Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
20 октября 2010 года. Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Быковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Теплякова Е.В. к администрации г.Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, об обязывании приобретения жилого помещения и предоставлении на условиях социального найма,
у с т а н о в и л:
Первоначально истец Тепляков Е.В. обратился в суд к администрации г.Екатеринбурга о признании действий администрации по отказу истцу в постановке на учет для получения жилья как ребенку-сироте - незаконными, а также об обязывании указанного ответчика предоставить истцу во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее №
В обоснование своего иска истец указал, он является ребенком-сиротой, поскольку с мая 1992 года по сентябрь 2000г. он вместе с братьями находился в Алапаевском детском доме, в 1999 и 2000г. его родители умерли. При определении истца в детский дом за ним было закреплено жилое помещение в виде <адрес>. Однако, после определения истца и его братьев в детский дом, указанное жилое помещение по договору мены перешло в пользование к иным лицам, а в последствии было ими приватизировано и продано. Полученное его отцом Тепляковым В.В. в результате обмена другое жилье - <адрес>, после смерти отца Теплякова В.В., была распределена администрацией района иным лицам, которые в последствии также приватизировали данную комнату и продали ее. В настоящее время истец другого жилья не имеет, поданные им в суды иски о признании обмена жилых помещений недействительным и выселении из жилого помещения иных лиц - судами удовлетворены не были. В постановке истца на учет для предоставления ему другого жилья на условиях социального найма ответчиком, а также администрацией Верх-Исетского района было отказано по той причине, что за ним ранее было закреплено жилье. Считая действия ответчика по отказу в предоставлении жилья во внеочередном порядке как ребенку-сироте - незаконными, истец просит предоставить ему жилое помещение площадью не менее №
В последующем истец уточнил заявленные им требования, привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство строительства и архитектуры, как главного распорядителя средств областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которому предъявил требование о приобретении для истца за счет средств областного бюджета жилое помещение, в целях передачи его в муниципальную собственность и обязывании администрации г.Екатеринбурга предоставить его истцу, как ребенку-сироте, на условиях договора социального найма, общей площадью не менее № (л.д.258-259).
В судебном заседании истец Тепляков Е.В. и его представитель доводы искового заявления поддержали по предмету и основаниям, дополнительно пояснив суду, что истец неоднократно обращался в администрацию Верх-Исетского района г.Екатеринбурга для постановки его на учет как ребенка-сироты для получения жилого помещения, однако ему в этом было отказано по причине того, что за истцом ранее закреплялось жилье.
Представители администрации Верх-Исетского района г.Екатеринбурга, Правительства Свердловской области, в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещались судом надлежащим образом и в срок, о причинах своей неявки суд не уведомили, не ходатайствовали об отложении слушания дела.
Представитель администрации г.Екатеринбурга в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, поясняв однако суду, что при возложении обязанности на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести для истца жилое помещение, они не будут возражать против передачи его в последствии истцу на условиях социального найма.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил, письменных возражений по иску в суд также не направил.
С учетом таких обстоятельств и мнения явившихся в судебное заседание сторон суд считает возможным рассмотреть данное дело при установленной явке.
Заслушав пояснения истца и его представителя, возражения представителя администрации г.Екатеринбурга, изучив материалы дела и также оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд удовлетворяет исковые требования Теплякова Е.В. частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, федеральное законодательство, прямо гарантирует право указанных категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.
Судом установлено, что истец Тепляков Е.В., 1984 года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку с <данные изъяты>
При определении истца, а также его братьев Теплякова В.В., 1986 г.р. и Теплякова В.В., 1988 года рождения, в детский дом, за ними, на основании Постановления Главы администрации Верх-Исетского района г.Екатеринбурга №20 от 26.05.92г. было закреплено жилое помещение в виде <адрес>, которое на условиях социального найма в 1990 году было предоставлено их отцу Теплякову В.В..
Однако, как следует из представленных истцом доказательств, не оспоренных стороной ответчика, а также установленных решением Верх-Исетского райсуда г.Екатеринбурга от 16.10.2009г. обстоятельств, в том же 1992 году указанная квартира <адрес> по договору мены перешла в пользование Антоновой Е.В., а Тепляков В.В. стал нанимателем 1<адрес> (полублагоустроенный деревянный жилой дом). Несовершеннолетние дети, в том числе и истец, до проведения указанного обмена, были сняты с регистрационного учета по квартире на ул.Московской, а в жилую комнату на ул.Ереванской в последствии, также зарегистрированы не были. После смети Теплякова В.В. в 1999 году ранее занимаемая им комната (после уточнения размеров площадью комнаты составляет <адрес>.) была предоставлена в пользование по договору социального найма от 29.09.2009г. Главой администрации Железнодорожного района г.Екатеринбурга гр.Снегиревой Т.И., а в настоящее время указанная комната приватизирована в единоличную собственность Снегиревой Н.И. по договору от 26.01.2010г.
В удовлетворении заявленного истцом иска о признании договора мены жилого помещения по <адрес> недействительным - решением Верх-Исетского райсуда г.Екатеринбурга от 16.10.2009г. было отказано, решение вступило в законную силу.
Также судом было установлено и не оспаривалось ответчиками и 3-ми лицами, что на учете в качестве нуждающегося в жилье как ребенок-сирота истец в органе местного самоуправления не состоит, регистрации по месту жительства не имеет, несмотря на то, что с 2005 года истец Тепляков Е.В. неоднократно обращался в администрацию Верх-Исетского района г.Екатеринбурга о постановке его на такой учет, однако ему в этом было отказано.
Отсутствие у истца какого либо жилья на условиях договора социального найма не оспаривается представителем администрации г.Екатеринбурга, а отсутствие у него жилья на праве собственности подтверждается письменным ответом Главного управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области и ЕМУП БТИ г.Екатеринбурга.
Все вышеназванные доказательства ответчиками не оспорены, отвечают требованиям относимости и допустимости, не противоречивы, взаимно дополняют друг друга и в своей совокупности позволяют суду признать наличие у истца права на получение жилого помещения во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области №646-ПП от 20.04.2010г., утвердившим Порядком обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц за счет средств областного бюджета указано Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Согласно п.п.8,9 указанного Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской социального использования и после распределения их детям -сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Учитывая, что Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010г. определена конкретная денежная сумма, подлежащая расходованию на обеспечение жильем детей-сирот, и учитывая, что истец имеет право на получение жилья во внеочередном порядке, суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность передать благоустроенное жилое помещение в виде квартиры в собственность МО г.Екатеринбург для последующего предоставления указанного жилья Теплякову Е.В. на условиях договора социального найма.
С учетом этого обязанность по предоставлению жилого помещения и заключению договора социального найма суд возлагает на администрацию г.Екатеринбурга, поскольку согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 20.04.2010г. именно орган местного самоуправления заключает договор социального найма с гражданином.
Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу на условиях социального найма, суд принимает во внимание положения ч.5,6 ст.57 ЖК РФ, ч.2 ст.58 ЖК РФ, Постановление Главы г.Екатеринбурга №824 от 31.08.2005г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», а также с учетом требований истца и на основании ст.196 ГПК РФ, обязывает администрацию г.Екатеринбурга предоставить истцу благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 16 м.кв., расположенное в пределах г.Екатеринбурга и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
При этом возражения представителя администрации г.Екатеринбурга о том, что за истцом ранее было закреплено жилое помещение, в связи с чем ему не должно предоставляться другое жилье, суд во внимание не принимает, поскольку судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что закрепленное за истцом жилое помещение с согласия ЕМУП «Городской комитет по приватизации, продаже, обмену жилья и высвобождению земельных участков под застройку» и в отсутствие согласия органов опеки перешло в пользование (в 1992 году), а затем и в собственность иных лиц. С учетом таких обстоятельств суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения настоящего дела у истца отсутствует закрепленное за ним в пользовании какое-либо жилое помещение.
Вместе с тем, требование истца в части признания действий администрации г.Екатеринбурга по отказу в постановке Теплякова Е.В. на учет для получения жилья как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, удовлетворению судом не подлежит по следующим основаниям.
Согласно п.1-1 ст.3 2 Областного закона №3-ОЗ от 20.02.2006г. «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» (в редакции Областного Закона от 19.02.2010г. №3-ОЗ), учет граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования ведется в расположенных на территории Свердловской области а) городских округах; б) поселениях, входящих в состав муниципальных районов. Ведение учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования осуществляется органами местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение этого учета.
Таким образом исходя из положений ст.52 ЖК РФ и Постановления Главы г.Екатеринбурга от 26.06.2006г. №569 органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является районный орган местного самоуправления, обязанный в том числе осуществлять постановку на учет в качестве нуждающихся всех категорий граждан, указанных в ст.49 ЖК РФ, а следовательно и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, поскольку заявленный истцом ответчик в лице администрации г.Екатеринбурга не осуществляет ведение учета детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, т.к. данная обязанность возложена на районные органы местного самоуправления, данное требование истца является необоснованным.
Иных требований, равно как и иных оснований по заявленному требованию, на рассмотрение суда не заявлено.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Теплякова Е.В. удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области за счет средств субъекта Российской Федерации - Свердловской области - передать в собственность МО «Город Екатеринбург» благоустроенное жилое помещение в виде квартиры общей площадью не менее №., соответствующее санитарным и техническим требованиям для предоставления Теплякову Е.В..
Обязать администрацию г. Екатеринбурга предоставить Теплякову Е.В. на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее №, отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в пределах г.Екатеринбурга.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Судья: (Лимонова Л.Ф.)