решение о признании права на досрочное назначение пенсии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 февраля 2011 года

Ленинский районный суд г.Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Савиновой О.Н.,

при секретаре Васильевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Куркаловой ФИО6 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Куркалова Ю.Г. обратилась в суд с иском к Управлению ПФ РФ в Ленинском районе г.Екатеринбурга об установлении и выплате пенсии за выслугу лет с момента обращения с заявлением в ПФ РФ с 11февраля 2010 г.

Ответчик иск не признал в полном объеме, пояснив, что стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, на момент обращения составлял 18 лет 10 месяцев 21 день вместо требуемого 25 лет.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 55 лет для женщин, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан (п.3 ст.1 Закона № 173-ФЗ).

Согласно п.2 ст.27 Закона № 173-ФЗ списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подп.7-13 п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Право на досрочное назначение пенсии по нормам подп.19 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ определялось на основании: списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет (далее Список № 463), утвержденного Постановлением СМ РСФСР от Об. 09.91г. № 463; список № 4 63 действует на периоды работы до 1 ноября 1999 г.; списка должностей, работа в которых с 1 ноября 1999 г. подлежит зачету в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067 с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.02.2001 г. № 79 (далее Список № 1067, Правила). Данные Правила могут применяться при исчислении указанной выслуги, за периоды до 1 ноября 1999 г. (абз.2 п. З Постановления № 1067 с изменениями и дополнениями Постановлением № 79); правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.21 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 (далее Постановление № 516, Правила № 516; списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп.10 п.1 ст.28 Закона № 173-ФЗ и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп.10 п.1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (далее Постановление № 781, Список № 781, Правила № 781).

Согласно Списку, право на указанную пенсию предоставляется педагогическим работникам при наличии одновременно двух условий - работы в определенных должностях и в образовательных учреждениях для детей, предусмотренных списками.

Как видно из материалов дела, Куркалова Ю.Г. 11.02.2010 г. обратилась в Управление ПФР в Ленинском районе с заявлением о назначении пенсии, представила к рассмотрению документы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по подп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ <О трудовых пенсиях в РФ> (далее Закон № 173-ФЗ).

В соответствии с решением Управления от 17.05.2010 г. № 16\11 Куркаловой Ю.Г. было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составил 18 лет 10 месяцев 21 день.

Определяя право Куркаловой Ю.Г. на досрочное назначение трудовой пенсии по подп.19 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ в соответствии со Списком и Правилами № 781, Управлением был исключен из стажа период работы с 22.12.1983 г. по 21.09.1988 г., с 22.09.1988 г. по 28.01.1990 г. в должности музыкального работника в детском комбинате № 23 Верхнепышминского строительного управления треста «Уралмедьстрой», поскольку список № 781 не предусматривает названия учреждения «детский комбинат».

Период работы истца с 01.01.2010 г. по 11.02.2010 г. в должности музыкального руководителя Муниципального дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 455 на день вынесения решения Управлением пенсионного фонда не был подтвержден данными персонифицированного учёта, на момент рассмотрения дела период подтверждён сведениями персонифицированного учёта и может быть включен в стаж истца.

Суд полагает, что отказ Управления в части является не законным, учитывая следующее.

В соответствии с п.3 Правил № 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке №781, при этом работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела <Наименование должностей> списка, засчитывается в стаж работы при условии её выполнения в учреждениях, указанных в п.2 раздела <Наименование учреждений> Списка.

Список № 781 (п.2) не предусматривает наименования данного учреждения.

Согласно представленных истцом документов – архивных справок, числится музыкальным работником в д/комбинат 23 Верхнепышминского строительного управления с 22.12.1983 г., уволена 28.07.1991 года.

Отказывая в зачислении в спецстаж вышеуказанных периодов работы в должности музыкального работника детского комбината № 23, ответчик сослался на то, что в соответствии с п.3 Правил № 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке №781. При этом, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела <Наименование должностей> списка, засчитывается в стаж работы при условии её выполнения в учреждениях, указанных в п.2 раздела <Наименование учреждений> списка. Наименование учреждения не предусмотрено Списком № 781 (п.2).

Суд не может согласиться с доводами ответчика.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.

Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Одним из условий реализации права на досрочную пенсию по старости (ранее - пенсия за выслугу лет) является деятельность педагогических и медицинских работников соответственно в учреждениях образования или в лечебно-профилактических (лечебных) учреждениях.

Возникновение права на пенсию за выслугу лет (досрочное назначение трудовой пенсии по старости) законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих учреждениях, а не только с определенным видом деятельности. Это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда педагогических и медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Пунктом 3 статьи 28 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, равно как и ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, предусматривает право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности "музыкальный работник".

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

В соответствии с п.2 (абз.1) Постановления № 463 в стаж, дающий право пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений.

Таким образом, в оспариваемые ответчиком периоды деятельности истец осуществляла педагогическую деятельность в должностях и в учреждении, предусмотренных списком должностей и учреждений, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, что является основанием для включения периодов работы в качестве воспитателя детского комбината в стаж педагогической деятельности.

Учитывая указанные обстоятельства, суд пришел к выводу, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению и имеются основания для того, чтобы зачесть в специальный стаж, дающий право на пенсионное обеспечение по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, работу истца в спорные периоды.

Периоды с 01.01.2010 г. по 11.02.2010 г. в должности музыкального руководителя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении – детский сад № 455 также подлежат зачёту в специальный стаж, перечисление взносов в указанный период подтверждается справкой 355 от 13.10.10 г.

Следовательно, на момент обращения с заявлением она не имела требуемый стаж работы 25 лет, указанный стаж, с учётом спорных периодов истица выработала 11.02.2010 года.

Отказ ответчика обоснован тем, что в соответствии с п.2 ст. 13 Закона № 173-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и иной деятельности, которые предусмотрены ст.ст. 10, 11 настоящего закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Однако согласно п. 1 ст. 8 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору.

Таким образом, при наличие сведений индивидуального (персонифицированного) учета за данные периоды отсутствие данных о начислении страховых взносов, свидетельствует о недобросовестности страхователя, и не может являться основанием для отказа во включение данного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

По мнению суда, следует учитывать, что назначение пенсии за выслугу лет зависит от вида деятельности работников, а не от наименования или правового статуса учреждения, в которых они осуществляли свою трудовую деятельность.

То обстоятельство, что при формировании документов были допущены несоответствия наименований учреждений и их структурных подразделений Спискам, не должно причинять ущерб интересам истца, поскольку льготное пенсионное обеспечение педагогических работников является их конституционным правом и социальной гарантией, и ошибочное наименование учреждений не может влиять на права граждан.

Истец заявил требование обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области установить пенсию с момента обращения (с 11 февраля 2010 г.).

Суд полагает, что указанные требования подлежат удовлетворению с момента получения права, в том числе с момента обращения, если на момент обращения имелся необходимый стаж.

Согласно п. 3 ст.4 Федерального Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на пенсию.

В соответствии со ст.19 Закона пенсия назначается со дня обращения за ней (ч.1), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления со всеми необходимыми документами (ч.2), в случаях, когда к заявлению приложены не все необходимые для назначения пенсии документы и если они будут представлены не позднее трёх месяцев со дня подачи заявления, днём обращения считается день подачи заявления (ч.3).

Подтверждение педстажа потребовало установление фактов в судебном порядке, истец реализовал свое право на защиту интересов, однако право на получение пенсии при наличии необходимого стажа возникает именно с момента приобретения права с учетом тех периодов, которые подтверждены вступившим в законную силу решением суда.

Заявление о назначении пенсии истцом было подано, когда она (с учетом тех спорных периодов, которые признаны судом обоснованными) выработала стаж, необходимый для назначения пенсии.

Таким образом, днем приобретения права на назначение пенсии является 11.02.2010 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Куркаловой ФИО7 к Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, удовлетворить.

Зачесть Куркаловой ФИО8 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, работу: с 22.12.1983 г. по 21.09.1988 г., с 22.09.1988 г. по 28.01.1990 г. в должности музыкального работника в детском комбинате №23 Верхнепышминского стройуправления треста «Уралмедьстрой», с 01.01.2010 г. по 11.02.2010 г. в должности музыкального руководителя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении – детский сад № 455.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области установить и выплачивать Куркаловой ФИО9 пенсию в соответствии с законодательством, регулирующим досрочное назначение трудовых пенсий по старости, с зачетом спорных периодов, с момента возникновения права, т.е. с 11 февраля 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200