решение о перерасчете пенсии



Дело № 2-8147\10 (5)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2010 года

Ленинский районный суд г.Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Савиновой О.Н.

при секретаре Ручкиной А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Баталова ФИО12, Добронецкого ФИО13, Левина ФИО14, Прокина ФИО15, Телякова ФИО16, Черныш ФИО17 к Военному комиссариату Свердловской области о взыскании недополученной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Баталов С.И., Добронецкий И.Л., Теляков О.Н., Левин С.Г., Прокин Р.Ф., Черныш В.С. обратились в суд с иском к Военному комиссариату Свердловской области о взыскании с ответчика задолженность по недополученной пенсии с индексацией задолженности по Сводному индексу потребительских цен по Свердловской области.

Баталов С.И., Добронецкий И.Л., Теляков О.Н., за период с 01 февраля 1993 года по 30 ноября 2000 года, в сумме <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб., соответственно.

Левин С.Г., с июня 1994 по ноябрь 2000 года, в сумме <данные изъяты> руб.

Прокин Р.Ф., с апреля 1994 года по ноябрь 2000 года, в сумме <данные изъяты> руб. Черныш В.С. с января 1994 года по ноябрь 2000 года в сумме <данные изъяты> руб.

В обоснование иска указали, что являются пенсионерами МО РФ, при выходе на пенсию имели выслугу 25 лет и более.

Прокин Р.Ф. с 15.08.1959 г. по 18.10.1962г. проходил срочную службу, с 1970 г. по 31.01.1994 г. офицерская должность, обучался 2 года 6 мес. в учебном заведении, при выходе на пенсию имел 26 лет 05 мес. календарного стажа и 28 лет 11 мес. льготного стажа.

Левин С.Г. на пенсии с 12.05.1994 г., с 31.08.1967 г. по 1970 г. обучался в учебном заведении, при выходе на пенсию имел 26 лет 5 месяцев календарного стажа.

Черныш В.С. вышел на пенсию, имея 26 лет стажа, 27.12.1993 г. назначена пенсия, из них три года обучался в учебном заведении.

Баталов С.И. окончил высшее командно-инженерное училище в 1965 г., обучался пять лет, пенсия назначена 28.10.1987 г., выслуга составляла на день увольнения 27 лет в календарном исчислении.

Добронецкий И.Л. обучался в учебном заведении с 02.08.1954 г. по 30.09.1957 г., пенсия назначена с 07.11.1981 г. стаж составлял 27 лет в календарном исчислении, 28 лет 1 мес. в льготном исчислении.

С учетом положений постановления Правительства РФ от 27.01.1993г. №65, с 01.01.1993г. для исчисления денежного содержания военнослужащих (за исключением военнослужащих срочной службы), установлены процентные надбавки за выслугу лет согласно приложению №8. С учетом выслуги более 25 лет истцам обязаны были начислять надбавку в размере 40%, однако, им начислялась надбавка в размере 35%. Считая, что им неправомерно начислялась пенсия в меньшем размере, имела место ежемесячно недоплата процентной надбавки за выслугу лет в размере 5%, что и послужило поводом для обращения в суд с указанным иском.

Представители ответчика иск не признали, сославшись на то обстоятельство, что требования истца не обоснованны, поскольку размер надбавки определялся с учетом положений приказа МО СССР N 0300 от 24.11.1989 г., согласно которому в выслугу лет, учитываемую при исчислении пенсии, не входила срочная служба и обучение в учебных заведениях, в связи с чем, выслуга лет истцов составила менее 25 лет стажа, поэтому надбавка исчислялась в размере 35%.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, материалы личных пенсионных дел истцов, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из представленных сторонами доказательств, все истцы являются пенсионерами МО РФ.

Согласно расчетных листков, представленных ответчиком у всех истцов имеется стаж более 25 лет, за что им установлена процентная надбавка 35% за выслугу лет.

Пенсия им выплачивается военным комиссариатом в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в последующей редакции.

Постановлением Правительства РФ от 27.01.1993 г. № 65, с 01.01.1993 г. для исчисления денежного содержания военнослужащих (за исключением военнослужащих срочной службы), установлены процентные надбавки за выслугу лет согласно Приложению № 8.

Так, в Приложении № 8 к указанному постановлению определено, что размер процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим (кроме военнослужащих срочной службы), лицам рядового и начальствующего состава Министерства обороны при выслуге лет от 15 до 20 лет составляет 30%, от 20 до 25 лет - 35%, от 25 и более - 40%.

Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела, при выходе пенсию каждый из истцов имел выслугу более 25 лет.

Поскольку, выслуга на момент увольнения с военной службы составила более 25 лет, истцы полагают, что ответчик им был обязан начислять надбавку в размере 40%, чего сделано не было, при расчете пенсии ответчик необоснованно включил в ее состав процентную надбавку за выслугу лет в размере 35%.

Ответчик полагает, что служба по призыву и обучение в военно-учебном заведении не подлежала учету при определении выслуги лет.

С доводами ответчика суд согласиться не может, учитывая следующее.

Согласно ст.1, ст.12 Закона РФ от 22.01.1993 г. № 4338-1 <О статусе военнослужащих> (в ред. Закона РФ № 4338-1 от 22.01.1993 г. вступившего в законную силу с 01.02.1993 г.), действующего в период возникновения спорных отношений, к военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты военных училищ, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту и по призыву.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 <О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ>, с 01.02.1993 г. в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее - военнослужащие)..., засчитывается военная служба (в том числе по призыву) в ВС, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках.

С 01.01.2002 с введением в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утратили силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые на его основе подзаконные акты; ст. 11 нового Закона устанавливает исчерпывающий перечень периодов, засчитываемых в страховой стаж, период обучения в высших учебных заведениях в него не входит.

Положения части первой ст. 6, части четвертой ст. 15, части первой ст. 17, ст. 18, 19, части первой ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Период обучения истцов в учебных заведениях относится к периоду деятельности до 01.01.2002, то есть до установления нового правового регулирования назначения пенсионных выплат Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Конституционный Суд Российской Федерации признал Постановлением от 29.01.2004 N 2-П п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не противоречащим Конституции Российской Федерации в той части, в какой он исключает из общего трудового стажа некоторые периоды общественно полезной деятельности (в том числе периоды обучения в высших учебных заведениях), включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, поскольку эта норма действует во взаимосвязи с иными нормами нового Закона, предусматривающими новые механизмы увеличения размера трудовой пенсии, в результате которых минимальный уровень пенсионного обеспечения превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии.

Вместе с тем настоящий вопрос связан с выслугой лет на основании ст. 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В связи с исключением ответчиком из общего трудового стажа истцов периодов, имевших место до 01.01.2002, на основании Федерального закона, вступившего в силу с 01.01.2002, при большей продолжительности совокупного стажа военной службы, чем требует п. "б" ст. 13 названного Закона они лишаются повышенных процентных надбавок за выслугу лет.

Между тем, стаж рассчитан истцам при увольнении с военной службы уполномоченным на то лицом, о чём составлен официальный документ - приказ, где выслуга у всех истцов составляет более 25 лет.

Поэтому в данном случае применима правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П и Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 20.12.2005 N 25 в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, согласно которой ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В период обучения истцов в высших учебных заведениях действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, в соответствии с п. 109 которого, кроме работы в качестве рабочего или служащего, в общий трудовой стаж работы засчитывается также всякая деятельность, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (подп. "а"), а также обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях, партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках, пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре (подп. "и").

При исчислении выслуги лет, дающей право на получение процентной надбавки за выслугу лет, в период с 01.02.1993 г. и до 30.11.2000 г., ответчику следовало руководствоваться Постановлением Правительства РФ №65 от 27.01.1993 г., предусматривающим размеры процентных надбавок за выслугу лет от оклада по званию и должности.

В соответствии со ст. 43 ФЗ РФ № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, пересмотр пенсий, надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий производите одновременно с увеличением денежного довольствия военнослужащих.

Для исчисления пенсии в денежное довольствие включается должностной оклад, оклад по воинскому званию, месячная стоимость продовольственного пайка и надбавка за выслугу лет.

Также п."б" ст. 49 вышеуказанного Закона устанавливает, что пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, исходя из уровня увеличения учитываемого исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2000г. №524 «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей», вступившим в силу с 05.08.2000г., абзац 4 п.1 Постановления Правительства РФ от 27.01.1993г., устанавливающий размер размеры процентных надбавок за выслугу лет (Приложение №8) отменен, утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим и членам их семей, которыми, соответственно, установлены ежемесячные процентные надбавки за выслугу лет к окладам денежного содержания при выслуге, в том числе, от 15 до 20 лет - 50 процентов; от 20 до 22 лет - 55 процентов, 22-25 - 65 процентов, от 25 лет и более 70 процентов.

Как видно из материалов дела, с 01 декабря 2000 года на основании Постановления правительства от 14.09.2000 г. №680 о повышении месячных окладов военнослужащим, была увеличена процентная надбавка истцам за выслугу лет в размере 40%, таким образом, ответчик принял к расчету выслугу истцов.

Таким образом, поскольку на момент выхода на пенсию истцы имели выслугу более 25 лет, пенсии истцов подлежали перерасчету с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 40%.

В судебном заседании установлено, что Баталову С.И., Добронецкому И.Л., Телякову О.Н., за период с 01 февраля 1993 года по 30 ноября 2000 года, учитывалась процентная надбавка в размере 35 %, в результате чего истцами недополучена пенсия в сумме <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб., соответственно.

Истцами Левиным С.Г., с июня 1994 по ноябрь 2000 года, недополучена пенсия в сумме <данные изъяты> руб., Прокиным Р.Ф., с апреля 1994 года по ноябрь 2000 года, недополучена пенсия в сумме <данные изъяты> руб., Черныш В.С. недополучил пенсию с января 1994 года по ноябрь 2000 года в сумме <данные изъяты> руб., в результате установленной ответчиком процентной надбавки в размере 35 %, вместо 40 %.

Размер установленной процентной надбавки 35%, представителями ответчика в судебном заседании, не оспаривался.

Следовательно, по мнению суда, истцам неправомерно начислялась пенсия в меньшем размере, т.к. имела место недоплата за выслугу лет в размере 5% ежемесячно.

Истцами заявлено требование о взыскании задолженности с ее индексацией, поскольку выплата пенсии в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, причинила им имущественный вред.

Суд полагает, что с целью защиты нарушенного права сумма задолженности подлежит индексации в связи с обесцениванием денежных средств в результате инфляции по сводному индексу потребительских цен по Свердловской области в соответствии со ст.ст. 15, 1064 и 1069 ГК РФ и п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".

Индексации подлежит сумма недоплаты по день подачи иска в суд, по расчету истцов.

Таким образом, за период с 01 февраля 1993 года по 30 ноября 2000 года, Баталову С.И. не выплачена пенсия в сумме <данные изъяты> руб., убытки с учетом индекса потребительских цен составляют <данные изъяты> руб., Добронецкому И.Л. не выплачена пенсия в размере <данные изъяты> руб., убытки с учетом индекса потребительских цен составляют <данные изъяты> руб., Телякову О.Н. - <данные изъяты> руб., убытки с учетом индекса потребительских цен составляют <данные изъяты> руб., Левину С.Г. с июня 1994 по ноябрь 2000 года, в сумме <данные изъяты> руб., убытки с учетом индекса потребительских цен составляют <данные изъяты> руб., Прокину Р.Ф. с апреля 1994 года по ноябрь 2000 года - в сумме <данные изъяты> руб., убытки с учетом индекса потребительских цен составили <данные изъяты> руб., Черныш В.С. с января 1994 года по ноябрь 2000 года недополучил пенсию в сумме <данные изъяты> руб., убытки с учетом индекса потребительских цен составили <данные изъяты> руб.

Представители ответчика, возражая против удовлетворения иска вообще, не оспаривали при этом суммы задолженности по пенсии и их индексацию, предложенный истцами расчет, суд считает правильным, поскольку доказательств иного суду ответчиком не предоставлено.

Следовательно, у суда имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований в размере заявленных истцами сумм.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Военного комиссариата Свердловской области в пользу Баталова ФИО18 задолженность по недополученной пенсии за период с 01 февраля 1993 года по 30 ноября 2000 года в сумме <данные изъяты> руб., а также убытки с учетом индекса потребительских цен составляют <данные изъяты> руб.

Взыскать с Военного комиссариата Свердловской области в пользу Добронецкого ФИО19 задолженность по недополученной пенсии за период с 01 февраля 1993 года по 30 ноября 2000 года в сумме <данные изъяты> руб., а также убытки с учетом индекса потребительских цен составляют <данные изъяты> руб.

Взыскать с Военного комиссариата Свердловской области в пользу Левина ФИО20 задолженность по недополученной пенсии за период с 01 июня 1994 по 30 ноября 2000 года, в сумме <данные изъяты> руб., а также убытки с учетом индекса потребительских цен <данные изъяты> руб.

Взыскать с Военного комиссариата Свердловской области в пользу Телякова ФИО21 задолженность по недополученной пенсии за период с 01 февраля 1993 года по 30 ноября 2000 года в сумме - <данные изъяты> руб., а также убытки с учетом индекса потребительских цен <данные изъяты> руб.

Взыскать с Военного комиссариата Свердловской области в пользу Прокина ФИО22 по недополученной пенсии с 01 апреля 1994 года по 30 ноября 2000 года - в сумме <данные изъяты> руб., а также убытки с учетом индекса потребительских цен <данные изъяты> руб.

Взыскать с Военного комиссариата Свердловской области в пользу Черныш ФИО23 задолженность по недополученной пенсии за период с 01 января 1994 года по 30 ноября 2000 года в сумме <данные изъяты> руб., а также убытки с учетом индекса потребительских цен составляют <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200