решение о признании права на досрочную пенсию



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2010 года

Ленинский районный суд г.Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Савиновой О.Н.,

при секретаре Васильевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Рыльцевой ФИО5 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области о включении периода работы в специальный стаж для назначения пенсии и о назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Рыльцева Г.Н. обратилась в суд с иском к Управлению ПФ РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга об установлении и выплате пенсии за выслугу лет с момента обращения с заявлением в ПФ РФ с 30 августа 2010 г.

Ответчик, иск не признал в полном объеме, пояснив, что стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, на момент обращения составлял 12 лет 03 месяца 16 дней вместо требуемого 25 лет.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования Рыльцевой Г.Н. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 55 лет для женщин, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан (п.3 ст.1 Закона № 173-ФЗ).

Согласно п.2 ст.27 Закона № 173-ФЗ списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подп.7-13 п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Конституционный суд РФ Постановлением от 29.01.2004 г. № 2-П постановил, что оценка пенсионных прав, приобретенных гражданами до 1 января 2002 г, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размере пенсии, может осуществляться по нормам ранее действующего законодательства.

В связи с чем, право на досрочное назначение пенсии по нормам подп.19 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ определялось на основании: списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет (далее Список № 463), утвержденного Постановлением СМ РСФСР от Об. 09.91г. № 463; список № 463 действует на периоды работы до 1 ноября 1999 г.; списка должностей, работа в которых с 1 ноября 1999 г. подлежит зачету в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067 с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.02.2001 г. № 79 (далее Список № 1067, Правила). Данные Правила могут применяться при исчислении указанной выслуги, за периоды до 1 ноября 1999 г. (абз.2 п. З Постановления № 1067 с изменениями и дополнениями Постановлением № 79); правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.21 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 (далее Постановление № 516, Правила № 516; списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп.10 п.1 ст.28 Закона № 173-ФЗ и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп.10 п.1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (далее Постановление № 781, Список № 781, Правила № 781).

Согласно Списку, право на указанную пенсию предоставляется педагогическим работникам при наличие двух условий, одновременно - работы в определенных должностях и в образовательных учреждениях для детей, предусмотренных списками.

Как видно из материалов дела, Рыльцева Г.Н. 30.08.2010 г. обратилась в Управление ПФР в Ленинском районе с заявлением о назначении пенсии, представила к рассмотрению документы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по подп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ <О трудовых пенсиях в РФ> (далее Закон № 173-ФЗ).

В соответствии с решением Управления от 01.11.2010 г. № 16\127 Рыльцевой Г.Н. было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составил 12 лет 03 месяца 16 дней.

Определяя право Рыльцевой Г.Н. на досрочное назначение трудовой пенсии по подп.19 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ в соответствии со Списком и Правилами № 781, Управлением были исключены из стажа периоды работы с 05.09.1984 г. по 25.10.1993 г., с 28.10.1993 г. по 05.05.1996 г., с 07.05.1996 г. по 03.06.1997 г. в должности воспитателя, Детского комбината № 577 СПО «Уральские самоцветы», с 05.11.1988 г. в Детском комбинате № 577 СПО «Русские самоцветы», с 30.12.1988 г. в Детском комбинате № 577 АП «Производственного объединения «Русские самоцветы», с 06.01.1993 г. в ТОО Детском комбинате № 577 «Завода «Русские самоцветы», с 22.07.1996 г. в Детском комбинате № 577 ОАО «Завода «Русские Самоцветы».

Основанием для отказа в зачете указанных периодов явилось несоответствие название учреждения спискам.

Суд полагает, что отказ Управления в этой части является не законным, учитывая следующее.

В соответствии с п.3 Правил № 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке №781, при этом работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела <Наименование должностей> списка, засчитывается в стаж работы при условии её выполнения в учреждениях, указанных в п.2 раздела <Наименование учреждений> Списка.

Список № 781 (п.2) не предусматривает наименования данных учреждений.

Согласно представленной истцом справки, она действительно работала воспитателем детского комбината № 577 с 05.09.1984 г. по 03.06.1997 г. в ОАО «Завод русские самоцветы».

Приказом Свердловского городского отдела народного образования от 10.01.1984 г. № 5-о вновь выстроенному детскому саду-ясли на 140 мест Производственного объединения «Уральские самоцветы» присвоен общегородской номер 577.

Приказом от 05.09.1984 г. № 141 Рыльцева Г.Н. принята в детский комбинат № 577 по переводу из детского комбината № 31 с 05.09.1984 г. воспитателем ясельной группы с окладом 80 рублей в месяц.

Трудовая книжка установленного образца согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Как следует из трудовой книжки истца, являющейся основным документом работника Рыльцева Г.Н. 05.09.1984 г. переведена в детский комбинат № 577 на должность воспитателя Свердловского производственного объединения «Уральские самоцветы» и работала до 03.06.1997 г.

Отказывая в зачислении в спец.стаж вышеуказанных периодов работы, ответчик сослался на то, что в соответствии с п.3 Правил № 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке №781. При этом, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела <Наименование должностей> списка, засчитывается в стаж работы при условии её выполнения в учреждениях, указанных в п.2 раздела <Наименование учреждений> списка. Наименование должностей и учреждения не предусмотрено Списком № 781 (п.2).

Суд не может согласиться с доводами ответчика.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.

Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Одним из условий реализации права на досрочную пенсию по старости (ранее - пенсия за выслугу лет) является деятельность педагогических и медицинских работников соответственно в учреждениях образования или в лечебно-профилактических (лечебных) учреждениях.

Возникновение права на пенсию за выслугу лет (досрочное назначение трудовой пенсии по старости) законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих учреждениях, а не только с определенным видом деятельности. Это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда педагогических и медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, на основании списка N 463 от 6 сентября 1991 г. засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Вышеуказанным Списком предусмотрено включение в педагогический стаж работа в школах всех типов и наименований в должности учителя и воспитателя.

Данный Список действовал до 01 ноября 1999 года, таким образом, работа истица в указанный период должна быть засчитана в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Таким образом, в оспариваемые ответчиком периоды деятельности истец осуществляла педагогическую деятельность в должностях и в учреждении, предусмотренных списком должностей и учреждений, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, что является основанием для включения периодов работы

Учитывая указанные обстоятельства, суд пришел к выводу, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению и имеются основания для того, чтобы зачесть в специальный стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, работу истца в спорные периоды.

Следовательно, на момент обращения с заявлением она имела требуемый стаж работы 25 лет.

Истец заявил требование обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области установить пенсию с момента обращения (30.08.2010 г.).

Суд полагает, что указанные требования подлежат удовлетворению с момента получения права, в том числе с момента обращения, если на момент обращения имелся необходимый стаж.

Согласно п. 3 ст.4 Федерального Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на пенсию.

В соответствии со ст.19 Закона пенсия назначается со дня обращения за ней (ч.1), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления со всеми необходимыми документами (ч.2), в случаях, когда к заявлению приложены не все необходимые для назначения пенсии документы и если они будут представлены не позднее трёх месяцев со дня подачи заявления, днём обращения считается день подачи заявления (ч.3).

Заявление о назначении пенсии истцом было подано, когда она (с учетом тех спорных периодов, которые признаны судом обоснованными) выработала стаж, необходимый для назначения пенсии, необходимый стаж у истца возник 30.08.2010 г.

Таким образом, днем приобретения права на назначение пенсии является 30.08.2010 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Рыльцевой ФИО6 к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, удовлетворить.

Зачесть Рыльцевой ФИО7 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, работу с 05.09.1984 г. по 25.10.1993 г., с 28.10.1993 г. по 05.05.1996 г., с 07.05.1996 г. по 03.06.1997 г. в должности воспитателя, Детского комбината № 577 СПО «Уральские самоцветы», с 05.11.1988 г. в Детском комбинате № 577 СПО «Русские самоцветы», с 30.12.1988 г. в Детском комбинате № 577 АП «Производственного объединения «Русские самоцветы», с 06.01.1993 г. в ТОО Детском комбинате № 577 «Завода «Русские самоцветы», с 22.07.1996 г. в Детском комбинате № 577 ОАО «Завода «Русские Самоцветы».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области установить и выплачивать Рыльцевой ФИО8 пенсию в соответствии с законодательством, регулирующим досрочное назначение трудовых пенсий по старости, с зачетом спорных периодов, с момента возникновения права, т.е. с 30 августа 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200