Калинина в интереах несовершеннолетнего о постановке на учет в качестве нуждаюищегося в жилом помещении



Р Е Ш Е Н И Е

З А О Ч Н О Е

Именем Российской Федерации.

20 октября 2010 года. Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Быковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининой А.Г., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2 к администрации Ленинского района города Екатеринбурга об обязывании постановки на учет в качестве нуждающейся в жилье,

у с т а н о в и л:

Калинина А.Г., осуществляя полномочия опекуна (приемной матери) и действуя в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО7 обратилась в суд с иском к администрации Ленинского района города Екатеринбурга об обязывании ответчика поставить несовершеннолетнюю ФИО2 на учет в качестве нуждающейся в жилье, поскольку она является ребенком, оставшимся без попечения родителей.

В обоснование требований истицей Калининой А.Г. было указано, что она является приемным родителем несовершеннолетней ФИО2, осуществляет ее содержание и воспитание, других родственников, способных заботиться о данном ребенке, у нее не имеется, поскольку ее мать была лишена родительских прав, а отца у ребенка юридически не имеется, в связи с чем несовершеннолетняя ФИО2 признана ребенком-сиротой. Какого-либо жилья у девочки нет, в связи с чем истица, действуя в интересах этого ребенка, обратилась к ответчику с заявлением о постановке несовершеннолетней ФИО2 на учет для получения жилья как сиротой. Однако в этом истице было отказано по причине отсутствия у администрации полномочий для постановки на учет детей-сирот и недостижения ФИО2 совершеннолетия. Указанный отказ истица считает незаконным, поскольку он противоречит положениям ч.3 ст.49 и ч.2 ст.52 ЖК РФ, а также ст.8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Закону Свердловской области №3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда социального использования», предусматривающих учет несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для целей последующего предоставления таким детям жилых помещений социального использования.

В судебном заседании опекун несовершеннолетнего ребенка Калинина А.Г. доводы своего искового заявления поддержала в полном объеме по предмету и основаниям.

В судебное заседание представитель ответчика - администрации Ленинского района г.Екатеринбурга не явился, ранее в письменном заявлении в суд ходатайствовал о рассмотрении данного дела в отсутствие своего представителя. В письменном ответе от 08.10.09г. в адрес истицы указанный ответчик против постановки несовершеннолетней ФИО2 на соответствующий учет для получения жилья возражал, указав, что органы местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области осуществляют ведение учета только малоимущих граждан, являющихся дееспособными (если недееспособен - необходимо решение суда) и только достигших возраста 18 лет. Другого учета, в том числе детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, органы местного самоуправления не ведут. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии со ст.26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ. Полномочия по ведению учета иных категорий граждан, в частности граждан, признанных по основаниям, установленным федеральными законами и законами субъектов РФ нуждающимися в жилых помещениях, администрации Ленинского района г.Екатеринбурга не передавались.

Представители привлеченных к участию в деле в качестве соответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, а также 3-х лиц - администрации г.Екатеринбурга, УСЗН Ленинского района г.Екатеринбурга, Правительства Свердловской области, в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещались судом надлежащим образом и в срок, о причинах своей неявки суд не уведомили, не ходатайствовали об отложении слушания дела. Ранее в судебном заседании представитель УСЗН по Ленинскому району г.Екатеринбурга и Правительства Свердловской области с заявленными требованиями согласились, указав суду, что несовершеннолетняя ФИО2 подлежит учету в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей и нуждающейся в жилье на основании Закона Свердловской области №3-ОЗ от 19.02.2010г. «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования», согласно которому ведение учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования осуществляется органами местного самоуправления.

С учетом указанных обстоятельств и мнения истца суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчиков, надлежащим образом извещенных о дате и времени слушания дела, в порядке заочного производства.

Заслушав пояснения истицы Калининой А.Г., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд удовлетворяет требование истца по следующим основаниям.

В соответствии со ст.10 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в суды в праве обратиться их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор.

Судом было установлено, материалами дела подтверждается и никем из сторон не оспаривалось, что несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО4, на основании решения Пышминского райсуда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав, а отца у ребенка юридически не имеется. На основании Договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по <адрес> и гр.Калининой А.Г., несовершеннолетняя ФИО2 была определена в приемную семью истицы. В настоящее время семья истицы, в том числе и несовершеннолетняя ФИО2, проживают в <адрес>, которая принадлежит на праве единоличной собственности ФИО5

За несовершеннолетней ФИО2 никакого жилья не закреплено, жилое помещение по месту регистрации матери ребенка в <адрес> находится в собственности Пышминского городского округа и в соответствии с Актом обследования комиссии МУ «Служба заказчика» Пышминского района от 06.10.2008г. указанный дом не пригоден для проживания, находится в разрушенном состоянии.

Все вышеназванные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости, и никем из сторон по настоящему делу не оспаривались.

Судом также установлено, что опекун несовершеннолетней ФИО2 обратилась в администрацию Ленинского района г. Екатеринбурга с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье указанного несовершеннолетнего ребенка.

Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № и от ДД.ММ.ГГГГ за № в постановке несовершеннолетней ФИО2 на такой учет было отказано, поскольку орган местного самоуправления ведет учет граждан, признанных в установленном законом порядке малоимущими и нуждающимися в жилье. Ведение учета нуждающихся в жилье иных категорий граждан, в том числе перечисленных в иных федеральных законах, на муниципальные образования не возложено. Кроме того, в данном отказе администрация Ленинского района г.Екатеринбурга также указала, что постановка граждан на учет осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с Законами Свердловской области от 22.07.2005 года № 96-ОЗ «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» и от 22.07.2005 года № 97-ОЗ «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» и при условии достижения ими возраста 18 лет.

Однако суд считает отказ администрации Ленинского района г.Екатеринбурга в постановке несовершеннолетней ФИО2 на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не основанным на законе по следующим обстоятельствам.

В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договору социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичные положения закреплены также в ч.2 ст.57 ЖК РФ, предусматривающей внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в ВС РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Частью 7 ст.52 ЖК РФ также предусмотрено, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

Судом было установлено, что статьей 2 Областного закона №3-ОЗ от 20.02.2006г. «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» (в редакции Областного Закона от 19.02.2010г. №3-ОЗ) ранее был определен перечень граждан, подлежащих учету для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования. Этой же нормой Закона предусмотрено, что учету для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области подлежат граждане, в том числе, признанные по основаниям, установленным федеральным законом, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и относящиеся к категории граждан, определенным законами РФ или законами Свердловской области (п.1 Закона).

Более того, согласно п.1-1 ст.3 указанного Закона, учет граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования ведется в расположенных на территории Свердловской области а) городских округах; б) поселениях, входящих в состав муниципальных районов. Ведение учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования осуществляется органами местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение этого учета.

Таким образом исходя из положений ст.52 ЖК РФ и Постановления Главы г.Екатеринбурга от 26.06.2006г. №569 органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является орган местного самоуправления, обязанный в том числе осуществлять постановку на учет в качестве нуждающихся всех категорий граждан, указанных в ст.49 ЖК РФ, а следовательно и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

С учетом этого суд приходит к выводу об обоснованности и законности заявленного истцом Калининой А.Г., являющейся законным представителем несовершеннолетней ФИО2, требования об обязывании постановки несовершеннолетней ФИО2, ФИО8, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для последующего предоставления ей жилого помещения по договору социального найма и обязанность по постановке ФИО2 на такой учет суд возлагает на администрацию Ленинского района г.Екатеринбурга, признавая ее надлежащим ответчиком по данному спору.

Принимая такое решение суд также учитывает Постановление Правительства Свердловской области от 02.03.2009г. №219-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2009 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», в соответствии с которым (п.8-10) для распределения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в месячный срок по запросу Министерства общего и профессионального образования Свердловской области представляют свои предложения по распределению и список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по установленным формам, являющимся приложением к настоящему Порядку.

В соответствии с указанным приложением №1 к Порядку обеспечения в 2008 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве необходимых сведений для предоставления указанной категории лиц жилого помещения на условиях социального найма предусмотрено только указание Ф.И.О. ребенка, дата его рождения, наименование и реквизиты документа, подтверждающего статус ребенка-сироты, дата и номер решения органа местного самоуправления о постановке такого ребенка на учет, наличие либо отсутствие у ребенка иного жилья и место его жительства на момент составления сведений. Каких-либо других сведений и заявлений, в том числе в объеме, предусмотренном Законом Свердловской области №96-ОЗ от 22.07.2005г. о признании граждан малоимущими, для предоставления жилого помещения ребенку-сироте либо оставшемуся без попечения родителей- не требуется.

При таких обстоятельствах ссылка представителя ответчика в отказе истцу в постановки несовершеннолетней ФИО2, оставшихся без попечения родителей на соответствующий учет нуждающихся в жилье только по достижении ими возраста 18 лет судом во внимание не принимается, поскольку при достижении указанного возраста закон предусматривает обеспечение жильем данной категории граждан, а не постановку их на учет.

Иных требований, равно как и иных оснований по заявленным требованиям, на рассмотрение суда не заявлено

Руководствуясь ст.ст.12, 194-198,233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Калининой А.Г., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, удовлетворить.

Обязать администрацию Ленинского района города Екатеринбурга поставить ФИО2, ФИО9, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Администрация Ленинского района г.Екатеринбурга и администрация г.Екатеринбурга, вправе в течение 07 дней с даты получения копии настоящего заочного решения обратиться в Ленинский райсуд г.Екатеринбурга с заявлением о его отмене.

Судья: Лимонова Л.Ф.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200