о защите прав потребителя



Дело № 2-6682/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 декабря 2010 года

Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области

в составе председательствующего судьи Серебренниковой О.Н.,

при секретаре Стаховой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чукреевой С.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жил Стандарт», Обществу с ограниченной ответственностью «Единый расчетный центр» о защите прав потребителя коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Истец Чукреева С.Н. обратилась в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с иском к ООО «УК «Жил Стандарт» и ООО «Единый расчетный центр» о защите прав потребителя коммунальных услуг, а именно о признании действий ООО «УК «Жил Стандарт» и ООО «ЕРЦ» по начислению платы за коммунальные услуги «ГВС водоснабжение общедомовой учет», «ХВС водоснабжение общедомовой учет», «Отопление общедомовой учет» и «Водоотведение общедомовой учет», по проведению перерасчета незаконными, о возложении на ответчиков обязанности сделать перерасчет, списать с лицевого счета предъявленную к оплате оставшуюся сумму корректировки, указанную в квитанции за «июнь» месяц 2010г., - 0000., взыскании с ответчиков уплаченной суммы корректировки 0000 а также вычтенной меры социальной поддержки, начисленной за октябрь и ноябрь 2009г., всего 0000 взыскании с ответчиков неустойки за нарушение требований потребителя в сумме 0000 взыскании компенсации морального вреда в размере 0000

В обоснование исковых требований указано, что истец является собственником жилого помещения по адресу <адрес> коммунальные услуги ей и членам ее семьи оказывало ООО «УК «Жил Стандарт». 22 октября 2009 года в квитанции на оплату коммунальных услуг за октябрь 2009г. от ООО «ЕРЦ» была получена информация о проведенном перерасчете и начислении платы за период с 01.05.2008г. по 30.04.2009г. за услугу «ГВС водоснабжение общедомовой учет» - 0000., «ХВС водоснабжение общедомовой учет» - 0000., «Отопление общедомовой учет» - 0000 и 0000 и «Водоотведение общедомовой учет» - 0000 Истец не согласна с перерасчетом, с порядком проведения данного перерасчета, проведенным с нарушением Закона РФ «О защите прав потребителей», Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307. Ее обращения в ООО «УК «Жил Стандарт» остались без ответа по существу, своими действиями ответчики причинили вред имуществу истца, моральный вред, в связи с чем, истец, основываясь на положениях Закона «О защите прав потребителей», Гражданского кодекса РФ, обратился в суд с настоящим иском.

Истец в ходе судебного разбирательства исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске, согласилась с тем, что меры социальной поддержки были учтены при произведении расчетов, просила признать незаконными начисление платы за обшедомовое потребление по указанным услугам, в связи с проведением данной корректировки с нарушением требований действующего законодательства, а именно положений Закона РФ «О защите прав потребителей», Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307.

Ответчик ООО «Единый расчетный центр» исковые требования не признал, представил отзыв на исковое заявление, по доводам которого, ответчик ссылается на осуществление действий по корректировке в соответствии с действующим законодательством, в рамках исполнения агентского договора с ООО «УК «Жил Стандарт», по инициативе управляющей компании, а не по собственной инициативе, в связи с чем считают иск к ООО «ЕРЦ» необоснованным, просили рассмотреть данное дело в отсутствие их представителя.

Представитель ответчика ООО «УК «Жил Стандарт» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом судебной повесткой, об отложении дела перед судом не ходатайствовал, ранее представлял письменные возражения по иску, где полагал иск не обоснованным, поэтому суд с учетом мнения истца, считает, что помимо представленных, иных возражений у ответчика не имеется.

Третьи лица Чукреев Г.Т., Чукреев А.Г., Ремезова А.Г. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

С учетом п.п.3, 4, 5 ст.167 ГПК РФ, и поскольку второй ответчик ООО «ЕРЦ» просил рассмотреть дело в его отсутствие, а от ответчика ООО «УК «Жил Стандарт» суду не представлено сведений о причинах неявки в судебное заседание, об уважительности причин неявки и доказательств существования такой причины, суд признает неявку данного ответчика неуважительной, и считает, что возможно рассмотрение дела в отсутствие ответчиков, а также не явившихся третьих лиц в обычном порядке.

Заслушав истца, изучив доводы искового заявления и отзывов на него, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и удовлетворении их в части по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, не оспаривается сторонами, что <адрес> в <адрес> принадлежит истцу и третьим лицам на праве общей собственности. Дом в спорный период времени находился в управлении ответчика ООО «Управляющая компания «Жил Стандарт», с которым у истца и третьих лиц имелся заключенный договор управления многоквартирным домом от 15.04.2008г. На основании данных ООО «УК «Жил Стандарт» ответчиком ООО «ЕРЦ» истцу по их лицевому счету № <данные изъяты> начислена оплата за услуги «ГВС водоснабжение общедомовой учет», «ХВС водоснабжение общедомовой учет», «Отопление общедомовой учет» и «Водоотведение общедомовой учет» за период с мая 2008 года по апрель 2009 года.

Согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов (п.2).

В настоящих Правилах используются следующие определения:

"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

"коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

С учетом вышеизложенного, судом установлено и сторонами не оспаривается, что Чукреева С.Н. - собственник квартиры 139 расположенной в доме 30 по ул.Щорса в г. Екатеринбурге, проживающая в ней, является потребителем коммунальных услуг, предоставляемых исполнителем ООО «УК «Жил Стандарт». Суд соглашается с доводами истца о том, что данные правоотношения регулируются законом РФ «О защите прав потребителей» и нормами Гражданского кодекса РФ.

По договору № 11 от 01.05.2008 года, заключенному ООО «УK «Жил Стандарт» и ООО «Единый расчетный центр», последний оказывает услугу по начислению платы за жилые помещения и коммунальные услуги в отношении жилых помещений, находящихся в управлении ООО «УК «Жил Стандарт».

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом,

В силу ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором,

В силу частей 2, 3 статьи 39 Жилищного кодекса РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации,

По смыслу приведенных норм Гражданского и Жилищного кодексов РФ, суд приходит к выводу, что обязанности собственника жилого помещения по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе, и общего имущества многоквартирного дома, по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрена действующим законодательством.

Соответствующие условия содержатся и в стандартном договоре без № управления многоквартирным домом от 15.04.2008г., заключенном с собственниками <адрес> <адрес>. В настоящее время договор расторгнут.

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе, поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации,

По смыслу вышеприведенных норм, порядок предоставления коммунальных услуг и их оплаты, правила содержания общего имущества устанавливаются Правительством РФ,

Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг.

В силу п. 1 указанных Правил, они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Согласно п. 7 абзац 2 указанных Правил, собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, если иное не установлено законодательством РФ. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям, В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 19 вышеназванных Правил, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для холодного, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с п.п.3 п.1 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги.

В силу пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и (общих) квартирных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Согласно пункту 22 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирном доме коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

Таким образом, указанными Правилами предусмотрена возможность проведения исполнителем коммунальных услуг корректировки оплаты за предоставленный гражданам коммунальные услуги, установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 22), с учетом данных о фактически поставленных ресурсоснабжающей организацией ресурсов, исходя из показаниям приборов общедомового учета.

Указание в п.22 Правил на обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, согласуется с положениями Гражданского кодекса РФ и вышеуказанными положениями Жилищного кодекса РФ.

Между тем, с учетом вышеизложенных положений Правил предоставления коммунальных услуг, и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд находит исковые требования о признании действий ООО «УК «Жил Стандарт» по начислению платы за коммунальные услуги «ГВС водоснабжение общедомовой учет», «ХВС водоснабжение общедомовой учет», «Отопление общедомовой учет» и «Водоотведение общедомовой учет», по проведению перерасчета незаконными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании на основании представленных материалов установлено, что дом, в котором проживает истец, на период 2008, 2009 года был оборудован общедомовым прибором учета холодного водоснабжения, приборы учета горячего водоснабжения, тепловой энергии, установлены не были. Сведений о наличии в квартире истца в указанный период индивидуальных приборов учета из материалов дела не усматривается.

Суммы, начисленные по результатам проведения корректировки оплаты за указанные коммунальные услуги за период с 01.05.2008 года по 30.04.2009 года, были предъявлены истцу к оплате в квитанции на оплату коммунальных услуг за октябрь 2009 года.

Данные о согласовании между ООО «УК «Жил Стандарт» с истцом возможности отступления от правила, предусмотренного п.п. «б» п. 19 Правил о предоставлении коммунальных услуг, предусматривающего производство корректировки платы по указанным коммунальным услугам 1 раз в квартал, заключении сторонами данного дела договора с указанием условия о возможности производства такой корректировки 1 раз в год, суду представлены истцом.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В доводах отзыва ответчик ООО «УК «Жил Стандарт» сослался на имеющийся договор управления многоквартирным домом, заключенный с Администрацией г.Екатеринбурга, согласно которого управляющая компания вправе произвести корректировку размера платы за коммунальные услуги на основании платежных документов, предъявленных организациями-поставщиками, 1 раз в год, в связи с чем, по доводам ответчика, при наличии такого договора управления, заключенного и с собственником помещений в указанном жилом доме, проведение корректировки 1 раз в год не может рассматриваться как незаконные действия.

Согласно преамбуле Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг.

При этом, исходя из буквального толкования положений Правил, суд приходит к выводу, что положения пунктов 21, 22, и корреспондирующего к ним пункта 19 п.п. «б» Правил предоставления коммунальных услуг о возможности проведения исполнителем корректировки платы для холодного и горячего водоснабжения, водоотведения 1 раз в квартал, а 1 раз в год только, в случае если это предусмотрено договором между сторонами, носят императивный характер и подлежат обязательному исполнению в установленном ими порядке. В соответствии с позицией стороны истца, о возможности проведения корректировки 1 раз в год, потребителю ничего известно не было, однако суд учитывает, что указанное условие с ним согласовывалось ни путем заключения договора, содержащего набор стандартных условий, но который потребитель подписал.

Таким образом, срок проведения корректировки в данном случае был согласован.

Вместе с тем, доводы ответчика о проведении корректировки 1 раз в год при наличии объективных обстоятельств, соответствующих расчетов, представляются суду необоснованными, поскольку противоречат материалам дела, по следующим основаниям.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. Размер платы за горячее водоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Фактически Органом государственного регулирования тарифов Субъекта Федерации (Региональной Энергетической Комиссией Свердловской области) не установлены тарифы за 1 кубический метр горячей волы как коммунального ресурса, установлена плата за кубический метр сетевой очищенной воды (теплоноситель), а также 1 Гкал (гигакаллорию) тепловой энергии (на нагрев теплоносителя до горячей воды) и передачу 1 Гкал тепловой энергии. Поставщики данных ресурсов в ежемесячных счетах-фактурах на оплату коммунальных ресурсов не разделяют Гкал на нужды отопления и горячей воды - данное разделение предусмотрено только в договоре с РСО в виде ориентировочного расчета. Таким образом, в предъявлении поставщика платы за ресурсы «Отопление» и «Горячая вода» неразрывно связаны, и корректировка за услуги «Горячее водоснабжение» не представляется возможной без ежегодных уточнений поставщика по предъявлению количества Гкал тепловой энергии (и отопления, и горячей воды) и проведения корректировки за услугу «Отопление» (которая предусмотрена по 307-ПП только раз в год).

Между тем, в обоснование законности произведенного расчета объема фактически поставленных услуг, ответчиком были представлены только указанные счета-фактуры, полученные им ежемесячно, как установлено из содержания данных документов и доводов самого отзыва. Иного, документов об использовании ответчиком для корректировки ежегодных уточняющих данных от ОАО «ТГК-9», суду ответчиком не представлено.

Ответчик, возражая против признания своих действий незаконными, указывает на совершение их во исполнение требований вышеприведенных норм Жилищного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, п.п. 19, 21, 23, 25 Правил предоставления коммунальных услуг № 307 от 26.05.2006 года, об обязанности проведения корректировки, настаивает на допустимости и законности действий по проведению корректировки.

Данные доводы ответчика суд находит неубедительными, с учетом вышеизложенных выводов об императивности действия положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ, как специального акта, регламентирующего порядок определения оплату коммунальных услуг гражданами - собственниками жилых помещений, во исполнение ч.1 ст. 157 ЖК РФ.

При этом суд учитывает также, что, исходя из буквального толкования Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг», прилагаемые Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены в целях зашиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст.157 ЖК РФ.

Кроме того, что суд соглашается с доводами истца о нарушении управляющей компанией прав потребителя при производстве оплаты за услуги по общедомовому учету в нарушение Правил № 307 предоставления коммунальных услуг гражданам, суд также, усматривает нарушение данным ответчиком требований ст.ст. 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" по следующим основаниям.

Согласно вышеизложенному - правоотношения между истцом и ответчиком ООО УК «Жил Стандарт», как лицом, участвующим в предоставлении коммунальных услуг, регулируются нормами Гражданского кодекса и Закона РФ «О защите прав потребителей».

Положения Закона «О защите прав потребителей» предписывают лицам, оказывающим потребителям услуги, предоставлять полную и достоверную информацию (ст.10 Закона). Ответчик ООО УК «Жил Стандарт» является обладателем информации, касающейся формирования размера сумм оплаты. Указанная информация должна быть в обязательном порядке доведена до лица, обязанного уплатить определенную денежную сумму. При этом, информация должна отвечать определенным требованиям, в том числе, быть достоверной - соответствовать данным объективной реальности; адекватной - позволяющей создавать у получателя соответствующее представление об объекте, процессе формирования; полной - иметь достаточные данные для понимания потребителем с целью принятия решения.

Ответчик, в обоснование законности своих действий в части информирования потребителя о предстоящей корректировке указывает на то, что на основании дополнительного соглашения к договору с ООО «ЕРЦ» от 25.09.2009г. ООО «ЕРЦ» направило каждому собственнику и пользователю письмо, в котором было указано, что в квитанции за октябрь 2009г. будет произведен перерасчет за коммунальные услуги, затем в соответствии с дополнительным соглашением к договору с ООО «ЕРЦ» от 19.11.2009г. ООО «ЕРЦ» направило всем также информацию о предоставленной рассрочке оплаты указанных начислений. Ответчик полагает, что управляющая компания уведомила граждан об обязанности произвести оплату за указанные услуги надлежащим образом.

Анализируя приведенные доводы и материалы, представленные в их подтверждение, суд находит их неубедительными.

В силу п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).

Как следует из представленного суду дополнительного соглашения № 4 от 25.09.2009г. к договору № 11 от 01.05.2008г. ООО «ЕРЦ» производит изготовление печатной листовки, упаковывает их в конверты, доставляет листовки до почтовых ящиков населения, к числу которых относятся и жители квартир <адрес> в <адрес>. Каких-либо достоверных доказательств, однозначно свидетельствующих о получении потребителем такого документа (обратное уведомление и иные), суду не представлено.

Изучение содержания документа, который согласно пояснений представителя ответчика ООО «УК «Жил Стандарт» и был доставлен указанным способом потребителям коммунальных услуг, в том числе, истцу по данному делу, показывает, что в его тексте содержится уведомление следующего буквального изложения: «уведомляем вас о том, что в квитанции за октябрь 2009г. отдельными строками вам будет произведена корректировка платы за коммунальные услуги (отопление, горячее, холодное водоснабжение, водоотведение, за период с 01.05.2008г. по 30.04.2009г.». Таким образом, какой-либо достоверной информации об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, в чем заключается изменение, расчет, указанное уведомление не содержит. Кроме того, из представленных суду документов, следует вывод, что такое уведомление направлялось с нарушением 30-дневного срока до даты выставления платежных документов, так согласно пояснений истца квитанцию за октябрь она получила 22.10.2009г.

Истец вообще отрицает получение подобного уведомления, утверждая о том, что впервые о произведенных изменениях в оплате, о произведенном перерасчете (корректировке) указанных в иске позиций, узнала собственно из квитанции за октябрь 2009г., предъявленной к оплате 22.10.2009г. Как было отмечено ранее, ответчиком суду обратного не доказано.

В выставленном к оплате платежном документе - квитанции за октябрь 2009г., указано, что «В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., на основании уточненных данных ЗАО «УК «ЖилСтандарт» и по данным энергоснабжающей организации, по показаниям общедомовых приборов учета холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, отопления с 01.05.2008г. по 30.04.2009г. в октябре 2009г. проведен расчет за указанные услуги с учетом мер социальной поддержки и предельного уровня оплаты».

Суд не принимает доводы представителя управляющей компании об исполнении в срок возложенной на них обязанности по направлению письменной информации потребителю об изменении размера платы за коммунальные услуги, поскольку согласно указанному выше п.42 Правил, такая информация должна быть направлена не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги.

Кроме того, имеющаяся в материалах дела листовка и квитанция на оплату коммунальных услуг за октябрь 2009г. в части изложенных сведений в отношении «ГВС водоснабжение общедомовой учет», «ХВС водоснабжение общедомовой учет», «Отопление общедомовой учет» и «Водоотведение общедомовой учет», не отвечает требованиям к качеству информации, необходимой к доведению до потребителя.

В квитанции, предъявленной в октябре 2009 года, указано, что все произведенные перерасчеты платы по данным позициям осуществлены на основании показаний общедомовых приборов учета, тогда как такой прибор имелся только по учету ХВС, указанное обстоятельство сторонами и третьими лицами по делу не оспаривается. Тем самым, потребитель был введен в заблуждение, полагая, что в доме имеются такие приборы учета.

Имеющаяся в квитанции ссылка только на факт и период проведения корректировки, не отвечает требованиям к качеству информации для данного случая, поскольку не содержит полных и достоверных сведений, позволяющих истцу проверить правильность расчета сумм выставленных к оплате исходя из общих объемов потребления. Кроме того, потребитель не может проверить правильность начисления платежа, поскольку квитанция не отражает ни размер потребленных ресурсов за предыдущий расчетному период, ни показания приборов учета за тот период.

В соответствии с представленными в ходе рассмотрения дела сведениями, данный дом не имел приборов учета тепловой энергии, тем самым расчет за отопление, ГВС производился в соответствии с Инструктивным письмом Госэнергонадзора № 42-4-2/18 от 20.12.1995г. в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии, теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России № 105 от 06.05.2000г.

Изучение судом данной Методики показало, что она разработана в развитие утвержденных Госстроем России (Приказ от 11.10.99 N 73) "Рекомендаций по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы" с целью дальнейшего совершенствования методической базы энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере и является практическим пособием для теплоснабжающих организаций системы жилищно-коммунального хозяйства и потребителей (абонентов) - юридических лиц, теплопотребляющих, установки которых присоединены к водяным тепловым сетям систем коммунального теплоснабжения, при осуществлении коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя. В силу п.3 ст.15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Исходя из текста приведенной Методики, данный документ не является доступным для обычного гражданина-потребителя, предусмотренные ею расчеты затруднительны к проверке их потребителем, не обладающим специальными познаниями в данной сфере.

В соответствии с ранее данными пояснениями представителя управляющей компании перерасчет произведен на основании данных энергоснабжающих организаций, и в том случае, когда предъявленный к оплате объем энергоресурсов определен энергоснабжающей организацией расчетным путем, данный расчет управляющей компанией не проверялся, был принят как соответствующий действительности.

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, обязанность произвести оплату за коммунальные услуги с учетом данных ресурсоснабжеющей организации о поставленных ресурсах, возникает у потребителя на основании корректировки произведенной исполнителем коммунальных услуг в порядке и в сроки, предусмотренные Правилами.

В связи с изложенным, суд находит незаконными действия ответчика ООО «Управляющая компания «Жил Стандарт» по начислению за период с 01.05.2008 года по 30.04.2009 года сумм к оплате по коммунальным услугам «ГВС водоснабжение общедомовой учет», «ХВС водоснабжение общедомовой учет», «Отопление общедомовой учет» и «Водоотведение общедомовой учет», в связи с нарушением требований Постановления Правительства РФ к порядку производства корректировки оплаты за коммунальные услуги, а также, в связи с нарушением требований законодательства о защите прав потребителей в части доведения до потребителя необходимой, достоверной информации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости обязать ООО «УК «Жил Стнадарт» произвести перерасчет и списать с лицевого счета истца оставшуюся к оплате сумму корректировки в размере 0000

С учетом представленных ответчиками сведений о произведенных начислениях по оспариваемым истцом позициям, по указанному лицевому счету всего корректировка по данным услугам была произведена на сумму 0000 задолженность по оплате суммы корректировки в настоящее время 0000 а фактически истцом было уплачено в счет произведенной корректировки за коммунальные услуги «ГВС водоснабжение общедомовой учет», «ХВС водоснабжение общедомовой учет», «Отопление общедомовой учет» и «Водоотведение общедомовой учет» - 0000, именно эта сумма подлежит взысканию с ответчика ООО «УК «Жил Стандарт» в пользу истца, а не 0000 как указано в иске.

Кроме того, суд не соглашается с требованиями истца о взыскании с ответчиков вычтенной меры социальной поддержки, начисленной за октябрь и ноябрь 2009г., в сумме 0000 и взыскании с ответчиков неустойки за нарушение требований потребителя в сумме

0000

Суд соглашается с доводами отзывов ответчиков, и считает, что истцу, как абоненту, пользующемуся мерами социальной поддержки, скидка на оплату коммунальных услуг предоставлялась, в том числе и на общедомовое потребление коммунальных услуг.

В соответствии с ранее действующим Порядком предоставления мер социальной поддержки по частичному освобождению от платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) от платы за коммунальные услуги, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 03.11.2006 № 930-ПП, меры социальной поддержки указанной категории граждан предоставлялись в пределах фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, но не более установленных нормативов.

Как следует из представленных расчетных документов, меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг в 2008, 2009 годах предоставлены истцу в полном объеме.

Таким образом, законных оснований для удовлетворения данного требования о взыскании вычтенных мер социальной поддержки не имеется.

По доводам истца о взыскании неустойки за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке, суд отмечает, что истец в претензионном порядке обращалась к ответчику ООО «УК «Жил Стандарт», но с требованием о предоставлении информации, с требованиями, аналогичными заявленным в настоящем иске, истец в досудебном порядке к ответчикам не обращалась, в связи с чем, у суда отсутствуют законные основания, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей», для взыскания с ответчиков такого вида неустойки.

Оценивая доводы иска в отношении ООО «ЕРЦ» судом установлено, что фактически истцом размеры начисленных в квитанции сумм не оспорены, доказательств того, что ответчик ООО «ЕРЦ» неправильно производит начисление (неправильно применяет формулы, берет для расчета данные иные, чем те, что предоставлены ООО «УК «Жил Стандарт»), других доказательств нарушения ООО «ЕРЦ» законодательства при производстве расчета выставленных к оплате сумм, иных нарушений законодательства при совершении действий, связанных с начислением оспариваемых сумм, не представлено, поэтому суд удовлетворяет требования искового заявления частично, отказывая в удовлетворении иска о признании незаконными действий по начислению платы за указанные коммунальные услуги к ответчику ООО «ЕРЦ». Как установлено судом правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг, регулируются нормами Гражданского кодекса и Закона РФ «О защите прав потребителей». Поскольку правоотношения в области предоставления коммунальных услуг возникли между истцом и ответчиком ООО «УК «ЖилСтандарт», и все начисления по указанным услугам производились ООО «ЕРЦ» только на основании сведений, полученных от управляющей компании, оснований для признания незаконными действий ответчика ООО «Единый расчет центр» по проведению начисления абоненту сумм за указанные коммунальные услуги судом не усматривается.

С учетом вышеизложенных выводов суда, а также установленных в судебном заседании обстоятельств о субъекте - получателе перечисляемых абонентами средств за коммунальные услуги, удовлетворяя требование иска о производстве перерасчета со списанием из выставленных истцу к оплате сумм оплаты за указанные коммунальные услуги, взыскании фактически уплаченных сумм корректировки, с учетом признания их начисления незаконным, суд возлагает данную обязанность на ответчика ООО «Управляющая компания «Жил Стандарт».

Рассматривая требования иска о взыскании компенсации морального вреда, учитывая выводы суда о распространении на данные правоотношения положений законодательства о защите прав потребителей, суд находит исковые требования истца о взыскании компенсации морального вреда в силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» обоснованными.

С учетом фактических обстоятельств по делу, характера нарушенных прав истца, его индивидуальных особенностей, статуса пенсионера, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 0000 с ответчика ООО «УК «Жил Стандарт», с которым у истца возникли правоотношения, регулирующиеся законодательством о защите прав потребителей.

В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика также подлежит взысканию в пользу федерального бюджета государственная пошлина в размере 0000, от уплаты которой истец был освобожден как потребитель.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Чукреевой С.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жил Стандарт», Обществу с ограниченной ответственностью «Единый расчетный центр» о защите прав потребителя коммунальных услуг, удовлетворить частично.

Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жил Стандарт» по начислению платы за коммунальные услуги «ГВС водоснабжение общедомовой учет», «ХВС водоснабжение общедомовой учет», «Отопление общедомовой учет» и «Водоотведение общедомовой учет», по проведению перерасчета - незаконными.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жил Стандарт» произвести перерасчет начислений за коммунальные услуги «ГВС водоснабжение общедомовой учет», «ХВС водоснабжение общедомовой учет», «Отопление общедомовой учет» и «Водоотведение общедомовой учет», и списать с лицевого счета <данные изъяты> предъявляемую к оплате сумму 0000, указанную в квитанции за июнь месяц 2010 года.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жил Стандарт» в пользу Чукреевой С.Н. фактически уплаченную ею сумму начислений за коммунальные услуги «ГВС водоснабжение общедомовой учет», «ХВС водоснабжение общедомовой учет», «Отопление общедомовой учет» и «Водоотведение общедомовой учет», в размере 0000, и в возмещение морального вреда - 0000

В удовлетворении остальной части иска Чукреевой С.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жил Стандарт», Обществу с ограниченной ответственностью «Единый расчетный центр» о защите прав потребителя коммунальных услуг, - отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жил Стандарт» в доход государства государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения суда с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Мотивированное решение суда составлено 31.12.2010г.

Судья Серебренникова О.Н.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200