о признании незаконным технич. условий



Дело № 2-431/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2011 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Серебренниковой О.Н.,

при секретаре Стаховой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красавина Е.П. к Закрытому акционерному обществу «Управляющая компания «Академический» о признании незаконным п.11 технических условий на установку узла учета тепловой энергии, обязании согласовать проект на установку узла коммерческого учета потребления тепловой энергии, взыскании морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Красавин Е.П. обратился в суд с иском к Закрытому акционерному обществу «Управляющая компания «Академический» о признании незаконным п.11 технических условий на установку узла учета тепловой энергии по адресу <адрес>, обязании согласовать проект на установку в квартире истца узла коммерческого учета потребления тепловой энергии «Карат-компакт», выполненный ЗАО «Уральский Центр Сантехнической Комплектации «Сантехкомплект-Урал», взыскании морального вреда в связи с нарушением прав потребителей в размере 0000

В обоснование заявленного иска указано, что истец на основании договора социального найма является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. 27.08.2010г. он представил на согласование ответчику рабочий проект на установку в его квартире узла коммерческого учета потребления тепловой энергии «Карат-компакт», в согласовании проекта было отказано. Истец полагает, что отказ ответчика необоснован, нарушает ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ГК РФ, Закон РФ «О защите прав потребителей», поскольку выбранный истцом прибор учета соответствует требованиям п.5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995г. № ВК-4936, зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений, имеет декларацию о соответствии № РОСС RU.МЕ27.Д01858 от 25.06.2007г. органа по сертификации рег.№ РОСС RU.0001.11МЕ27., а представленный истцом ответчику проект разработан квалифицированной организацией. Истец полагает, что ответчик своим отказом в согласовании рабочего проекта и незаконным пунктом 11 выставляемых ему технических условий (дополнительное условие о диспетчеризации) заставляет его производить дополнительные затраты по установке приборов подключения УКУТ к компьютеру, что не предусмотрено ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», противоречит ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также п.2 ст.426 ГК РФ, тем самым навязывает истцу условия, не выгодные для него и не предусмотренные федеральными законами, пытаясь за его счет выполнить свои обязанности и незаконно сэкономить свои денежные средства.

Истец в судебном заседании исковые требования подержал по предмету и основаниям, изложенным в иске, суду также пояснил, что в настоящее время он уже является собственником указанной квартиры, действиями ответчика ему также причинен моральный вред, он испытывал переживания в связи с отказом в согласовании проекта.

Представитель ответчика Карепанов С.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по доводам представленного суду отзыва.

Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, суду поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, суд с учетом мнения явившихся лиц, полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие третьих лиц.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд полагает иск является необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что на момент разработки проекта, обращения к ответчику за его согласованием, истец являлся нанимателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с договором социального найма № 727 от 16.04.2010г., на момент вынесения решения истец с 06.12.2010г. является собственником указанной квартиры, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Также сторонами не оспаривается то обстоятельство, что ответчик является действующим юридическим лицом - организацией, осуществляющей управление данным домом.

В соответствии со ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать способ управления многоквартирным домом, в том числе, управление управляющей организацией. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В силу п.11 ст.1 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 307 от 26.05.2006г.:

"управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом;

"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;

"коллективный (общедомовой) прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом;

"индивидуальный прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме.

Сторонами не оспаривалось, что ответчик, являясь исполнителем - управляющей организацией, оказывает истцу, как потребителю, коммунальные услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, к которому согласно ст. 36 ЖК РФ, п.п.5 п. 2 Постановления Правительства РФ № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» от 13.08.2006 года относятся, в том числе, и механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В силу п.16 настоящих Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.9 ст.1 ФЗ «О теплоснабжении» потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Статья 19 данного ФЗ предусматривает, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.

В соответствии с п.4. ст.12 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действительно, в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом - собственники помещений в многоквартирном доме, обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.

Согласно ст. 13 указанного Федерального Закона производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В силу п.5 данной статьи, на который также в обоснование своего иска ссылался истец, до 1 января 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

Таким образом, действующее законодательство об энергосбережении не содержит требований ни к собственнику жилого помещения, ни к управляющей либо энергоснабжающей компании, к обязательному оборудованию жилого помещения индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

В соответствии с п.8 указанной статьи действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Все исследованные в процессе разрешения настоящего спора нормы действующего законодательства позволяют суду сделать вывод о предназначении имеющихся нормативных положений об оснащении приборами учета тепловой энергии многоквартирных жилых домов для предприятия-поставщика (энергоснабжающей организации) и исполнителя – управляющей организации в целях учета потребленной энергии и расчета за нее.

Так, согласно п.п.1.7, 1.8, 3.1.4 Правил учета отпуска тепловой энергии (ПР 34-70-010-85), обязательных для энергоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии независимо от их ведомственной принадлежности, системы теплопотребления всех потребителей тепловой энергии должны быть обеспечены необходимыми приборами для расчетов за тепловую энергию с энергоснабжающей организацией. Приборы учета для расчетов за тепловую энергию должны устанавливаться в соответствии с требованиями, изложенными в настоящих Правилах. Основой учета отпуска и потребления тепловой энергии должен быть узел учета расхода тепловой энергии и контроля параметров теплоносителя, оборудованный самопишущими регистрирующими расходомерами и приборами для измерения и регистрации температуры и давления и теплосчетчиками. В первую очередь должны устанавливаться приборы учета: теплосчетчики, регистрирующие самопишущие приборы расхода и температуры. В соответствии с требованиями "Правил пользования электрической и тепловой энергией" (М.: Энергоиздат, 1982) приборами учета тепловой энергии должны быть оборудованы системы теплопотребления всех потребителей на границе раздела тепловых сетей энергоснабжения организации и потребителя.

В соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, зарегистрированных в Минюсте РФ 25 сентября 1995 г. N 954, распространяющихся на энергоснабжающие организации и потребителей тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединенной тепловой нагрузки потребителя, на которые также ссылается истец в обоснование своего иска, узел учета тепловой энергии оборудуется средствами измерения (теплосчетчиками, водосчетчиками, тепловычислителями, счетчиками пара, приборами, регистрирующими параметры теплоносителя, и др.), зарегистрированными в Государственном реестре средств измерений и имеющими сертификат Главгосэнергонадзора Российской Федерации. Выбор приборов учета для использования на узле учета потребителя осуществляет потребитель по согласованию с энергоснабжающей организацией (п.5.1.4). В случае разногласий между потребителем и энергоснабжающей организацией по типам приборов учета окончательное решение принимается Госэнергонадзором. Приборы учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего достоверный учет тепловой энергии, массы (или объема) и регистрацию параметров теплоносителя.

В соответствии с п.7 указанных Правил, допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт. Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.

Для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:

- принципиальную схему теплового пункта;

- проект на узел учета, согласованные с энергоснабжающей организацией;

- паспорта на приборы узла учета;

- документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя;

- технологические схемы узла учета, согласованные с органом Госстандарта (это требование относится только к приборам, измеряющим массу или объем теплоносителя методом переменного перепада давления);

- акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД 50-213-80 (это требование относится только к приборам, измеряющим расход теплоносителя методом переменного перепада давления);

- смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.

Узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию. Решение о допуске или отказе в допуске узла учета тепловой энергии в эксплуатацию при возникновении разногласий между потребителем и энергоснабжающей организацией принимает Госэнергонадзор.

Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что ответчик не является энергоснабжающей организацией, а является лишь управляющей организацией.

Анализ действующего законодательства показал, что в нем имеются положения о согласовании выбора приборов учета для использования на узле учета потребителя с энергоснабжающей организацией, и не содержится обязанности управляющей компании согласовывать рабочие проекты потребителей коммунальных услуг – нанимателей, собственников отдельных жилых помещений, по установке ими индивидуальных приборов учета тепловой энергии.

Как следует из материалов дела в ответ на требование истца согласовать имеющийся у него проект, ответчиком ему были выдвинуты технические условия, пункт 11 которых истец просит признать незаконным. Указанным пунктом истцу предлагалось предусмотреть проектом установку теплоконтроллера с возможностью подключения компьютера для снятия показаний, поддержания программы комплекса адаптированного с комплексом «Искра», включения узла учета в систему общедомового учета, т.е. так называемый раздел «диспетчеризация». В переписке с истцом в обоснование своих требований ответчик ссылался на указанные выше Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, которые как было отмечено ранее, не распространяют свое действие на отношения между сторонами по данному спору.

Истец указывает на незаконность указанного п.11 технических условий как на основание своих требований об обязании ответчика согласовать проект на установку в квартире истца узла коммерческого учета потребления тепловой энергии «Карат-компакт», выполненный ЗАО «Уральский Центр Сантехнической Комплектации «Сантехкомплект-Урал». Поскольку обязанности по согласованию управляющей компанией проекта потребителя на установку индивидуального прибора учета закон не содержит, то у суда не имеется оснований для оценки действий управляющей компании по выдвижению технических условий истцу в представленной редакции на соответствие их действующему законодательству. Помимо прочего, указанные условия не являются каким-либо нормативным правовым актом, незаконность которого может быть установлена судом общей юрисдикции.

Таким образом, в силу ст.8 Гражданского кодекса РФ у ответчика перед истцом не возникла обязанность по согласованию представленного ему проекта на установку в квартире истца узла коммерческого учета потребления тепловой энергии «Карат-компакт».

Кроме того, в данном случае к рассматриваемому спору не подлежат применению и положения ст. 426 Гражданского кодекса РФ о публичном договоре, поскольку управляющая компания не осуществляет деятельность по энергоснабжению.

В соответствии с изложенным, суд не может возложить на ответчика обязанность, обязать его к совершению определенных действий, если такая обязанность не предусмотрена законом.

Рассматривая требование иска о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, связанного с предыдущим требованием, суд руководствуется следующими нормами закона.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, гражданин имеет право требовать возмещения морального вреда.

В соответствии со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

В силу ст.15 указанного Закона РФ, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Таким образом, предметом доказывания по требованиям иска о компенсации морального вреда является совокупность юридических фактов, образующих основание иска, под которым понимается виновное совершение ответчиком противоправного деяния, повлекшего причинение истцу физических или нравственных страданий. Необходимым условием возложения обязанности возместить ущерб является причинная связь между противоправным деянием и возникшим вредом. Наличие причинной связи между противоправным действием и моральным вредом предполагает, что противоправное действие должно быть необходимым условием наступления негативных последствий в виде физических или нравственных страданий.

Суд отмечает, что поскольку указанные выше требования истца, как потребителя коммунальных услуг, признаны судом несостоятельными, то также не подлежит удовлетворению его требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда. Помимо прочего, истцом не представлено суду доказательств причинения ему морального вреда в результате виновных действий ответчика.

В силу ст.88, 98, 103 ГПК РФ суд не находит оснований для возложения понесенных по делу судебных расходов на какую-либо из сторон по настоящему делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Красавина Е.П. к Закрытому акционерному обществу «Управляющая компания «Академический» о признании незаконным п.11 технических условий на установку узла учета тепловой энергии, обязании согласовать проект на установку узла коммерческого учета потребления тепловой энергии, взыскании морального вреда, – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения суда с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Мотивированное решение составлено 26.01.2011г.

Судья (подпись)

Копия верна

Судья Серебренникова О.Н.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200