Дело № 963/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 января 2011 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Серебренниковой О.Н.,
при секретаре Стаховой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цехер Г.Я. к ЗАО «Управляющая компания «Стандарт» о защите прав потребителя, обязании предоставить информацию,
УСТАНОВИЛ:
Цехер Г.Я. обратился в Ленинский районный суд г.Екатеринбурга с исковым заявлением к ЗАО «Управляющая компания «Стандарт» о защите прав потребителя, а именно об обязании предоставить информацию о перечне работ и услуг, включённых в оплату содержания жилья (без л. и м.), порядке и условиях их предоставления, их стоимости, акты осмотра общего имущества, дефектные ведомости и сметные отчеты стоимости работ по устранению выявленных дефектов общего имущества <адрес>, <адрес> <адрес> в <адрес> за последние три года, акты выполненного текущего и капитального ремонта общего имущества дома за последние три года, предложения ЗАО «УК «Стандарт» о сроке начала капитального ремонта общего имущества дома, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложениях, связанных с условиями проведения капитального ремонта; об элементах общего имущества, несоответствующих требованиям обеспечения безопасности граждан, и мерах, необходимых для обеспечения безопасности граждан.
В обоснование иска указано, что истец является собственником <адрес>, <адрес> <адрес> в <адрес>, является потребителем услуг ЗАО "Управляющая Компания "Стандарт", которое ежемесячно направляет ему для оплаты счета по договору управления № 02-0057-0030 от 01.11.2007г., включающие наряду с иным содержание жилья (без л. и м.) и капитальный ремонт, а истец их своевременно и в полном объёме оплачивает. 30.08.2010 года истец, как потребитель, истребовал у ЗАО "Управляющая Компания "Стандарт" информацию, которую управляющая компания ему не предоставила, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец свои требования поддержал, в ходе слушания дела представил суду свои пояснения в обоснование заявленных требований и возражения на отзыв ответчика.
Представитель ответчика Лупанова А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования считала необоснованными по доводам представленных суду возражений, пояснив суду, что истцу в ответе на его обращение и в ходе судебного разбирательства предоставлена вся необходимая информация в копиях документов, либо указано, где он может ее получить.
Третьи лица по делу в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте извещены, от Управления ГЖИ Свердловской области поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано на отсутствие обращений истца, касающихся технического состояния дома, а также предоставления коммунальных услуг с нарушением действующих нормативов, а также представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие УГЖИ, в связи с чем, суд с учетом мнения сторон, полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает заявленный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что в рассматриваемом деле истец является потребителем, а ответчик является действующим юридическим лицом – управляющей организацией, исполнителем.
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ собственники жилого помещения с момента возникновения права собственности обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно на основании платежных документов, представленные управляющей компанией, согласно ч. 1, 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребления, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Такой размер платы рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Согласно ст. 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (п. 1).
Согласно п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в частности, сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг).
В силу ст.1 данного Закона, отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.10 ст.161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст.165 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления и управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с этими ценами и тарифами, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, а также о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг.
В соответствии с п.40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, собственник вправе получать от ответственных лиц необходимую информацию в течение 5 рабочих дней, в том числе информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказания услуг и выполнения работ.
В соответствии с п.4, 49, 51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307, потребитель имеет право получать от исполнителя сведения о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг (лично или через своего представителя); получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 51 Правил потребитель имеет право, в частности, получать от исполнителя сведения о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг (лично или через своего представителя) (пп. "б"); получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты (пп "г").
В соответствии со ст.2 Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", регулирующим отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам; доступ к информации - возможность получения информации и ее использования; предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.
Согласно ст.5 настоящего ФЗ информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению.
В соответствии со ст. 6 данного ФЗ обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.
В силу ст. 8 указанного ФЗ граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Пункт 5 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусматривает, что случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.
При рассмотрении данного дела судом учитывается принятое 23.09.2010г. Постановление Правительства РФ от № 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами". В соответствии с данным Стандартом раскрытия информации, под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - договор управления). Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Согласно п.3 указанного Стандарта управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления);
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В силу п.4 Стандарта отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке.
В соответствии с п.5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), или на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети Интернет, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет;
б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания);
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
В соответствии с п.10 Стандарта в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения:
а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491;
б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе:
услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов;
заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций);
охрана подъезда;
охрана коллективных автостоянок;
учет собственников помещений в многоквартирном доме;
иные услуги по управлению многоквартирным домом.
11. В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения:
а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления;
б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:
план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
сведения о соответствии качества оказанных услуг государственным и иным стандартам (при наличии таких стандартов).
В силу п.13 Стандарта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:
а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
В соответствии с п.14 Стандарта в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения:
а) перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций;
б) тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа;
в) тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей.
Согласно п.17 указанного Стандарта раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.
В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
В силу ст.21 предоставление информации по письменному запросу осуществляется в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.
В момент обращения истца в управляющую компанию – 30.08.2010г. указанный Стандарт еще принят и опубликован не был.
Как установлено в судебном заседании, ЗАО «Управляющая компания «Стандарт», ранее ЗАО «Управляющая компания «РЭМП Ленинского района», осуществляет управление многоквартирным домом <адрес> на основании решения общего собрания собственников помещений, что подтверждается протоколом от 10.10.2007 г., на котором был утвержден текст договора управления.
В соответствии со ст.162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Изучение представленного договора управления многоквартирным домом от 01.11.2007г., заключенного между ЗАО «УК «РЭМП Ленинского района» и Администрацией г.Екатеринбурга, как с одним из собственников общего имущества дома (с истцом договор не заключался), показало, что в нем содержатся сведения о составе общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, адрес дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Поскольку в силу п.4 ст.162 Жилищного кодекса РФ условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме, а в соответствии с п.5 ст. 46 Жилищного кодекса РФ -решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании, то суд полагает, что указанные в договоре условия являются обязательными и для истца по настоящему делу.
Из текста данного договора и приложения к нему очевиден перечень работ и услуг по
содержанию и текущему ремонту общего имущества дома. Таким образом, информация о перечне работ и услуг, включенных в оплату содержания жилья, является доступной потребителю, копия указанного договора управления ему предоставлена.
Помимо изложенного, исчерпывающий перечень работ по содержанию
жилья установлен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, регулирующими отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Ответчиком реквизиты данного документа указаны истцу, который исходя из содержания искового заявления и его пояснений в судебном заседании владеет информацией, изложенной в указанных Правилах.
Суд считает, что запрашиваемая истцом информация раскрыта в необходимом объеме путем предоставления истцу ежемесячных квитанций об оплате коммунальных услуг, в ответе на заявление истца от 30.09.2010г. № 1296, приложенных к нему отчетах о выполненных работах за 2008, 2009г.г., в отзыве на исковое заявление, приложенных к нему документах, в том числе, в договоре управления и приложенном к нему перечне, в ходе слушания дела истцу были также переданы протокол № 2 общего собрания собственников помещений по вопросам проведения капитального ремонта, видах планируемых работ, сроках, их финансировании, акты осмотров общего имущества с указанием элементов общего имущества, требующих ремонта, в которых отражена потребность в каких-либо работах, выписки из актов приемки выполненных работ, и мероприятий по устранению выявленных недостатков, с указанием их стоимости.
Суд полагает, что управляющая организация вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить наименование и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация, реквизиты официально опубликованных нормативных актов, содержащих интересующую потребителя информацию, в связи с чем, судом также принимаются доводы ответчика о том, что им раскрыта информация и путем указания на нормы действующего законодательства, их реквизитов, которые потребитель в состоянии изучить самостоятельно в силу их публичности.
Управляющая компания в силу указанных норм закона не определяет основания и условия установления, регулирования тарифов, нормативов на услуги по содержанию жилья, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, не определяет размер платы за оказанные услуги, поскольку данные вопросы находятся в ведении органа местного самоуправления, в силу чего, управляющая организация не является непосредственным обладателем данной информации. Для получения указанных сведений истцу необходимо обратиться за раскрытием такой информации в органы местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург», в чьи полномочия в соответствии с Уставом входит решение вопросов местного значения муниципального образования.
Таким образом, в связи с достаточным раскрытием ответчиком требуемой истцом информации, а также того, что потребитель не лишен возможности самостоятельного получения указанной информации из публичных изданий и путем обращения с соответствующим запросом в органы местного самоуправления, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Цехер Г.Я. к ЗАО «Управляющая компания «Стандарт» о защите прав потребителя, обязании предоставить информацию, – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения суда с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Мотивированное решение составлено 18.01.2011г.
Судья (подпись)
Копия верна
Судья Серебренникова О.Н.