)

В ходе производства по настоящему делу истцом Устьянцевым А.В. по основаниям ст. 39 ГПК РФ были дополнительно заявлены требования к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о понуждении ответчика передать в муниципальную собственность жилое помещение для передачи его истцу, а также взыскании с Министерства в качестве компенсации морального вреда <данные изъяты>

В обоснование своего иска истец указал, что его родители умерли, в связи с чем над ним было оформлено опекунство, жилая площадь за ним не закреплялась. В 2009 году он был поставлен на очередь на получение жилья во внеочередном порядке как ребенок, оставшийся без попечения родителей в администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга, однако ни какого жилья ему предоставлено не было. В силу ст.57 ЖК РФ и ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение истцу должно быть предоставлено без очереди после достижения им возраста 18 лет. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009г. с 01.01.2010г. функция главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жильем сирот возложена на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Поэтому данное Министерство должно приобрести для истца жилое помещение и передать его администрации г.Екатеринбурга для последующего предоставления Устьянцеву А.В. на условиях социального найма. Кроме этого, поскольку Министерством строительства и архитектуры длительное время жилое помещение истцу не предоставляется, Устьянцеву А.В. причиняются нравственные страдания, которые он оценивает в размере <данные изъяты> и просит взыскать данную сумму с Министерства в качестве компенсации морального вреда.

В судебное заседание истец Устьянцев А.В. не явился, на момент рассмотрения дела находится в ФБУ ИЗ-66\1, о дате и времени слушания дела извещался судом надлежащим образом и в срок. Истцу было направлено судебное извещение с разъяснением его процессуальных прав и обязанностей, в том числе права на участие в деле через своего представителя, порядка и способа их реализации.

Представитель администрации г.Екатеринбурга и администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга против удовлетворения заявленного иска не возражали, указав суду, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. Уполномоченным органом по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, поэтому в случае передачи данным исполнительным органом государственной власти жилого помещения, оно будет предоставлено истцу на условиях социального найма.

Представители Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, Правительства Свердловской области и УСЗН по Чкаловскому району г.Екатеринбурга в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещались судом надлежащим образом и в срок, о причинах своей неявки суд не уведомили, не ходатайствовали об отложении слушания дела. Представитель Правительства Свердловской области ранее в письменном отзыве суду пояснил, что в силу ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение, устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Правительство Свердловской области в силу указанных положений закона принимает соответствующие правовые акты, обеспечивает составление проекта областного бюджета, где бюджетные ассигнования на обеспечение данной категории граждан предусмотрены и на 2011 г., и предоставляет в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год. Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 г. № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» полномочия по обеспечению детей-сирот жильем возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. В соответствии с Законом Свердловской области от 26.11.2010г. № 100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, как главному распорядителю бюджетных средств, бюджетных ассигнований на 2011 г. предусмотрено <данные изъяты>. Порядок обеспечения указанной категории лиц утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП, в силу которого ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений, осуществляется органами местного самоуправления. Жилые помещения строятся за счет средств бюджета Свердловской области и безвозмездно передаются в собственность органов местного самоуправления. Представитель Правительства Свердловской области просит рассмотреть дело в его отсутствие.

С учетом таких обстоятельств и мнения явившихся в судебное заседание сторон суд считает возможным рассмотреть данное дело при установленной явке.

Заслушав возражения представителей администрации г.Екатеринбурга и администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга, изучив материалы дела и также оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд частично удовлетворяет исковые требования Устьянцева А.В. по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, федеральное законодательство, прямо гарантирует право указанных категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.

Судом установлено, что истец Устьянцев А.В., <данные изъяты>.

Как следует из Распоряжения Главы администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга №350-р от 13.04.2009г. истец в установленном порядке признан малоимущим и нуждающимся в жилье и как ребенок, оставшийся без попечения родителей, был принят на учет в таком качестве а также поставлен на очередь на получение жилья во внеочередном порядке.

Однако в предоставлении истцу жилья ответчиком было отказано по тому основанию, что его очередь в списке на внеочередное получение жилого помещения еще не наступила.

Согласно справке администрации г.Екатеринбурга от 01.03.2011 г. данным органом местного самоуправления предложения по распределению жилых помещений для предоставления Устьянцеву А.В. в адрес СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» не направлялись. Устьянцев А.В. состоит на учете в администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга, и как сирота включен во внеочередной список.

Отсутствие у истца какого либо жилья на условиях договора социального найма не оспаривалось в судебном заседание стороной ответчика и 3-го лица, а отсутствие у него жилья на праве собственности подтверждается письменным ответом Главного управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области и ЕМУП БТИ г.Екатеринбурга.

Все вышеназванные доказательства ответчиками не оспорены, отвечают требованиям относимости и допустимости, не противоречивы, взаимно дополняют друг друга и в своей совокупности позволяют суду признать наличие у истца права на получение жилого помещения во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области №646-ПП от 20.04.2010г., утвердившим Порядком обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц за счет средств областного бюджета указано Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Согласно п.п.8,9 указанного Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской социального использования и после распределения их детям –сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Учитывая, что Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010г. определена конкретная денежная сумма, подлежащая расходованию на обеспечение жильем детей-сирот, и учитывая, что истец имеет право на получение жилья во внеочередном порядке, суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность передать благоустроенное жилое помещение в виде квартиры в собственность МО г.Екатеринбург для последующего предоставления указанного жилья Устьянцеву А.В. на условиях договора социального найма.

С учетом этого обязанность по предоставлению жилого помещения и заключению договора социального найма суд возлагает на администрацию г.Екатеринбурга, поскольку согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 20.04.2010г. именно орган местного самоуправления заключает договор социального найма с гражданином.

Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу на условиях социального найма, суд принимает во внимание положения ч.5,6 ст.57 ЖК РФ, Постановление Главы г.Екатеринбурга №824 от 31.08.2005г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», в связи с чем обязывает администрацию г.Екатеринбурга предоставить истцу благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> расположенное в пределах г.Екатеринбурга и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Удовлетворяя требования Устьянцева А.В. о предоставлении жилого помещения, суд отказывает в присуждении истцу компенсации морального вреда по следующим основаниям.

В качестве основания для взыскания с Министерства строительства и архитектуры Свердловской области компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> истец указывает на длительность не предоставления ему жилого помещения, то есть ссылается на нарушение его жилищных прав. При этом какие именно нравственные и физические страдания были причинены истцу конкретным ответчиком и в чем они выражались, доказательства причинения таких страданий, Устьянцевым А.В. в уточнении иска не указано и соответствующих доказательств не представлено.

В соответствии с действующим законодательством, основания компенсации морального вреда регламентированы в ст.ст.151, 1099-1100 ГК РФ.

Согласно ст.150 ГК РФ.

В силу п.2 ст.1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Поскольку специальным Федеральным Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предусмотрена возможность компенсации морального вреда, а заявленное истцом требование является имущественным, соответственно каких-либо правовых оснований для взыскания в пользу истца с указанного им ответчика компенсации морального вреда за несвоевременное обеспечение жилым помещением – у суда не имеется.

Иных требований, равно как и иных оснований по заявленному требованию, на рассмотрение суда не заявлено.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Устьянцев А.В. удовлетворить частично.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты>., отвечающей санитарным и техническим требованиям и расположенной в пределах города Екатеринбурга, для последующего ее предоставления Устьянцев А.В..

Обязать администрацию города Екатеринбурга предоставить Устьянцев А.В. благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты>., отвечающей санитарным и техническим требованиям и расположенной в пределах города Екатеринбурга.

В удовлетворении остальной части иска Устьянцев А.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья: Лимонова Л.Ф.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200