прокурор в инт. Телкаова к администрации г.Екат-рга о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

07 апреля 2011 года. Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Быковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Чкаловского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах Телкова Д.Ю. к администрации г.Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области об обязывании приобретения жилого помещения и предоставлении его на условиях социального найма,

у с т а н о в и л:

Первоначально прокурор Чкаловского района г.Екатеринбурга, по основаниям ст. 45 ГПК РФ выступающий в защиту интересов Телкова Д.Ю., обратился в суд к указанным ответчикам об обязывании Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, как главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение не менее нормы предоставления в срок до 31 декабря 2011 года, распределении жилого помещения Телкову Д.Ю., безвозмездной передаче его в муниципальную собственность и обязывании администрации г.Екатеринбурга предоставить его истцу, как ребенку-сироте, на условиях договора социального найма.

В обоснование своего иска прокурор указал, что истец Телков Д.Ю. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты>

Впоследствии, в ходе производства по настоящему гражданскому делу прокурор сослался на новые фактические обстоятельства заявленных требований, указав, что распоряжением Главы администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга от 11.07.2007 г. № 579-р Телкову Д.Ю. была предоставлена комната <адрес> с заключением 07.09.2007 г. договора социального найма на данное жилое помещение без снятия истца с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На момент обращения с иском в суд иными жилыми помещениями, в том числе по договору социального найма или в собственности, Телков Д.Ю. не обеспечен. В соответствии со ст.57 ЖК РФ и ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение истцу должно предоставляться без очереди после достижения им 18 лет. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009г. с 01.01.2010г. функция главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жильем сирот возложена на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Поэтому данное Министерство должно приобрести для истца жилое помещение и передать его администрации г.Екатеринбурга для последующего распределения и предоставления Телкову Д.Ю. на условиях социального найма. Прокурор уточнил требования, заявив о понуждении Министерства строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления в виде отдельного жилого помещения и передаче его в муниципальную собственность, а также о понуждении администрации г.Екатеринбурга предоставить истцу жилое помещение с последующим заключением договора социального найма. Кроме этого, прокурором предъявлены требования и к администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга о признании недействительным договора социального найма 0000, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Главой Администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга и Телковым Д.Ю. о представлении для проживания комнаты <адрес> с последующим выселением из жилого помещения, поскольку площадь предоставленного помещения менее установленной на территории МО «город Екатеринбург» нормы предоставления (койко-место в комнате площадью <данные изъяты>.), что ущемляет права истца на предоставление жилого помещения в соответствии с установленными требованиями закона.

В судебном заседании истец Телков Д.Ю. указал, что с ним был заключен договор служебного найма в отношении койко-места в комнате <адрес>, где фактически он не проживает, жилым помещением не пользуется. Истец Телков Д.Ю. и прокурор отказались от исковых требований к администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга о признании недействительным договора социального найма в отношении указанной выше комнаты с последующим выселением, в связи с необходимостью расторжения данного договора. Истцу и прокурору разъяснены последствия прекращения производства по делу в связи с отказом от части исковых требований, предусмотренные ст. 220, 221 ГПК РФ о чем имеются подписи истицы Телкова Д.Ю. и прокурора в протоколе судебного заседания от 07 апреля 2011 г. Определением суда производство по делу в части указанных исковых требованиях прекращено по основаниям ст. 221 ГПК РФ.

В оставшейся части истец Телков Д.Ю. и прокурор исковый требования поддержали. Прокурор указала, что обращение в суд с иском преследует своей целью защиту прав истца на предоставление жилого помещения, которое прямо закреплено законом.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга, действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения иска прокурора.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Екатеринбурга на наличие возражений против удовлетворения заявленного иска не указывала, пояснив, что при приобретении Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилого помещения, оно будет предоставлено истцу в порядке, предусмотренном законом.

В судебном заседании представитель УСЗН по Чкаловскому району г.Екатеринбурга указал на обоснованность заявленных прокурором требований, считая их основанными на законе и фактических обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.

В судебное заседание не явились представители ответчиков –Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, а также третьих лиц – Правительства Свердловской области и Министерства финансов Российской Федерации, о дате и времени слушания дела извещались судом надлежащим образом и в срок.

От Министерства строительства и архитектуры Свердловской области поступил отзыв, в котором указано, что Министерство является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. № 1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма 2 «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Данная программа содержит план поэтапного обеспечения жильем данной категории граждан с 2011 г. по 2015 г., а ее реализация позволит приобретать не менее 400 жилых помещений ежегодно. Координатором программы является Министерство социальной защиты населения Свердловской области, а заказчиком-исполнителем Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, являющееся главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. В настоящее время на согласовании находится проект постановления Правительства Свердловской области об утверждении порядка обеспечения в 2011 году жилыми помещениями названной категории лиц. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которым производится финансирование расходов по строительству и приобретению жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, в 2011 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которым направляется адресный список жилых помещений, после чего осуществляется предоставление жилых помещений. Поэтому, ответчик просит отказать в удовлетворении иска, так как обеспечение жильем Телкова Д.Ю., при условии постановки его на учет в администрации муниципального образования, будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренных программой денежных средств. Представитель ответчика просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Министерство финансов РФ направило в суд отзыв, в котором указало на необоснованность привлечения его в качестве ответчика, так как Министерство, являясь федеральным органом исполнительной власти, несет ответственность по своим обязательствам, возникающим в рамках его полномочий. Постановлением от 07.04.2004 г. № 185 «Вопросы Министерства Финансов Российской Федерации» определены функции и полномочия Министерства, ответственность же регламентирована нормами гражданского законодательства (ст. 1069, 1070, 1071 ГК РФ). Данный перечень статей, в силу которых Министерство финансов РФ возмещает вред за счет средств казны Российской Федерации, является исчерпывающим. Предоставление жилых помещений категории лиц, к которой отнесен истец, не отнесено к функциям и полномочиям Министерства. Высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе выбрать вариант получения субсидий для финансирования расходов, связанных с предоставлением данной категории лиц жилых помещений, о чем извещается Министерство финансов РФ и территориальный орган Федерального казначейства по субъекту РФ.

От Правительства Свердловской области поступил отзыв, в котором указано, что согласно Федеральному Закону РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для указанной категории лиц относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Правительство Свердловской области обеспечивает составление проекта областного бюджета, где бюджетные ассигнования на обеспечение данной категории граждан предусмотрены и на 2011 г., представляет в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год, а также принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты. Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 г. № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» полномочия по обеспечению детей-сирот жильем возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которому бюджетных ассигнований на 2011 г. предусмотрено 350000 рублей. Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП утвержден порядок обеспечения жильем указанной категории лиц, которым определено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления. По указанным основаниям для установления права на обеспечение жилым помещением необходимо установить факт наличия данного социального статуса и отсутствие закрепленного жилого помещения. Кроме этого, установление срока предоставления жилого помещения противоречит требованиям закона, в том числе ст. 206 ГПК РФ.

С учетом таких обстоятельств и мнения явившихся в судебное заседание сторон суд считает возможным рассмотреть данное дело при установленной явке.

Заслушав пояснения истца Телкова Д.Ю., прокурора, представителей администрации г.Екатеринбурга и администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга, УСЗН по Ленинскому району г.Екатеринбурга, изучив материалы дела и также оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд частично удовлетворяет исковые требования прокурора по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, федеральное законодательство, прямо гарантирует право указанных категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.

Судом установлено, что истец <данные изъяты>

Распоряжением Главы администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга от 07 июня 2004 г. Телков Д.Ю. принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (л.д. 7).

На момент рассмотрения дела Телков Д.Ю. зарегистрирован по адресу г.Екатеринбург, ул.Военная, д. 7, комн. 52 – в жилом помещении, в котором на основании договора найма служебного жилого помещения 0000, заключенного ДД.ММ.ГГГГ истцу было предоставлено койко-место, однако данный договор не может быть признан судом в качестве исполнения органом местного самоуправления обязанности по предоставлению истцу, относящемуся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельного жилого помещения, поскольку такое жилье было менее установленной нормы предоставления.

Отсутствие у истца какого-либо иного жилья на условиях договора социального найма не оспаривается представителями ответчиков, в том числе администрацией Чкаловского района г.Екатеринбурга, а отсутствие у него жилья на праве собственности подтверждается письменным ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области и ЕМУП БТИ г.Екатеринбурга.

Все вышеназванные доказательства ответчиками не оспорены, отвечают требованиям относимости и допустимости, не противоречивы, взаимно дополняют друг друга и в своей совокупности позволяют суду признать наличие у истца права на получение жилого помещения во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области №84-ПП от 08.02.2011г., утвердившим Порядком обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц за счет средств областного бюджета указано Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Согласно п.п.8,9 указанного Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской социального использования и после распределения их детям –сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Учитывая, что Постановлением Правительства Свердловской области определена конкретная денежная сумма, подлежащая расходованию на обеспечение жильем детей-сирот и учитывая, что истец имеет право на получение жилья во внеочередном порядке, суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность передать благоустроенное жилое помещение в виде квартиры в собственность МО г.Екатеринбург для последующего предоставления указанного жилья Телкову Д.Ю. на условиях договора социального найма.

С учетом этого обязанность по предоставлению жилого помещения и заключению договора социального найма суд возлагает на администрацию г.Екатеринбурга, поскольку именно орган местного самоуправления заключает договор социального найма с гражданином.

Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу на условиях социального найма, суд принимает во внимание положения ч.5,6 ст.57 ЖК РФ, Постановление Главы г.Екатеринбурга №824 от 31.08.2005г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», в связи с чем обязывает администрацию г.Екатеринбурга предоставить истцу благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> расположенное в пределах г.Екатеринбурга и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Кроме этого, при предоставлении истцу жилого помещения по изложенным правовым основаниям, с ним должен быть заключен договор социального найма в соответствии с ч. 4 ст. 57 ЖК РФ, однако требования о заключении администрацией Чкаловского района г.Екатеринбурга договора социального найма не подлежат удовлетворению, так как данное предоставление будет иметь место после приобретения Телкову Д.Ю. определенного жилого помещения. Порядок заключения договора социального найма предусмотрен законом и по существу не оспаривался представителем администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга. Кроме этого, прокурор и Телков Д.Ю. не ссылались на нарушение прав истца со стороны указанного ответчика на момент рассмотрения дела.

Также не подлежат удовлетворению требования о передаче жилого помещения в муниципальную собственность, так как порядок предоставления жилого помещения гражданам из числа лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирован законом и в судебном порядке определять иные условия предоставления нет оснований.

Иных требований, равно как и иных оснований по заявленным требованиям, на рассмотрение суда не заявлено.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Чкаловского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах Телкова Д.Ю. удовлетворить частично.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области за счет средств субъекта Российской Федерации – Свердловской области – передать в собственность МО «Город Екатеринбург» благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> для предоставления Телкова Д.Ю..

Обязать администрацию г. Екатеринбурга предоставить Телкова Д.Ю. на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты>, отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в пределах г.Екатеринбурга.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья: (Лимонова Л.Ф.)

-32300: transport error - HTTP status code was not 200