решение о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

24 декабря 2010 года г. Екатеринбург

Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Бурматовой Г.Г.

при секретаре Шагалиной А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мостепан А.А., Мостепан Е.И. к Администрации города Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Мостепан А.А., Мостепан Е.И. обратились в суд с иском к Администрации города Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с действующими нормами предоставления жилья.

В обоснование требований истцами указано, что с ДД.ММ.ГГГГ Мостепан А.А. служит в органах внутренних дел по настоящее время, при этом с ДД.ММ.ГГГГ в должности участкового уполномоченного отделения милиции № 7 Управления милиции № 3 УВД по МО «г. Екатеринбург». В 2008 году между ним и Юргановой Ю.А. был заключен договор коммерческого найма на жилое помещение – <адрес>. В настоящее время Распоряжением главы администрации Кировского района города Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ 0000 истец и члены его семьи поставлены на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещении по договору социального найма.

Кроме того, в соответствии со ст.30 Закона РФ «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в жилье, отдельная квартира или дом по установленным норма предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции – не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность. Согласно Постановлению Президиума Верховного Суда РФ от 06.02.2002г. предоставление жилья во внеочередном порядке не зависит от наличия или отсутствия других участковых инспекторов и времени их постановки на учет. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ. С учетом указанных положений законов, а также ст.ст.19,40,55 Конституции РФ просит предоставить им жилье по договору социального найма.

В судебном заседании истцы Мостепан А.А., Мостепан Е.И. и их представитель заявленные исковые требования поддержали по предмету и основаниям.

Представитель администрации г. Екатеринбурга Бекишева О.В., действующая на основании доверенности, с требованиями не согласилась и в обоснование возражений пояснила, что порядок предоставления жилых помещений муниципального фонда регламентирован ст.ст.49,52,57 ЖК РФ, муниципальное жилье предоставляется по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным по указанным в законе основаниям нуждающимися в жилых помещениях, состоящим на учете нуждающихся в жилье по месту жительства, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Истец состоит на учете нуждающихся в жилье в администрации Кировского района только с 2010 года. С учетом этого оснований для предоставления истцу жилого помещения в настоящее время не имеется, поскольку не подошла его очередь. Кроме того, в соответствии со ст.49 ЖК предоставление иным гражданам, указанным в федеральных законах, муниципального жилья по договорам социального найма возможно только при наделении органов местного самоуправления соответствующими полномочиями на обеспечение жильем указанных категорий граждан. А в отношении участковых уполномоченных такое полномочие администрации г.Екатеринбурга не делегировано. Статья 30 Закона РФ «О милиции» не возлагает исключительно на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилья сотрудникам милиции, в том числе участковым инспекторам, а также не содержит указания на то, что предоставление жилого помещения должно производится только на условиях социального найма, и более того, ч.2 ст.30 указанного Закона предусматривает возможность предоставления жилья сотрудникам милиции из служебного жилого фонда. Кроме того, порядок предоставления указанной категории граждан жилых помещений по основаниям ст.30 указанного Закона до настоящего времени не разработан. С учетом таких обстоятельств обеспечение жильем истца возможно только за счет средств соответствующего бюджета.

Представитель Министерства финансов РФ - Дьякова Т.А., действующая на основании доверенности, с требованиями также не согласилась, поддержав позицию представителя администрации города Екатеринбурга.

Представители администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, Правительства Свердловской области, ТУ ФАУГИ, в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания были извещены надлежащим образом, представитель УВД города Екатеринбурга представил отзыв, где обратился с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, иные участники о причине неявки суд не уведомили, слушание дела не просили отложить, учитывая мнение участников судебного разбирательства, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав стороны, изучив материалы дела и оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что истец Мостепан А.А. с ДД.ММ.ГГГГ служит в органах внутренних дел, с ДД.ММ.ГГГГ занимает должность участкового уполномоченного отделения милиции № 7 упарвления милиции № 3 УВД по МО «г. Екатеринбург».

Как видно из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ между Мостепан А.А. и Юргановой Ю.А. был заключен договор найма на жилое помещение – <адрес> договора установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Других жилых помещений в собственности либо по договору найма на момент рассмотрения настоящего дела у истцов не имеется и указанные обстоятельства сторонами по настоящему делу не оспаривались.

В соответствии с распоряжением Главы администрации Кировского района 0000 от ДД.ММ.ГГГГ истец с учетом членов его семьи был поставлен в очередь малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Все установленные судом обстоятельства ответчиком по настоящему делу, а также иными сторонами - не оспаривались, подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами, и доказательств обратного суду предоставлено не было.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен ст. 52 ЖК РФ.

Предоставление жилого помещения по договору социального найма производится из государственного или муниципального жилищного фонда гражданам, являющимся малоимущими и признанными по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Таким образом, из указанных положений жилищного законодательства, следует, что жилые помещения из муниципального жилищного фонда предоставляются определенным категориям граждан, состоящим на учете в органе местного самоуправления и в установленном порядке признанным нуждающимся в жилье, а с 2005 года – также признанными малоимущими в соответствии с требованиями закона субъекта РФ. Кроме того, для получения жилого помещения из муниципального жилищного фонда гражданин должен обратиться в орган местного самоуправления с письменным заявлением о постановке на такой учет и предоставить комплект документов, подтверждающих его нуждаемость в жилье.

При таких обстоятельствах, учитывая также, что в настоящее время истец обратился в установленном порядке для постановки на учет в органах местного самоуправления, суд отказывает в удовлетворении требований о признании нуждающимися в предоставлении жилого помещения и включении в списки 2001 года, как нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку на момент рассмотрения дела истец признан малоимущим и поставлен на учет нуждающихся и необходимости дополнительно разрешать данные требования в судебном порядке не имеется.

Согласно ст.30 Закона РФ «О милиции» от 18.04.91г. (с последующими изменениями и дополнениями) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, участковым уполномоченным милиции – не позднее 6-ти месяцев с момента вступления в должность.

Судом установлено и не оспаривалось представителем администрации г.Екатеринбурга, а также другими участниками судебного разбирательства, что Мостепан С.А с учетом членов его семьи признан малоимущим и нуждающимся в жилье.

Кроме того, учитывая положения ст.30 Закона РФ «О милиции», Мостепан А.А. являясь участковым уполномоченным с 2009 года, должен быть обеспечен жильем не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Таким образом, право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Однако Конституция РФ не конкретизирует порядок, основания и условия обеспечения жилыми помещениями, эти вопросы регулируются законодателем.

Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимся в жилых помещениях малоимущим гражданам, а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан. При этом жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться таким гражданам только в случае наделения муниципальных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном жилищном кодексе РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

С учетом указанных положений закона, а также принимая во внимание, что до настоящего времени порядок обеспечения жильем сотрудников милиции, в том числе и участковых уполномоченных, законом не определен, Конституционный суд РФ в своем Определении от 15.02.2005 года № 58-О установил, что законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции РФ. Поскольку указанной обязанности местного самоуправления корреспондирует обязанность Российской Федерации, по смыслу ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении органом местного самоуправления данной обязанности. При таких обстоятельствах обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников расположенных на территории муниципального образования не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение, поскольку содержание муниципального жилищного фонда, в силу закона, относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, возникающие при этом расходы подлежат компенсации из соответствующего бюджета.

С учетом указанных разъяснений Конституционного суда РФ, а также положений ст. 49 ЖК РФ суд приходит к выводу об обоснованности и правомерности заявленного истцом требования о предоставлении ему и членам его семьи благоустроенного жилого помещения на условиях социально найма Администрацией города Екатеринбурга, с последующим возмещением всех расходов по предоставлению жилья из средств федерального бюджета.

При этом суд не принимает доводы администрации города Екатеринбурга о том, что органы местного самоуправления не имеют надлежащих полномочий на обеспечение жильем сотрудников милиции, т.к. противоречат разъяснению Конституционного уда РФ.

Иные доводы ответчиков о том, что жилое помещение истцу может быть предоставлено только в порядке очередности и его очередь еще не наступила, а также доводы, что законом предусмотрено возможность предоставления указанной категории граждан не только по договору социального найма, но и на ином праве (служебное жилье, коммерческий найм) судом также не принимаются по следующим основаниям.

Право получения жилья участковым милиции в соответствии со специальным Законом РФ «О милиции» возникает по истечение 6 месяцев со дня вступления их в должность, а не в связи с наступлением очереди. Кроме того, указанный закон не содержит запрета на предоставление участковым уполномоченным милиции жилого помещения на условиях социального найма.

При определении размера жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу и членам его семьи, суд учитывает следующие обстоятельства.

В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте ответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, представляемыми по договорам социального найма и других факторов.

В соответствии с п. 2 Постановления Главы города Екатеринбурга от 31.08.2005 года № 824 « об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставлении площади жилого помещения действующих на территории Муниципального образования «Город Екатеринбург», норма предоставления жилой площади в г. Екатеринбург составляет 16 кв.м. общей площади на одного человека.

Принимая во внимание, что семья истца на момент принятия решения состоит из 2 человек, истцу Мостепан А.А. с учетом членов семьи должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> кв. метров.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мостепан А.А., Мостепан Е.И. удовлетворить.

Обязать Администрацию города Екатеринбурга предоставить Мостепан А.А., Мостепан Е.И. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в пределах <адрес>, с правом последующей компенсации за счет средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Ленинский районный суд <адрес>.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200