РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 декабря 2010 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Савиновой О.Н.
при секретаре Васильевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масалёва ФИО7 к Военному комиссариату Свердловской области о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Масалёв И.В. обратился в суд с иском к Военному Комиссариату Свердловской области о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 07.03.2010 г. по ноябрь 2010 г., обязав ответчика выплачивать ему компенсацию до обеспечения жильём, указав, что является майором запаса, уволенным с военной службы с 07.12.2009 года в связи с организационно-штатными мероприятиями, право на получение жилья не использовал, состоит в списке очередников в ФГУ «Екатеринбургская КЭЧ района», зарегистрирован в <адрес> - здании военного комиссариата г. Североуральска, на день увольнения имел выслугу в календарном исчислении 22 г. 4 м., в льготном исчислении 28 лет 9 мес.
Считает, что отказ военного комиссариата в выплате денежной компенсации незаконен, просит ответчика взыскать денежную сумму за наём жилья, а также обязать ответчика выплачивать ежемесячно за истекший месяц согласно договору найма жилого помещения, но не выше предусмотренного Постановлением правительства РФ № 909 размера, денежную сумму за наём жилого помещения.
В обоснование понесённых расходов представил договоры найма жилого помещения, начиная с 2005 года по ноябрь 2010 года и расписки (ведомость) о получении денежных средств собственником квартиры.
В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик иск не признал, указав на то, что Военный комиссариат Свердловской области не должен выступать по данному исковому заявлению в качестве ответчика, т.к. органами, осуществляющими такие выплаты, являются администрации муниципальных образований.
Ввиду того, что Масалёв И.В. состоит в очереди на получение жилого помещения в ФГУ «Екатеринбургская КЭЧ района», выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения ему, как пенсионеру Министерства обороны Российской Федерации не положена.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Масалёв И.В. майор запаса, приказом командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа № 365 от 07.12.2009 г. уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями ( подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).
В период прохождения военной службы и после увольнения по настоящее время жильём от Министерства Обороны РФ не обеспечен.
Зарегистрирован в <адрес> в здании военного комиссариата с 15.09.2004 г.
Масалёв И.В. состоит в очереди на получение жилого помещения в ФГУ «Екатеринбургская КЭЧ района».
Представитель ответчика в судебном заседании подтвердил, что в период прохождения военной службы по контракту истцу выплачивалась денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения, однако после увольнения денежные выплаты прекратились, поскольку он исключен из списков личного состава на основании приказа военного комиссара Свердловской области от 17.02.2010 г.
Истцом представлены договоры от 01.07.2009 г. по сроку действия до 01.07.2010 г., и от 01.07.2010 г. по сроку действия до 01.07.2011 г. о найме квартиры по адресу: <адрес>
Как следует из указанных выше договоров найма от 01.07.2009 года и от 01.07.2010 года, плата за пользование квартирой составляет <данные изъяты> рублей в месяц.
Согласно ведомости о получении платы за жилое помещение, Масалёв И.В. ежемесячно передаёт собственнику квартиры <данные изъяты> рублей.
По расчетам истца, общая сумма внесённой им арендной платы с марта 2010 г. по ноябрь 2010 года составила <данные изъяты> рублей, которые и просит взыскать с ответчика.
Военным комиссариатом указанная сумма не оспорена, однако ответчиком высказаны принципиальные возражения о наличии обязанности ВК СО выплачивать такую компенсацию, поскольку, как полагает ответчик, после увольнения истца с военной службы он имел бы право на ее получение при условии нахождения в очереди в органе местного самоуправления, и именно администрация муниципального образования должна была бы выплачивать истцу спорную компенсацию.
Суд не может согласиться с доводом ответчика, учитывая следующее.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Гражданам, указанным в законе, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставляет лицам, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, государственные гарантии и компенсации на период до обеспечения их жилыми помещениями в порядке статьи 15 названного Федерального закона.
Тем самым государство берет на себя определенные публично-правовые обязательства по социальной поддержке этой категории граждан, уволенных с военной службы, в частности путем предоставления им за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Данная мера социальной поддержки носит исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые указанные граждане вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилое помещение в период до фактической реализации ими конституционного права на жилище в установленных законом формах.
В соответствии с абзацем вторым пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Названное законоположение не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 года, - иное означало бы установление различий в условиях приобретения права на получение указанной денежной компенсации бывшими военнослужащими, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, исключительно в зависимости от даты их увольнения с военной службы (до или после 1 января 2005 года).
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и в целях обеспечения прав на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей Правительством РФ было принято постановление от 31 декабря 2004 г. N 909 "О ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАЕМ (ПОДНАЕМ) ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ - ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОХОДЯЩИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ, ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УВОЛЕННЫМ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ".
Согласно п.4 данного Постановления, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.
Финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы.
Более того, указанным Постановлением Министерству обороны Российской Федерации было предписано в месячный срок разработать и согласовать с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, единые формы и перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате денежной компенсации в соответствии с пунктом 4 настоящего Постановления.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации через уполномоченные ими органы рекомендовано обеспечить выдачу документов, необходимых для принятия решения о выплате денежной компенсации в соответствии с пунктом 4 настоящего Постановления.
Порядок выплаты денежной компенсации установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей".
В соответствии с указанным Постановлением, решение о выплате денежной компенсации принимается органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы.
Согласно ст. ст. 15 и 18 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина являются непосредственно действующими, они определяют содержание и применение законов. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" является законом прямого действия; поскольку указанный Федеральный закон не содержит оснований для отказа лицам, уволенным с военной службы после 1 января 2005 г., в реализации права на выплату денежной компенсации за наем жилья, то доводы представителя военного комиссариата о нераспространении действия Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 на истца, суд считает необоснованными.
Таким образом, суд полагает, что истец имеет право на получение денежной компенсации за аренду жилого помещения.
Вместе с тем, суд считает, что именно на Военный комиссариат Свердловской области (в силу п.4 Постановления) должна быть возложена обязанность по выплате компенсации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 909 установлена денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в городах и районных центрах - <данные изъяты> рублей.
Выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, осуществляется через военные комиссариаты по месту воинского учета, лицам, уволенным с правом на пенсию от Министерства обороны Российской Федерации, - по месту пенсионного учета.
Решение о выплате денежной компенсации принимается военными комиссарами субъектов Российской Федерации, гражданам, уволенным с военной службы, по ходатайствам военных комиссаров районов (городов) - по месту их воинского учета, либо лицам, уволенным с правом на пенсию от Министерства обороны Российской Федерации, - по месту их пенсионного учета;
Заявленная истцом сумма ответчиком не оспорена, подтверждена материалами дела, соответственно, суд считает возможным удовлетворить исковые требования.
Однако, суд считает, что сумма истцом заявлена необоснованно, поскольку, он просит взыскать денежную сумму с 07.03.2010 г., следовательно за март 2010 г. следует взыскать <данные изъяты> рубля (<данные изъяты> р. разделить на 31 день и умножить на 24 дня), далее по <данные изъяты> руб. за каждый месяц с 01 апреля 2010 г. до конца ноября 2010 года, всего получается восемь месяцев, таким образом сумма ко взысканию <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. х 8 м. + <данные изъяты> руб.).
Кроме того, истец просил возложить на Военкомат обязанность по выплате компенсации за наём жилья до обеспечения его жилым помещением в установленном законом порядке.
Суд, считает, что данные требования истца также подлежат удовлетворению, в части не противоречащей действующему законодательству, то есть по мере предоставления истцом договора найма жилого помещения и подтверждения его оплаты за прошедший месяц, но не более установленных размеров.
Кроме того, в соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации за счет ответчика подлежат возмещению судебные расходы истца по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Военного комиссариата Свердловской области в пользу Масалёва ФИО8 компенсацию за наем жилого помещения за период с 07.03.2010 г. по 30.11.2010 г. в сумме <данные изъяты> рубля, в возмещение расходов по оплате государственной пошлины <данные изъяты> рублей.
Обязать Военный комиссариат Свердловской области производить выплату компенсации за наём жилого помещения Масалёву ФИО9, начиная с 01.12.2010 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 909,до обеспечения Масалёва И.В. жилым помещением в порядке ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня получения мотивированного решения с подачей жалобы через суд, вынесший решение.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: