РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 января 2011 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Савиновой О.Н.
при секретаре Васильевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Болочагина ФИО5 к Военному комиссариату Свердловской области об оспаривании заключения военно-врачебной комиссии, признании заболевания, полученного в период военной службы, травмой,
УСТАНОВИЛ:
Болочагин П.С. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Свердловской области об оспаривании заключения военно-врачебной комиссии, признании заболевания, полученного в период военной службы, травмой.
В обоснование иска указал, что проходил службу в армии в период с 29.11.1967 г. по 12.11.1970 г. в частях и на кораблях Тихоокеанского флота. В 1970 году он получил разрыв внутренней боковой связки и разрыв внутреннего мениска левого коленного сустава, в связи с чем, находился на стационарном лечении в военном госпитале Тихоокеанского военного флота с 25.08.1970 г.
По заключению военно-врачебной комиссии 354 окружного военного госпиталя от 23.07.2010 г. Болочагиным П.С. получено заболевание – частичный разрыв внутренней боковой связки и разрыв внутреннего мениска правого коленного сустава, данное заболевание получено в период военной службы.
С формулировкой «заболевание получено в период военной службы», содержащейся в Заключении ВВК от 23.07.2010 г. истец не согласен, поскольку, им получено не заболевание, а травма и не на правой ноге, а - левой.
Считает, что заключение вынесено формально, без учёта медицинских документов, только на основании одной справки Тихоокеанского госпиталя, в которой, по его мнению, допущена ошибка – указана неправильно нога.
Представитель ответчика по доверенности Хузин Ю.Ф. иск не признал, указав, что Военный комиссариат не является экспертным учреждением и не даёт заключений на предмет полученной травмы или заболевания, поэтому, не может быть надлежащим ответчиком по данному делу.
При определении причинной связи заболеваний, ранений, травм у военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных с военной службы военно-врачебные комиссии руководствуются требованиями «Положения о военно-врачебной экспертизе», утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.02.2003г. № 123.
В ст. 51 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", указано, что причинную связь повреждения здоровья военнослужащих с военной службой определяют только органы военно-врачебной экспертизы.
Статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими средствами доказывания.
Таким образом, причинно следственную связь повреждения здоровья военнослужащих с военной службой может определить только военно–врачебная экспертиза, согласно действующему законодательству, только врачи-специалисты определяют причину и время возникновения заболевания.
Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Заключением от 23.07.2010 г. (л.д.6) было установлено, что заболевание Болочагина П.С. – частичный разрыв внутренней боковой связки и разрыв внутреннего мениска правого коленного сустава, по поводу которого он, согласно справке Центрального военно-морского архива от 20.03.2009 г. № 4054, находился на стационарном лечении в в/ч 26826 (1477 военно-морской госпиталь) Тихоокеанского флота с 25.08.1970 г. получено в период военной службы.
Случаи, когда военнослужащие считаются исполняющими обязанности военной службы изложены в п. 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с п. 2 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием: самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением следующих случаев: нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.
Истец полагает, что им получена травма, а не заболевание.
Однако, суд не соглашается с данной позицией истца, по следующим основаниям.
В ст. 51 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", указано, что причинную связь повреждения здоровья военнослужащих с военной службой определяют только органы военно-врачебной экспертизы.
Согласно п. "б" ст. 21 Закона обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на ВВК.
Деятельность ВВК регламентируется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123.
Согласно указанному Положению ВВК создаются в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах для проведения военно-врачебной экспертизы.
На ВВК, наряду с другими задачами, возлагается определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) правоохранительных органов, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу, граждан, проходивших военные сборы, граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) правоохранительных органов, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, до истечения одного года после увольнения с военной службы (службы в правоохранительных органах), после окончания военных сборов.
Согласно п.41 Положения о Военно-врачебной экспертизе, Военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками:
а) "военная травма":
- если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
- если увечье, заболевание получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, компонентов ракетного топлива и иных высокотоксичных веществ, токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, источников электромагнитного поля и лазерного излучения, микроорганизмов I и II групп патогенности.
- если заболевание возникло у освидетельствуемого в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии - 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период прохождения военной службы в государстве, где велись боевые действия, либо в период его пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей, либо если заболевание, возникшее до указанных событий, за период участия в них достигло степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, либо если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами, позволяющими отнести начало или обострение заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях;
- если заболевание вирусным гепатитом, синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИДом) или ВИЧ-инфицирование возникло у освидетельствуемого в период нахождения на лечении вследствие хирургического вмешательства (медицинской манипуляции), а у освидетельствуемого из числа медицинского персонала - вследствие ранения, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
- если увечье, заболевание возникло у освидетельствуемого при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) вследствие укуса насекомого, пресмыкающегося или телесного повреждения, нанесенного животным;
Все остальные виды увечий и заболеваний отнесены к понятию «заболевание получено в период военной службы»:
- если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах либо достигло в указанный период степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, а также при хронических, медленно прогрессирующих заболеваниях, диагностированных до истечения одного года после увольнения с военной службы, службы в органах, если начало заболевания можно отнести к периоду прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах;
- если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов) в воинских частях или службы в органах, не входивших в состав действующей армии, либо до его убытия в государство, где велись боевые действия, и служба в этом государстве не оказала влияния на имевшееся заболевание и категорию годности к военной службе, службе в органах;
- если увечье, заболевание получено освидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
- если увечье, заболевание получено в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах, но на момент медицинского освидетельствования документы об обстоятельствах получения увечья, заболевания отсутствуют.
Согласно ст.21 ФЗ № 4468-1, указанного Закона инвалиды в зависимости от причины инвалидности подразделяются на следующие категории:
а) инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ИНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ (служебных обязанностей),
б) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы, - лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Более того, в соответствии со ст. 21 ФЗ № 4468-1, обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) возложена на военно-врачебные комиссии, которые действуют на основании «Положения о военно-врачебной экспертизе», утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.02.2003г. № 123 и «Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в ВС РФ», утвержденной приказом МО РФ от 20.08.2003г. №200.
Согласно ст. 51 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории Российской Федерации.
Таким образом, причинно следственную связь повреждения здоровья военнослужащих с военной службой может определить только военно – врачебная экспертиза, согласно действующего законодательства, только врачи-специалисты определяют причину и время возникновения заболевания.
Обращаясь к Военному комиссариату Свердловской области с заявлением о признании заболевания травмой, истец, по сути, просит суд обязать Военный комиссариат Свердловской области внести изменение в заключение ВВК от 23.07.2010 г., что не относится к компетенции суда в силу п. 41 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года N 123 (вступающим в силу с 1 июля 2003 года), исходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 Конституции Российской Федерации, суды не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органов государственной власти, и определять содержание издаваемых ими актов.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца, у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Болочагина ФИО6 к Военному комиссариату Свердловской области об оспаривании заключения военно-врачебной комиссии, признании заболевания, полученного в период военной службы, травмой, отказать.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Свердловский областной суд с подачей жалобы через суд, вынесший решение, в течение десяти дней.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: