РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 декабря 2010 года г. Екатеринбург
Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Бурматовой Г.Г.,
при секретаре Шагалиной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дубасова А.В. об оспаривании действий Управления ГИБДД ГУВД по Свердловской области,
УСТАНОВИЛ:
Дубасов А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления ГИБДД ГУВД по Свердловской области в части отказа в регистрации транспортного средства - автомобиля <данные изъяты>, принадлежащего заявителю на праве собственности и возложении обязанности зарегистрировать автомобиль.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали и в обоснование иска пояснили, что при обращении в апреле 2010 года в Управление ГИБДД ГУВД по Свердловской области за регистрацией транспортного средства, заявителю было отказано со ссылкой на п. 3 Правил регистрации транспортных средств. Считает указанный отказ незаконным, поскольку транспортное средство имеет свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности. Ранее автомобиль состоял на регистрационном учете.
Представитель Управления ГИБДД ГУВД по Свердловской области Русинов А.Е., действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении заявления. В обоснование возражений указал, что после внесения изменений в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации. Указанную сертификацию автомобиль заявителя не прошел.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд отказывает в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
После внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации.
Согласно п. 2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД Российской Федерации от 27.01.2003 № 59, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.
Из информационного письма Госстандарта Российской Федерации от 27.06.2003 N ГЭ-1100-28/2308 "О применении нормативных документов в области обязательного подтверждения соответствия" следует, что в целях обеспечения практической деятельности по обязательному подтверждению соответствия продукции со дня вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" и до вступления в силу соответствующих технических регламентов при проведении в Системе сертификации ГОСТ Р обязательного подтверждения соответствия продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации, следует руководствоваться как не противоречащими целям, установленным в п. 1 ст. 46 указанного Федерального закона: нормативными документами, установленными Номенклатурой продукции, в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация, и Номенклатурой продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии; действующими нормативными правовыми документами, устанавливающими правила, процедуры и порядок проведения обязательного подтверждения соответствия продукции, а также нормативными правовыми документами систем сертификации однородных групп продукции Системы сертификации ГОСТ Р.
В Номенклатуре продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена ее обязательная сертификация, введенной в действие Постановлением Госстандарта России от 30.07.2002 № 64, в разделе «Товары для личных нужд гражданина и продукция производственно-технического назначения», в подразделе «Изделия автомобильной промышленности», с кодом 45 1400 согласно Общероссийскому классификатору продукции (ОК 005-93) значится продукция - автомобили легковые, за исключением гоночных (45 1482), с кодом 45 4000 - агрегаты, узлы и детали легковых автомобилей. Согласно указанной Номенклатуре перечень нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация, определяется Системой сертификации механических транспортных средств и прицепов.
В соответствии с п. 3.1 раздела III Положения о системе сертификации ГОСТ Р, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 17.03.1998 № 11, правила проведения сертификации продукции в Системе ГОСТ Р установлены Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 21.09.1994 № 15, а также правилами сертификации однородной продукции. Также процедура сертификации транспортных средств установлена Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19. Названные нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в силу ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» подлежат обязательному исполнению до вступления в силу соответствующих технических регламентов, поскольку в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, соответствуют целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Пунктами 1, 2, 11, 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711, предусмотрено, что Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
На Госавтоинспекцию возложены обязанности осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:
- к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;
- к изменению конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей наделена правом не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.
Согласно справке - счет № паспорту транспортного №, паспорта транспортного средства <адрес> Дубасов А.В. является собственником автомобиля <данные изъяты> <данные изъяты> года выпуска.
Как следует из имеющихся документов, на автомобиле, принадлежащем Дубасову А.В., установлены агрегаты (ДВС и кузов) отличные по году выпуска и техническим характеристикам от первоначальных, что указывает на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, а также на то, что автомобиль собран из запасных частей и агрегатов.
Свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности не может быть принят в качестве документа, подтверждающего прохождение автомобилем повторной сертификации на соответствие типа транспортного средства.
Произведенная ранее регистрация, с внесением в графу «Особые отметки» отметку о замене марки и агрегатов, без проведения сертификации - противоречит Федеральному закону «О безопасности дорожного движения».
Автомобиль, представленный Дубасовым А.В. на регистрацию заводом изготовителем не выпускался, сертификацию не проходил, следовательно, должен пройти сертификацию в установленном порядке, после чего автомобиль может быть поставлен на государственный регистрационный учет и допущен до участия в дорожном движении.
Учитывая, что суд отказывает в удовлетворении требования о понуждении к осуществлению регистрационных действий в отношении транспортного средства по тем основаниям, что действия УГИБДД соответствует требованиям закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления Дубасова А.В. о признании незаконными решения УГИБДД ГУВД по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на регистрационный учет автомобиля «<данные изъяты>» и возложении обязанности на УГИБДД ГУВД по Свердловской области осуществить регистрационные действия в отношении транспортного «<данные изъяты>».
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме виде путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья: