Дело № 2-8497/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2010 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Серебренниковой О.Н.,
при секретаре Стаховой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску басинских П.М. к Обществу с ограниченной ответственностью «КомфортЭкоСистем» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Басинских П.М. обратился в суд с иском к ООО «КомфортЭкоСистем» о защите прав потребителя, а именно расторжении договора купли-продажи № СЕ 03/07 от 19.07.2010г., взыскании с ответчика уплаченной им суммы в размере 0000., взыскании неустойки в размере 0000 и компенсации морального вреда в сумме 0000. В дополнениях к исковым требованиям истец также указал на то, что после расторжения договора купли-продажи и возвращения ему уплаченной за пылесос суммы он обязуется пылесос вернуть ответчику.
В обоснование исковых требований указано, что 19 июля 2010 года в к истцу, 1924г.р., пенсионеру, домой пришел сотрудник фирмы ООО «КомфортЭкоСистем» для того, чтобы продемонстрировать работу пылесоса «KIRBY», в процессе демонстрации он убеждал истца, что это самая совершенная "система домашней уборки", что в пылесосе применяются материалы и технологии, применяемые в NASA, два мощнейших двигателя от "Харлей-Дэвидсон", щетка Zipbrush со встроенным ротором, на разработку которой затратили 30 миллионов долларов, все запатентовано, фактически проводил чистку покрытия. 19.07.2010 года, после продолжительной демонстрации товара сотрудником ООО «КомфортЭкоСитстем» между истцом и ответчиком был заключен договор купли-продажи пылесоса «Kirby Model G10E Sentria» заводской номер 0000. Перед этим истец и его супруга были сопровождены на автомобиле сотрудника продавца в банк, где ими были сняты накопления, после чего на автомобиле сотрудника продавца истец был доставлен в офис ответчика, в котором и был заключен договор. После подписания договора купли-продажи и представленных приложений, истец был препровожден в автомобиль сотрудника продавца, туда же был помещен пылесос, и истец был доставлен домой. На следующий день (20.07.2010г.) после заключения договора купли-продажи истец обнаружил несоответствие товара заявленному качеству, а именно пылесос производит сильный шум, при демонстрации объясняли, что этого шума не будет, так как они демонстрируют пылесос с другой насадкой. Кроме того, с помощью данного пылесоса без приобретения дополнительных насадок невозможно делать массаж, а при демонстрации, о необходимости приобретения дополнительных насадок, истцу ничего сказано не было. Пылесос имеет значительный вес (10,5 кг.), что затрудняет его эксплуатацию. В инструкции по применению пылесоса названные представителем фирмы функции пылесоса, из-за которых приобретен товар, а именно лечение пылевой аллергии, бронхиальной астмы, уничтожение клещей, проведение массажа, отсутствуют. Не представлен документ о том, что ООО «КомфортЭкоСистем» является представителем официального дистрибьютора KIRBY в РФ и уполномоченным сервисным центром. Технический паспорт завода-изготовителя на пылесос отсутствует, что лишает возможности ознакомиться с основными его характеристиками (вес, уровень звука в дБА, год выпуска, страна изготовления и т.д.). В нарушении ст. 12 Постановления Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров», представленные сотрудником фирмы копии сертификатов соответствия не заверены ни держателем подлинника сертификата (фирма «KIRBY Со»), ни нотариусом, ни органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат.
20.07.2010г. истцом в ООО «КомфортЭкоСистем» подано заявление о расторжении договора купли-продажи пылесоса № СЕ 03/07 от 19.07.2010г., но в добровольном порядке, в расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной суммы истцу было отказано.
В своих дополнениях истец указал, что ответчиком также нарушены ст.7, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», т.к. согласно инструкции по технике безопасности при использовании пылесоса «Kirby Model G10E Sentria», данный пылесос не предназначен для использования детьми и людьми с пониженными двигательными или умственными возможностями (приложение № 2 - копия раздела «Важные инструкции по технике безопасности»). Однако, при демонстрации и при заключении договора купли-продажи пылесоса до истца не были доведены сведения о данных ограничениях в использовании пылесоса «Kirby Model G10E Sentria». Истец является пенсионером, престарелым человеком, инвалидом второй группы, имеет различные хронические заболевания (ишемическая болезнь сердца; стенокардия, гипертоническая болезнь 3 степени; сахарный диабет второго типа; дисциркуляторная энцефалопатия 2 степени; незрелая катаракта), поэтому использование данного технически сложного и тяжелого пылесоса не представляется возможным. При продаже пылесоса продавец знал об инвалидности истца, предоставил скидку на товар, однако скрыл от истца информацию об ограничениях при использовании пылесоса «Kirby», тем самым, ввел его в заблуждение о потребительских свойствах данного пылесоса. Кроме того, ООО «КомфортЭкоСистем» нарушило правила продажи отдельных видов товаров (По-
становление правительства РФ № 55 от 19 января 1998г.), а именно, документы, на
пылесос (сертификат соответствия, санитарно-эпидемиологическое заключение и приложения к ним) не заверены настоящим образом, на них отсутствуют подписи
продавца с указанием его адреса и телефона. В силу Постановления правительства № 982 от 01.12.2009г. заявленные в руководстве по эксплуатации функции пылесоса (конфигурация «Полотер», проведение массажа с использованием турбонасадок) подлежат обязательной сертификации (приложение № 6 - копия выписка из перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации). Сертификат соответствия № РООС Ш.АЯ 46.В68966 (пылесосы электрические бытовые) подтверждает безопасность в использовании только функций пылесоса. Продажа товара без сертификатов соответствия является существенным обстоятельством для отказа истца от исполнения договора купли-продажи пылесоса Kirby Model G10E Sentria, так как он может быть опасен в использовании в приведенных выше конфигурациях (функции пылесоса «полотер», «массажер» не исследовались и заключения об их безопасности отсутствуют).
Представители истца Шутов М.Ю., Белокопытов С.В., действующие на основании доверенности, в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в полном объеме, подтвердив обстоятельства, указанные в исковом заявлении, настаивали на удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель ответчика Егоров К.В., действующий на основании доверенности, исковые требования считал необоснованными, в их удовлетворении просил отказать, поскольку права потребителя ответчиком нарушены не были, договор купли-продажи был заключен истцом добровольно, истцу была предоставлена полная и достоверная информация о товаре в ходе демонстрации и при заключении договора, передана техническая документация на товар.
Истец в судебное заседание не явился, представил право защищать свои интересы представителям, поэтому суд с учетом мнения явившихся лиц полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие истца.
Суд, выслушав пояснения представителей истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу об удовлетворении требований истца частично по следующим основаниям.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что в рассматриваемом деле истец является потребителем, а ответчик является действующим юридическим лицом - организацией, продавцом.
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Сторонами не оспаривалось, что ответчик, являясь продавцом, 19.07.2010г. продал истцу, покупателю, товар – пылесос «Kirby Model G10E Sentria» заводской номер 2100176715, а тот в свою очередь, уплатил за товар 0000, то есть между сторонами по данному делу был фактически заключен договор розничной купли-продажи товара с полной оплатой товара покупателем, с учетом представленной скидки.
В соответствии со ст.ст.454, 492 Гражданского кодекса РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать в собственность покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.
В силу ст.455 Гражданского кодекса РФ товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных статьей 129 настоящего Кодекса. Договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора,
Согласно ст.456 Гражданского кодекса РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.
Согласно ст.ст.469, 470 Гражданского кодекса РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются. В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).
Статья 475 Гражданского кодекса РФ устанавливает последствия передачи товара ненадлежащего качества. Так, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара. В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. Требования об устранении недостатков или о замене товара, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 475 ГК РФ, могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства.
В соответствии со ст.476 Гражданского кодекса РФ продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
Согласно ст. 477 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено законом или договором купли-продажи, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные настоящей статьей. Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.
В соответствии со ст. 493 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья 428), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
В силу ст. 495 Гражданского кодекса РФ продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. Покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, указанную в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи (пункт 4 статьи 445), а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.
В соответствии со ст.503 Гражданского кодекса РФ, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара. В отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (пункт 2 статьи 475). Вместо предъявления указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, если законами о защите прав потребителей не установлено иное.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" содержит понятия, используемые в настоящем Законе:
потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;
недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
В соответствии со ст.1 данного Закона, отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Статья 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает право потребителя на безопасность товара. Потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Не допускается продажа товара, в том числе импортного товара, без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
В соответствии со ст.8 данного Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах.
В силу ст.10 указанного Закона продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение. Сведения об основных потребительских свойствах товаров, цену в рублях, гарантийный срок, если он установлен, правила и условия эффективного и безопасного использования товаров, срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с настоящим Законом, адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров, указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона, информацию о правилах продажи товаров. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
В силу статьи 12 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).
В соответствии со ст.18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула). В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязаны провести экспертизу товара за свой счет. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Статья 21 данного Закона устанавливает правила замены товара ненадлежащего качества. Так, в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.
В силу ст.23 Закона «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Судом установлено, что 19.07.2010 года между истцом и ответчиком заключен договор розничной купли-продажи товара № СЕ 03/07 - пылесоса «KIRBY Moдель G10E: Sentria» со стандартным набором насадок, что помимо пояснений сторон и их представителей, подтверждается копией договора. Свои обязанности по договору истец исполнил, оплатив ответчику 0000 что подтверждается кассовыми чеками и товарным чеком.
Вместе с тем из материалов дела установлено, что истцу производилась демонстрация иного товара, чем был приобретен, при этом, истец был введен в заблуждение относительно соотношения цены и комплектующих составляющих приобретаемого им товара, уплачивая обозначенную цену за пылесос, истец полагал, что он приобретает пылесос с комплектом насадок, обеспечивающих лечение пылевой аллергии, бронхиальной астмы, уничтожение клещей, проведения массажа.
Представителями истца в судебном заседании указано, что приобретение товара было обусловлено его обещанными потребительскими свойствами именно по лечению пылевой аллергии, бронхиальной астмы, уничтожения клещей, проведения массажа, что оказалось невозможным в стандартной комплектации.
Суд доверяет доводам стороны истца, иного ответчиком не доказано.
Обстоятельства, указанные истцом в части непредставления полной и достоверной информации об имеющихся противопоказаниях в использовании товара, основных потребительских свойствах, функциях товара, о его безопасности, основных характеристиках, о продавце товара, введение потребителя в заблуждение, нашли свое подтверждение в ходе разбирательства дела.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что обязанность по предоставлению информации потребителю ответчиком не была исполнена. В ходе демонстрации пылесоса до истца доводилась рекламная информация о невероятных свойствах пылесоса, проверить достоверность которой истец в момент заключения договора не имел возможности в связи с отсутствием необходимой документации.
При изучении прилагаемых к пылесосу «KIRBY model Sentra G10E» сопроводительных документов, суд установил, что в них отсутствует подтвержденная санитарно-эпидемиологическим заключением (СЭЗ) информация об уровне шума товара и соответствие его СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы». Предоставленный сертификат соответствия РОСС US.АЯ.46.B68966 на данный пылесос
содержит ссылки на различные ГОСТ, но в нем отсутствует информация о соответствии пылесоса «KIRBY Модель Sentria G10E» по показателю «максимальный вес» ГОСТ 10280-83 «Пылесосы электрические бытовые» общие технические условия. Помимо изложенного, суд отмечает, что представленный продавцом сертификат соответствия (незаверенная копия) выдан на пылесос электрический бытовой серийного выпуска 515611, сроком действия с 24.02.2009г. по 23.02.1012г., тогда как на сам пылесос, ни иная представленная в отношении него документация не содержит указания на серийный выпуск и дату изготовления конкретного пылесоса, переданного истцу, в связи с чем, невозможно установить, распространяется ли представленный сертификат соответствия на товар, переданный истцу по спорному договору. По тем же основаниям, не представляется возможным определить, распространяется ли действие на данный конкретный пылесос санитарно-эпидемиологического заключения № 77.01.09.346.П.016271.03.09 от 20.03.2009г.
Кроме того, в соответствии с руководством по эксплуатации данный пылесос заявлен как система влажной очистки ковров (мод. 293006 и 295003) или как система чистки полов (мод 293106 и 295106). Как следует из материалов дела, применительно к проданному истцу пылесосу не приведен ни один из показателей назначения, поэтому оценить тип устройства не представляется возможным. В связи с чем, суд делает вывод о том, что приобретенный истцом пылесос не соответствует заявленным характеристикам, т.к. невозможно оценить тип устройства в соответствии с руководством по эксплуатации, невозможно проверить требования о безопасности товара.
Таким образом, ответчик нарушил право покупателя на получение своевременной необходимой и достоверной информации о товаре, обеспечивающей при заключении договора возможность правильного выбора и условиях его приобретения (п.2. ст.10 Закона «О защите прав потребителей»). Истцуне были предоставлены достоверные сведения об основных потребительских свойствах товара, о его соответствии заявленным качествам.
При этом в силу п.4 ст.12 Закона РФ «О защите прав потребителей» суд при рассмотрении требований потребителя, связанных с недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, исходит из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара.
Своевременное и полное предоставление указанной выше информации истцу позволило бы ему оценить потребительские свойства товара, и повлекло бы безусловный отказ от заключения договора, о чем истец указывал в предыдущем судебном заседании.
Согласно пояснениям стороны истца пылесос «Kirby Модель G10E Sentria» при работе производит очень сильный шум, имеет значительный вес. В соответствии со спецификацией товара, выданной истцу, вес пылесоса без насадок составляет 10,5 кг, однако, как следует из руководства по эксплуатации, пылесос не может быть использован без насадок, что соответственно увеличит его вес. В соответствии с ГОСТ 10280-83 «Пылесосы электрические бытовые. Общие технические условия» масса пылесоса должна составлять не более 8,28кг для пылесосов с металлическим корпусом. Заявленная продавцом масса пылесоса не соответствует данным ГОСТ, превышает определенный в них норматив.
В инструкции по эксплуатации (раздел инструкции по технике безопасности) указано, что данное приспособление не предназначено для использования людьми с пониженными двигательными или умственными возможностями.
Суд полагает, что в связи с тем, что 83-летний истец является инвалидом второй группы, имеет ряд серьезных хронических заболеваний, подтвержденных представленными медицинскими документами, то есть является человеком с ограниченными физическими возможностями, использование данного пылесоса в безопасном для здоровья истца режиме не представляется возможным.
Помимо прочего, согласно пояснениям истца, данным в присутствии представителя ответчика, продавцом не исполнено условие, изложенное в п.4.1.5, 4.1.6 договора о проверке качества товара при его передаче покупателю, в том числе, путем однократного тестирования товара в присутствии покупателя, поскольку истцом в офисе продавца только были подписаны предложенные ему документы, а пылесос был загружен в автомобиль без какой-либо проверки, и доставлен к дому истца. Оснований не доверять пояснениям истца у суда не имеется, поскольку доказательств иного ответчиком суду не представлено.
Ответчиком в подтверждение своего права осуществлять продажу указанного товара на территории г.Екатеринбурга, Свердловская область, суду представлен перевод дистрибьюторского соглашения от 18.07.2008г. между компанией «Кирби», подразделением «Компания Скотт Фетцер» и ООО «КомфортЭкоСистем», согласно которого, указанный аппарат, позиционируемый ответчиком как пылесос, является домашней системой очистки, состоящих из пылесосов, дополнительного оборудования и насадок. Указанным соглашением в п.2 указано на определение географической зоны, которая является областью основной деятельности дистрибьютора, со ссылкой на «показ А», но каких-либо документов о территориальных границах географической зоны, иных сведений, подтверждающих право дистрибьютора реализовывать данный товар на территории г.Екатеринбурга, ответчиком суду не представлено. Кроме того, в реквизитах ООО «КомфортЭкоСервис» в данном соглашении (в переводе) указан ОГРН дистрибьютора как 1076671020522, тогда как договор купли-продажи с истцом был заключен ООО «КомфортЭкоСистем», являющимся ответчиком по делу, с ОГРН 1076671029522.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей продавец, уполномоченная организация несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Продавец, уполномоченная организация освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
О наличии таких обстоятельств ответчиком не заявлено. Доказательств наличия таких обстоятельств суду не представлено.
В связи с чем, суд считает требования истца о расторжении договора купли-продажи, возврате уплаченной за товар суммы - обоснованными, поэтому взысканию с ответчика в пользу истца в счет возврата суммы, оплаченной за товар по договору купли-продажи № СЕ 03/07 от 19.07.2010г., подлежит 0000
При этом, суд считает возможным обязать истца после возврата ему ООО «КомфортЭкоСистем» суммы, оплаченной за товар по договору купли-продажи № СЕ 03/07 от 19.07.2010г., в размере 0000, по требованию продавца и за его счет возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «КомфортЭкоСистем» товар - пылесос КIRBY, модель G10E Sentria.
Вместе с тем, суд считает требования, заявленные истцом о взыскании с ответчика неустойки за неисполнение законного требования потребителя, несостоятельными, поскольку как следует из материалов дела, с аналогичной исковым требованиям претензией истец к ответчику до судебного разбирательства не обращался, направленное ответчику заявление от 20.07.2010г. содержит иное основание для обращения, в связи с чем, заявленные в иске обстоятельства предметом досудебного урегулирования спора не являлись, поэтому законная неустойка в данном случае с ответчика в пользу истца взыскана быть не может. По тем же основаниям, суд не имеет законной возможности применить в данном случае нормы п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» о взыскании штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Рассматривая требования иска о взыскании компенсации морального вреда, суд отмечает, что в соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом, уполномоченной организацией прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В обоснование требования о компенсации морального вреда в размере 0000. истец указал, что незаконными действиями ответчика ему причинены нравственные страдания, связанные с переживаниями.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, степень нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, указанными выше. В связи с этим, в качестве компенсации морального вреда суд находит необходимым взыскать с ответчика в пользу истца 0000
В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в связи с эти с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 0000
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования басинских П.М. к Обществу с ограниченной ответственностью «КомфортЭкоСистем» о защите прав потребителя, удовлетворить частично.
Расторгнуть договор розничной купли-продажи № СЕ 03/07 от 19.07.2010г., заключенный между басинских П.М. и ООО «КомфортЭкоСистем».
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «КомфортЭкоСистем» в пользу басинских П.М. в счет возврата суммы, оплаченной за товар по договору купли-продажи № СЕ 03/07 от 19.07.2010г., 0000
Обязать басинских П.М. после возврата ему ООО «КомфортЭкоСистем» суммы, оплаченной за товар по договору купли-продажи № СЕ 03/07 от 19.07.2010г., в размере 0000, по требованию продавца и за его счет возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «КомфортЭкоСистем» товар - пылесос КIRBY, модель G10E Sentria.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «КомфортЭкоСистем» в пользу басинских П.М. компенсацию морального вреда в сумме 0000.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «КомфортЭкоСистем» в доход федерального бюджета в возмещение расходов по уплате государственной пошлины -0000
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Мотивированное решение составлено 21.12.2010г.
Судья О.Н. Серебренникова