решение о восстановлении инвалидности



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 декабря 2010 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Савиновой О.Н.

при секретаре Васильевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Трегубова ФИО6 к Федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" о восстановлении инвалидности и установлении 60% процентов утраты профессиональной трудоспособности,

УСТАНОВИЛ:

Трегубов И.В. обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" о о восстановлении инвалидности и установлении 60% процентов утраты профессиональной трудоспособности.

В обоснование иска указал, ГБ МСЭ является экспертной организацией, к полномочиям которой относится определение процента утраты профессиональной трудоспособности и установление инвалидности.

01.12.2008 г. истцу была установлена 3 группа инвалидности до 01.12.2009 г. и первая степень ограничения способности к трудовой деятельности, по причине трудового увечья.

Истцу противопоказан труд под землей, с ударными инструментами, на высоте, с движущимися механизмами.

При переосвидетельствовании в Филиале бюро № 35 "Главного бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" 01.12.2009 г., не принимая во внимание полную слепоту левого глаза, вынесено решение об отсутствии инвалидности, установлена степень утраты трудоспособности 30 %.

Данное решение было обжаловано истцом в «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области", где решением от 22.12.2009 г., решение от 01.12.2008 г. было подтверждено.

Истец просит обязать ФГУ «Главное бюро МСЭ» установить ему третью группу инвалидности и степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 60 %, отменив решение от 22.12.2009 г. об отсутствии инвалидности и установлении степень утраты трудоспособности 30 %.

Определением Верх-Исетского суда г. Екатеринбурга назначена экспертиза для разрешения вопросов: имелись ли основания для установления группы инвалидности Трегубову И.В. и утраты трудоспособности; если да, то какую группу инвалидности необходимо было установить и степень утраты профессиональной трудоспособности.

По итогам судебной медико-социальной экспертизы установлено, что оснований для установления группы инвалидности Трегубову И.В. не имелось, степень утраты трудоспособности составляет 30 % сроком на один год.

В судебном заседании истец и его представитель, допущенный судом по ходатайству истца к участию в деле, настаивали на своих исковых требований, поскольку, считают, что истец, не сможет работать на градообразующем предприятии электрослесарем, поскольку работа под землёй ему противопоказана, как и работа с движущимися механизмами, а другую работу он найти не может. Должна быть учтена утрата трудоспособности относительно той профессии и работы, которую истец выполнял до несчастного случая, а та работа истцом выполняться не может, по медицинским показаниям.

Представители ответчика по доверенности ФИО7 и ФИО8 иск не признали, сославшись на заключение экспертизы. Пояснив, при этом, что инвалидность впервые была установлена Трегубову И.В. с целью адаптации, поскольку он, работая на предприятии, не имел заболеваний, влекущих потерю зрения, в результате несчастного случая, получил травму, вследствие чего потерял зрение на один глаз. Поскольку, за год, человек, потерявший зрение на один глаз, полностью адаптируется и видит одним глазом также как видит двумя глазами, необходимость в установлении инвалидности отпала, поскольку отпала необходимость в социальной адаптации. Степень утраты трудоспособности устанавливается для определенной профессии, то есть истец при отсутствии зрения на одном глазе, может работать по своей профессии, но не под землей и там, где отсутствуют движущиеся механизмы.

Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку не усматривает со стороны ответчика каких-либо нарушений законодательства в отношении истца, учитывая следующее.

Как видно из материалов дела, при исполнении служебных обязанностей истец получил травму левого глаза 30.06.2008 г.

По результатам медико-социальной экспертизы 01.12.2008 г. Трегубову И.В. установлена третья группа инвалидности, по причине трудового увечья, степень ограничения способности к работе первая, утрата профессиональной трудоспособности 30 %, сроком на один год.

03.12.2008 г. Трегубов И.В. уволен, в связи с отсутствием работы необходимой по медицинским показаниям.

02.12.2009 года экспертами филиала бюро № 35 ФГУ «ГБ МСЭ» установлена утрата профессиональной трудоспособности 30 %, снята третья группа инвалидности, сроком на один год, до 01.01.2011 г.

Не согласившись с данным решением, Трегубов И.В. обратился в ФГУ «ГБ МСЭ» Свердловской области, в порядке обжалования, 22.12.2009 г. решение филиала подтверждено.

В настоящее время истцом заявлено требование, по установлению 60% процентов утраты профессиональной трудоспособности и установлении третьей группы инвалидности.

Степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы на основании Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2000г. № 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В соответствии с п. 5 «Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы», утвержденных Приказом Минздравсоцразвития от 17.11.2009г. № 906н от 16.12.2004 г. № 805, одной из функций бюро медико-социальной экспертизы является определение степени утраты профессиональной трудоспособности.

Согласно ст. 7 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных о свидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как указал ответчик, в настоящее время, нормативным актом Правительства РФ, на основании которого органы МСЭ осуществляют деятельность по установлению процентов утраты профессиональной трудоспособности, является Постановление Правительства РФ от 16.10.2000 г. «Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 789.

Согласно указанному Постановлению органы медико-социальной экспертизы уполномочены устанавливать проценты утраты профессиональной трудоспособности лицам, получившим повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и в результате возникновения профессиональных заболеваний, т.е. лицам, получившим повреждение здоровья при исполнении трудовых обязанностей.

В соответствии с п. 7 Постановления «Освидетельствование пострадавшего в учреждении МСЭ проводится на основании обращения работодателя (страхователя), страховщика, по определению суда (судьи) либо по самостоятельному обращению пострадавшего или его представителя при представлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании».

Постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 N 639 были внесены изменения в Постановление Правительства РФ «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» от 16.12.2004 г. № 805.

Согласно данным изменениям органы МСЭ вошли в структуру Федерального медико-биологического агентства России.

В силу ст. 7, 8 Закона ФЗ <О социальной защите инвалидов в РФ> № 181-ФЗ порядок организации и деятельности органов МСЭ определяется Правительством РФ.

Следовательно, деятельность по оценке степени утраты профессиональной трудоспособности также производится на основании актов Правительства РФ, в данном случае на основании Постановления № 789, которое применяется к лицам, получившим повреждение здоровья при исполнении трудовых обязанностей.

В своей работе, для определения утраты трудоспособности, ответчик руководствуется Постановлением Минтруда РФ от 18.07.2001 N 56 "Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания".

В силу указанного Постановления, в случаях, когда пострадавший может в обычных производственных условиях выполнять профессиональный труд с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка пострадавшего, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде, устанавливается от 10 до 30 процентов утраты профессиональной трудоспособности.

При этом степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим, имеющим незначительные нарушения функций организма вследствие производственных травм или профессиональных заболеваний, определяется в зависимости от уровня снижения квалификации, объема производственной деятельности или категории тяжести труда.

Так, в силу п. «а», ст.28 Постановлением Минтруда РФ от 18.07.2001 N 56, 30 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случаях:

если пострадавший может выполнять работу по профессии со снижением квалификации на один тарификационный разряд,

если пострадавший может выполнять неквалифицированный физический труд со снижением разряда работ на одну категорию тяжести,

если пострадавший может выполнять работу по профессии с незначительным снижением объема профессиональной деятельности (снижение нормы выработки на 1/3 часть прежней загрузки).

Согласно п.п. «3», п.29 Постановлением Минтруда РФ от 18.07.2001 N 56, примерами клинико-функциональных критериев установления утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30 процентов являются незначительные сенсорные нарушения: малая степень слабовидения единственного или лучше видящего глаза.

В соответствии с п.12 Постановления Правительства РФ от 16.10.2000 N 789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", на основе полученных документов и сведений, личного осмотра пострадавшего определяется степень утраты его профессиональной трудоспособности, исходя из оценки имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях.

Под специально созданными производственными условиями понимается организация работы, при которой пострадавшему устанавливаются сокращенный рабочий день, индивидуальные нормы выработки, дополнительные перерывы в работе, создаются соответствующие санитарно-гигиенические условия, рабочее место оснащается специальными техническими средствами, проводятся систематическое медицинское наблюдение и другие мероприятия.

Одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом.

Данные критерии утверждены постановлением Минтруда РФ от 18.07.2001 N 56. Согласно п. 5 параграфа II указанного Постановления при определении степени утраты профессиональной трудоспособности необходимо учитывать профессиональный фактор, в частности, способность пострадавшего после несчастного случая на производстве или возникновения профессионального заболевания выполнять работу в полном объеме по своей прежней профессии (до несчастного случая или профессионального заболевания) или иной, равноценной ей по квалификации и оплате, а также возможность использования остаточной профессиональной трудоспособности на другой, менее квалифицированной работе в обычных или специально созданных условиях труда.

В соответствии со ст. 1, Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.

Медико-социальная экспертиза, в соответствии со ст. 7, Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет в установленном порядке потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", к условиям признания гражданина инвалидом, отнесены - нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Вместе с тем, наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности,

Критерием для определения третьей группы инвалидности, как указано в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы", является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности первой степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию первой степени;

способности к передвижению первой степени;

способности к ориентации первой степени;

способности к общению первой степени;

способности контролировать свое поведение первой степени;

способности к обучению первой степени.

В судебном заседании представители ответчика пояснили, что третья группа инвалидности Трегубову И.В. 01.12.2008 года была установлена в целях социальной адаптации, в виду того, что в результате травмы на производстве он потерял зрение на один глаз. По истечении одного года, истец адаптировался, стойких нарушений функций организма, не было установлено, и необходимость в установлении группы инвалидности отпала.

Суд соглашается с данными доводами ответчика, по следующим основаниям.

Истец, осуществлял свои трудовые обязанности на основании трудового договора в должности электрослесаря дежурного и по ремонту оборудования IV разряда.

В результате несчастного случая на производстве, произошедшего 30.06.2008 г., Трегубов И.В. получил травму левого глаза.

01.12.2008 г. ему установлена третья группа инвалидности и утрата профессиональной трудоспособности 30 %, при переосвидетельствовании 01.12.2009 г. группа инвалидности не установлена, степень утраты также установлена 30 %.

Оспаривая отсутствие установления инвалидности и процент степени утраты трудоспособности, истец и его представитель ссылаются на то, что зрение одного глаза утрачено, и не подлежит восстановлению, поскольку глаза это парный орган, отсутствие зрения на один глаз является нарушением здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, кроме того, считают, что степень утраты профессиональной трудоспособности не может быть такой же как при первом освидетельствовании, поскольку зрение невозможно восстановить, а зрение второго глаза ухудшается. После программы реабилитации, зрение не восстановилось.

При повторном освидетельствовании пострадавшего после проведения реабилитационных мероприятий специалисты учреждения медико-социальной экспертизы при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности учитывают повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, возможность выполнять работу по профессии, полученной в результате обучения или переобучения, способность пострадавшего выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, с учетом имеющихся у него профессиональных знаний и умений.(Постановление Правительства РФ от 16.10.2000 N 789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

По мнению суда, решение об установлении группы инвалидности принято 01.12.2008 г. ответчиком исходя из анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица, в виду резкой одномоментной потери зрения на один глаз, с целью адаптации истца в сложившейся ситуации.

Между тем, основанием для признания гражданина инвалидом является соблюдение трех условий: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное последствием травмы; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Судом назначена судебно медико-социальная экспертиза, выводы которой соответствуют решению от 01.12.2009 г. об отсутствии оснований к установлению инвалидности и установлении степени утраты трудоспособности 30 %.

Вышеуказанные условия при освидетельствовании 01.12.2009 г. и проведении судебной медико-социальной экспертизы не были установлены.

При проведении экспертизы и освидетельствовании, истец свободно и самостоятельно ориентируется, передвигается, общается, осуществляет самообслуживание, контролирует своё поведение. Выявлены незначительные нарушения, послужившие основанием для установления 30% утраты профессиональной трудоспособности.

Экспертами установлено, что истец может продолжать свою трудовую деятельность по профессии «электрослесарь», но в других условиях, при отсутствии движущихся элементов, не под землей и не на высоте.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" данный Закон устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных этим Федеральным законом случаях.

Согласно абзацам 17 и 18 статьи 3 названного Закона под профессиональной трудоспособностью понимается способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества, а под степенью утраты профессиональной трудоспособности - выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая.

Таким образом, законодатель определяет "профессиональную трудоспособность" человека как способность к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества.

Поскольку под термином "квалификация" понимается уровень подготовленности, мастерства, степень годности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определяемый разрядом, классом, званием и другими квалификационными категориями, то и степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего в результате несчастного случая на производстве (профессионального заболевания) должна определяться исходя из его способности выполнять работу по прежней специальности или должности.

Такой вывод подтверждается и содержанием абзаца 18 статьи 3 Закона, из которого следует, что степень утраты профессиональной трудоспособности определяется способностью застрахованного осуществлять профессиональную деятельность, которая имела место до наступления страхового случая.

Довод представителя истца об отсутствии работы на градообразующем предприятии, не является основанием для установления иной степени утраты трудоспособности, нежели установлено медико-социальными экспертами.

Трегубов И.В., как указано в программе реабилитации, может работать слесарем КИП, заниматься административно-хозяйственными работами (нормировщик, инженер-энергетик). Истец закончил индустриальный колледж, до событий 30.06.08г. работал электрослесарем дежурным по ремонту оборудования в подземных условиях, в 2010 г. окончил горный университет, по специальности горный инженер. В результате травмы (30.06.08г.) у истца незначительные нарушения функции зрения (левый глаз не видит, острота правого глаза 1).

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Трегубова ФИО9 к Федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" об установлении инвалидности и степени утраты трудоспособности 60 %, отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня получения решения в окончательном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200