РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2011 года г. Екатеринбург
Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Бурматовой Г.Г.,
при секретаре Шагалиной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабинова В.В. к администрации Ленинского района города Екатеринбурга, администрации города Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Бабинов В.В. обратился в суд с иском к администрации Ленинского района города Екатеринбурга, администрации города Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование требований указал, что он относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время ему исполнилось 18 лет, однако при обращении в администрацию Ленинского района города Екатеринбурга ему было отказано в предоставлении жилого помещения, в связи с пропуском срока обращения. Однако ранее Бабинов В.В. не мог обратиться с заявлением в администрацию, поскольку на основании постановления главы МО «Богдановичский» № 0000 от ДД.ММ.ГГГГ истец был включен в список на получение жилого помещения, однако в 2004г. был снят с учета, о чем ему стало известно только в 2010г.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали требования, дополнительно пояснили на вопрос суда, что целью обращения с иском является получение жилого помещения, независимо от того, на кого будет возложена обязанность по предоставлению жилого помещения, поскольку жилого помещения у истца нет.
Представитель администрации города Екатеринбурга с требованиями согласилась, однако указала на существующий порядок предоставления жилых помещений, согласно которому администрация города Екатеринбурга предоставляет жилое помещение, приобретенное Министерством строительства и архитектуры.
Представитель администрации Ленинского района города Екатеринбурга с требованиями не согласилась, указала, что Бабинов В.В. пропустил срок для подачи заявления о постановке на учет для предоставления жилого помещения, так как на момент обращения Бабинову исполнилось 27 полных лет. Причину пропуска срока обращения истца с заявлением нельзя признать уважительной.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области предоставил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что обеспечение жилым помещением Бабинова В.В. будет произведено, при условии постановки его на учет, в качестве нуждающегося в жилье, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа и т.д.
Аналогичные положения содержались ранее также в ст.37 ЖК РСФСР, действующей до 01.03.2005г. (т.е. в период постановки истицы на учет в органе местного самоуправления в 2003 году на получение жилого помещения).
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, федеральное законодательство, действовавшее как до 01.03.2005 года, так и действующее после 01.03.2005 года, прямо гарантирует право указанных категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.
Как следует из материалов дела, решением Богдановического городского суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ мать Бабинова В.В. была лишена родительских права.
На основании решения исполнительного комитета Богдановичского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ 0000 истец был направлен на воспитание в детский дом г. Каменск-Уральский, котором находился на полном государственном обеспечении с 1986г. по 1990г. Какого-либо жилья за истцом не закреплялось
Далее с 1990 до 1998 г. Бабинов В.В. обучался в школе-интернате г.Краснотурьинска, также находясь на полном государственном обеспечении.
С 1998г. по 2001г. истец обучался в лицее «Строитель» г.Екатеринбурга. С 2001г. по 2002г. - служил в армии и был комиссован по болезни.
Как указал истец, за период его нахождения в воспитательных учреждениях, где он был на полном государственном обеспечении, отец ни разу его не навещал, письма не писал, им не интересовался.
Постановлением мэра Богдановичского района N 0000 от ДД.ММ.ГГГГ Бабинов В.В. как воспитанник детского дома был принят на учет для улучшения жилищных условий.
Постановлением Главы МО "Богдановичский район" ДД.ММ.ГГГГ Бабинов В.В. снят с учета в связи с тем, что он выехал на другое место жительства и снялся с регистрационного учета.
В настоящее время Бабинов В.В. зарегистрирован в общежитии Екатеринбургского унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное управление" по адресу: <адрес>, где ему предоставлено койко-место.
Отсутствие у Бабинова В.В. какого-либо иного жилья на условиях договора социального найма, в том числе при оформлении в детский дом, никем из сторон не оспаривалось, а отсутствие у него жилья на праве собственности подтверждается письменным ответом управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области и БТИ г. Екатеринбурга.
При обращении Бабинова В.В. в администрацию Ленинского района г. Екатеринбурга с заявлением о принятии на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области ему было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилье, поскольку при обращении с заявлением истцу исполнилось полных 35 лет, а действие ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ распространяется на детей из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет.
Между тем, суд принимает во внимание, что постановлением мэра Богдановичского района N 0000 от ДД.ММ.ГГГГ Бабинов В.В. как воспитанник детского дома был принят на учет для улучшения жилищных условий и ДД.ММ.ГГГГ снят с учета в связи с тем, что он выехал на другое место жительства и снялся с регистрационного учета о чем не был извещен.
Согласно ответа на запрос учетное дело Бабинова В.В. Администрацией городского округа Богданович уничтожено, в связи с истечением срока хранения
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии Администрации Ленинского района Бабинову В.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем суд полагает, что, несмотря на достижение предельного возраста Бабинов В.В. не утратил право на предоставление жилого помещения, учитывая что в период достижения возрасти 18-23 лет Бабинов В.В. был поставлен на учет в установленном законе порядке, однако был снят с такого учета.
Все представленные доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости доказательств, не противоречивы, взаимно дополняют друг друга и в своей совокупности позволяют суду признать наличие у истца права на получение жилья во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, а также ч.3 ст.49 ЖК РФ, предусмотрено предоставление жилых помещений жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ. Федеральным Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.96г. (с последующими изменениями и дополнениями) иной порядок предоставления жилья указанной категории граждан – не предусмотрен.
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 года № 1631-ПП «О главном распорядителем бюджетных средств» Министерство строительства и архитектуры Свердловской области выполняет функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 года № 646-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» Министерство строительства и архитектуры Свердловской области выполняет функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. п. 4, 5 данного порядка средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Пунктом 8 порядка установлено, что жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
С учетом изложенного, суд полагает возможным удовлетворить требования истца, возложив обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области прибрести непосредственно для Бабинова В.В. жилое помещение и передать его администрации города Екатеринбурга для заключения с Бабиновым В.В. договора социального найма на данное жилое помещение.
При определении размера предоставляемого истице жилья суд учитывает требования ч.2 ст.50, ч.5,6 ст.57 ЖК РФ, предусматривающих, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления и в виде отдельной квартиры. Норма предоставления жилой площади по договору социального найма на территории муниципального образования «Город Екатеринбург» определена в Постановлении Главы г.Екатеринбурга от 31.08.2005г. №824 в размере16 кв. м. общей площади на одного человека.
С учетом изложенного, жилое помещение, приобретаемое для Бабинова В.В. должно быть благоустроенным, в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 16 м.кв., расположенное в черте города Екатеринбурга и отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Иных требований, равно как и иных оснований по заявленным требованиям, на рассмотрение суда не заявлено
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бабинов В.В. удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств бюджета Свердловской области для Бабинов В.В. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 16 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, располагающееся в черте города Екатеринбурга, с передачей жилого помещения в муниципальную собственность города Екатеринбурга.
Обязать Администрацию города Екатеринбурга заключить с Бабиновым В.В. договор социального найма на переданное из социального фонда Свердловской области благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 16 кв.м. и отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте города Екатеринбурга
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья: