РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 февраля 2011 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Савиновой О.Н.,
при секретаре Васильевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Карачёва ФИО5 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Карачёв А.Ф. обратился в суд с иском к Управлению ПФ РФ в Ленинском районе г.Екатеринбурга об установлении и выплате пенсии за выслугу лет с момента обращения с заявлением в ПФ РФ с 18 октября 2010 г.
Ответчик иск не признал в полном объеме, пояснив, что стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, на момент обращения составлял 23 года 05 месяцев 09 дней вместо требуемого - 25 лет.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 55 лет для женщин, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан (п.3 ст.1 Закона № 173-ФЗ).
Согласно п.2 ст.27 Закона № 173-ФЗ списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подп.7-13 п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Право на досрочное назначение пенсии по нормам подп.19 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ определялось на основании: списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет (далее Список № 463), утвержденного Постановлением СМ РСФСР от Об. 09.91г. № 463; список № 4 63 действует на периоды работы до 1 ноября 1999 г.; списка должностей, работа в которых с 1 ноября 1999 г. подлежит зачету в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067 с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.02.2001 г. № 79 (далее Список № 1067, Правила). Данные Правила могут применяться при исчислении указанной выслуги, за периоды до 1 ноября 1999 г. (абз.2 п. З Постановления № 1067 с изменениями и дополнениями Постановлением № 79); правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.21 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 (далее Постановление № 516, Правила № 516; списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп.10 п.1 ст.28 Закона № 173-ФЗ и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп.10 п.1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (далее Постановление № 781, Список № 781, Правила № 781).
Согласно Списку, право на указанную пенсию предоставляется педагогическим работникам при наличии одновременно двух условий - работы в определенных должностях и в образовательных учреждениях для детей, предусмотренных списками.
Как видно из материалов дела, Карачёв А.Ф. 18.10.2010 г. обратился в Управление ПФР в Ленинском районе с заявлением о назначении пенсии, представил к рассмотрению документы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по подп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ <О трудовых пенсиях в РФ> (далее Закон № 173-ФЗ).
В соответствии с решением Управления от 11.01.2011 г. № 16\162 Карачёву А.Ф. было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составил 23 года 05 месяцев 09 дней.
Определяя право Карачёва А.Ф. на досрочное назначение трудовой пенсии по подп.19 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ в соответствии со Списком и Правилами № 781, Управлением был исключен из стажа период службы в армии с 14.11.1985 г. по 29.05.1987 г.
Суд полагает, что отказ Управления в части является не законным, учитывая следующее.
В соответствии с п.3 Правил № 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке №781, при этом работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела <Наименование должностей> списка, засчитывается в стаж работы при условии её выполнения в учреждениях, указанных в п.2 раздела <Наименование учреждений> Списка.
Список № 781 (п.2) не предусматривает наименования данного учреждения.
Согласно представленных истцом документов – военного билета, справки из Военкомата, Карачёв А.Ф. в период с 14.11.1985 г. по 29.05.1987 г. проходил военную службу в Вооружённых силах РФ по призыв в звании ефрейтора.
Отказывая в зачислении вышеуказанных периодов, ответчик сослался на то, что в соответствии с действующим законодательством включение в стаж периодов военной службы по призыву не предусмотрено, включение в стаж военной службы по призыву по ранее действовавшему законодательству невозможно, поскольку оно распространялось на тех, кто приобрёл право на назначение пенсии, истец же в период действия правил зачисления военной службы по призыву право на назначение пенсии не имел.
Суд не может согласиться с доводами ответчика.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.
Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Одним из условий реализации права на досрочную пенсию по старости (ранее - пенсия за выслугу лет) является деятельность педагогических и медицинских работников соответственно в учреждениях образования или в лечебно-профилактических (лечебных) учреждениях.
Возникновение права на пенсию за выслугу лет (досрочное назначение трудовой пенсии по старости) законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих учреждениях, а не только с определенным видом деятельности. Это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда педагогических и медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Пунктом 3 статьи 28 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, равно как и ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, предусматривает право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности.
В период службы истца в составе Вооруженных сил СССР по призыву действовало «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии» от 17 декабря 1959 г. N 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж, определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В силу ст. 10, Федеральный закон N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", установлено, что период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", подтверждается военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.
Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащих определяется Правительством Российской Федерации. Этот порядок определен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.93 N 941, которым установлено, что военная служба по призыву (ранее - срочная военная служба) засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.
Данная позиция указана и в определении Конституционного Суда РФ от 17.10.2006 N 380-О и № 1152-О-О от 23.09.2010 г., где указано, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Между тем, периоды службы в Вооруженных силах СССР с 14.11.1985 г. по 29.05.1987 г. относятся к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий.
Таким образом, требования истца о включении в трудовой стаж для досрочного назначения пенсии службы в армии подлежит включению в стаж.
Истец заявил требование обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области установить пенсию с момента возникновения права.
Согласно п. 3 ст.4 Федерального Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на пенсию.
В соответствии со ст.19 Закона пенсия назначается со дня обращения за ней (ч.1), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления со всеми необходимыми документами (ч.2), в случаях, когда к заявлению приложены не все необходимые для назначения пенсии документы и если они будут представлены не позднее трёх месяцев со дня подачи заявления, днём обращения считается день подачи заявления (ч.3).
Подтверждение специального стажа потребовало установление фактов в судебном порядке, истец реализовал свое право на защиту интересов, однако, право на получение пенсии при наличии необходимого стажа возникает именно с момента приобретения права с учетом тех периодов, которые подтверждены вступившим в законную силу решением суда.
Заявление о назначении пенсии истцом было подано 18.10.2010 г., однако стаж, необходимый для назначения пенсии Карачёв А.Ф., с учётом зачёта спорных моментов, выработал 25.10.2010 г., поэтому днем приобретения права на назначение пенсии является 25.10.2010 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Карачёва ФИО6 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, удовлетворить частично.
Зачесть Карачёву ФИО7 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период прохождения военной службы в Вооруженных силах СССР с 14.11.1985 г. по 29.05.1987 г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области установить и выплачивать Карачёву ФИО8 пенсию в соответствии с законодательством, регулирующим досрочное назначение трудовых пенсий по старости, с зачетом спорных периодов, с момента возникновения права, т.е. с 25 октября 2010 года.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: