решение о взыскании суммы



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 декабря 2010 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Савиновой О.Н.,

при секретаре Васильевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Генина ФИО4 к Министерству социальной защиты населения Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области о взыскании суммы, компенсации морального вреда, процентов за пользование чужими денежными средствами,

УСТАНОВИЛ:

Генин В.Т. обратился в суд с иском о взыскании суммы в размере <данные изъяты> рублей в счет компенсации за автомобиль.

Кроме того, истцом было заявлено требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями ответчика, в сумме <данные изъяты> рублей, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> рублей, дополнив исковые требования в виде суммы процентов <данные изъяты> руб., компенсировать рас ходы на представителя в размере <данные изъяты> рублей.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, считая незаконным действия ответчиков о выплате ему компенсации за автомобиль в размере <данные изъяты> т. рублей, несмотря на то, что часть инвалидов получили компенсацию в размере <данные изъяты> т. рублей. просил удовлетворить его требования в полном объеме, взыскав в ответчиков <данные изъяты> рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами и компенсировать моральный вред, причиненный действиями ответчиков, а также расходы на представителя.

Представитель истца, полагал, что нарушены права истца, предусмотренные Конституцией Российской Федерацией, где ст.19 гласит, что все равны перед законом. Однако, министерство социальной защиты по своему усмотрению распределило денежные средства, хотя должны были учесть всех, распределить всем поровну.

Представитель Министерства финансов Свердловской области исковые требования не признала, пояснила, что во исполнение Указа Президента, Постановлением Правительства Свердловской области от 12.02.2008 г. было принято решение о выплате инвалидам по 150 000 рублей, как компенсацию за автомобиль, что и было сделано в пределах выделенных денежных средств, компенсация выплачена 420 гражданам в порядке очередности по 983 номер включительно. 06.05.08 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 685 в соответствии с которым Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить автомобилями или выплатить компенсацию в размере 100 000 рублей, гражданам не получившим компенсацию из областного бюджета, выплачена компенсация из за счет средств федерального бюджета. Выплата истцу была произведена в декабре 2008 года УСЗН Верх-Исетского района г. Екатеринбурга на основании заявления истца.

Представитель Министерства социальной защиты населения Свердловской области исковые требования также не признал, пояснив, что Управления не признал, сославшись на отсутствие правовых оснований для возложения на него обязанности по доплате денежной суммы в размере 50 т. рублей взамен предоставления легкового автомобиля.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает требования истца не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Генин В.Т. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области о взыскании денежной суммы, компенсации морального вреда, судебных расходов, процентов за пользование чужими денежными средствами.

В соответствии с Указом Президента РФ от 06 мая 2008 года № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов», компенсации морального вреда в сумме 200 ООО рублей.

До 01.01.2005 г. в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (в редакции от 23.10.2003 г.) <О социальной защите инвалидов в Российской Федерации>, инвалиды, в том числе дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста, имеющие соответствующие медицинские показания, имели право на обеспечение транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии со статьей 11.1 указанного Закона бесплатно или на льготных условиях.

До 01.01.2005 г. Министерство социальной защиты населения Свердловской области обеспечивало инвалидов, в том числе, инвалидов с причиной инвалидности <общее заболевание> транспортными средствами в соответствии с заключением медико-социальной экспертной комиссии Государственной службы медико-социальной экспертизы (ранее - врачебно-трудовой экспертной комиссии - ВТЭК).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.05.1992г. № 356 <О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах>, все инвалиды при наличии у них установленных медицинских оказаний на обеспечение специальными транспортными средствами и отсутствии противопоказаний к управлению ими, имели право на получение мотоколясок бесплатно.

Согласно ст. 153 Федерального закона РФ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, данные правоотношения являются длящимися, Указом Президента РФ от 6 мая 2008 года № 685 <О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов> предписано Правительству Российской Федерации осуществить следующие меры по выполнению обязательств государства перед проживающими на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями: в 2009 году - обеспечить граждан, ставших инвалидами вследствие воздействия радиации, а также инвалидов из числа реабилитированных лиц бесплатно легковыми автомобилями или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей, а инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам взамен предоставления легкового автомобиля выплатить единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей.

Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства возникло до 1 января 2005 года, одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 года.

По поручению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в январе 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации была проведена работа по уточнению списков очередности инвалидов на получение транспортных средств, вставших на учет в органах социальной защиты населения до 1 января 2005 года.

Истец по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты населения истица состоял, право на получение денежной компенсации у него возникло и он им воспользовался в 23.05.2008 г. написав заявление, согласно которого согласен на денежную. Компенсацию в размере <данные изъяты> т. рублей согласен и согласен на денежную компенсацию в размере <данные изъяты> т. рублей.

Истец обратился в суд и просит выплатить ему <данные изъяты> т. рублей неполученные им в 2008 году, поскольку ему было выплачено только <данные изъяты> т.рублей.

С данным утверждением истца суд согласиться не может.

В соответствии с приказом министра социальной защиты населения Свердловской области от 22.12.1998 № 626 «О работе с автоматизированной базой данных для обеспечения инвалидов спецавтотранспортом» учетными данными для постановки инвалидов в список очередности являются сведения, внесенные управлением социальной защиты населения в «Учетную карточку по выдаче, продаже спецавтотранспорта инвалиду по медицинским показаниям».

Нормирование списка очередности инвалидов на получение транспортных средств Министерством социальной защиты населения Свердловской области осуществляюсь на основании данных, полученных из управлений социальной защиты населения.

В соответствии с Правилами выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 670, органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации представляют в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации подписанные руководителями этих органов и заверенные печатью списки инвалидов для выплаты компенсации, а также отчет о расходовании средств, выделенных на выплату компенсации, по форме и в срок, которые определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, истец обратился с заявлением в УСЗН Верх-Исетского района г. Екатеринбурга 23.05.2008 года о предоставлении единовременной денежной компенсации как инвалид Великой Отечественной войны 2 гр.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 670 установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением легковых автомобилей инвалидам, а также выплатой инвалидам единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, в том числе с оплатой банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) компенсационных выплат, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 06.05.2010 г. № 685 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации должно было сформировать списки граждан, имеющих право на получение легкового автомобиля или единовременной денежной компенсации.

Согласно пункту 4 Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 670 "О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями" органы исполнительной власти

субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за предоставление недостоверных сведений об инвалидах, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями.

Пункт 6 «Правил предоставления легковых автомобилей за счет средств Федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями> утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 670 органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации представляют в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации подписанные руководителями этих органов и заверенные печатью списки инвалидов, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете для обеспечения транспортными средствами.

Органы социальной защиты населения Свердловской области финансируется из средств областного бюджета.

В силу ст. 10, Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. 2004 г.), меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Обеспечение транспортными средствами или на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства (выплату денежной компенсации) производится за счет средств федерального бюджета

Поскольку, на федеральном уровне вопросы компенсации транспортными средствами инвалидов решен не был, Правительство Свердловской области 12.02.2008 г. было принято постановление № 102-ПП «Об обеспечении в 2008 году за счет средств областного бюджета инвалидов транспортными средствами или выдача им по их заявлению единовременной денежной компенсации взамен обеспечения транспортными средствами…»

Таким образом, на Министерство социальной защиты Свердловской области и территориальные органы государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения были возложены полномочия по обеспечению инвалидов в 2008 году транспортными средствами или выплате им, по их заявлению, единовременной денежной компенсации, для чего было выделено 80000 т. рублей.

Гражданам, имеющим право в соответствии с действовавшим до 1 января 2005 года на получение автомобиля бесплатно, по их заявлению выплачивалась компенсация в размере 150 т.рублей в порядке очередности, определенной Министерством до 01.01.2005 г.

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 23.06.2008 года № 630-ПП «Об утверждении Положения о Министерстве социальной защиты населения Свердловской области» министерство является вышестоящим органом, осуществляющим координацию и методическое руководство, не определяет право граждан на выплаты любого рода, не назначает их и не выплачивает.

Генин В.Т. поставлен на учет 10.11.2004 г. в органах социальной защиты населения Свердловской области на обеспечение транспортным средством на основании заключения Бюро медико-социальной экспертизы № 12 от 15.10.2004 года.

С заявлением о выплате компенсации обратился 23.05.2008 г.

Указом Президента Российской Федерации № 685 от 06.05.2008 года «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» было поручено Правительству в 2008 году бесплатно, обеспечить инвалидов легковыми автомобилями, или, по их заявлению вместо автомобиля выплатить денежную компенсацию в размере <данные изъяты> т. рублей.

В связи с чем, в декабре 2008 года Генину В.Т. была выплачена компенсация за транспортное средство в размере <данные изъяты> т. рублей в соответствии с действующим на тот момент законодательством.

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требований истца у суда не имеется.

Что касается заявленных исковых требований о взыскании в пользу истца морального вреда, обусловленного недоплатой, по мнению истца, <данные изъяты> т. рублей, суд полагает, что оснований для его удовлетворения не имеется, учитывая следующее.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, гражданин имеет право требовать возмещения морального вреда.

При этом истец должен представить суду доказательства, подтверждающие факт причинения ему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями они нанесены, когда были совершены действия, повлекшие причинение морального вреда, и какие физические и нравственные страдания им перенесены.

Суд полагает, истцом не доказан факт причинения морального вреда и не представлены доказательства, подтверждающие причинно-следственную связь между действиями органов соцзащиты и предполагаемым вредом.

Ссылка истца на то, что он очень переживает по поводу несправедливого распределения денежных сумм, не является основанием для компенсации морального вреда, учитывая и то, что никаких нарушений прав истца со стороны ответчиков, судом установлено не было.

Возмещение морального вреда при нарушении имущественных прав, допускается только в случаях, прямо предусмотренных нормативными актами.

Однако возмещение морального вреда, обусловленного выплатой денежной компенсации взамен автомобиля, нормативными актами, регулирующими указанные правоотношения, не предусмотрено.

Кроме того, компенсация морального вреда является производным требованием от первоначального, поэтому, как и взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами, не подлежит удовлетворению.

В силу ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, также не подлежат компенсации расходы истца в размере 10 000 рублей на представителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Генину ФИО5 к Министерству социальной защиты населения Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области о взыскании суммы, компенсации морального вреда, процентов за пользование чужими денежными средствами, отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения к окончательном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200