Дело N 2-887\11(09)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 января 2011 года
Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Проняевой Г.А.
при секретаре Максименко Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Истомина В.А. к
Государственному учреждению занятости населения
Свердловской области "Екатеринбургскому центру за-
нятости"
об оспаривании решения об отказе в признании в качестве безработного,
УСТАНОВИЛ:
Истомин В.А. обратился в суд с иском Государственному учреждению
занятости населения Свердловской области "Екатеринбургскому центру за-
нятости" (далее - Центру занятости) об оспаривании решения об отказе в
признании в качестве безработного.
В обоснование своих исковых требований истец указал на то, что
после окончания 17.09.2010 г. периода выплаты пособия по безработице,
27.09.2010 г. он вновь обратился в Центр занятости с заявлением о
присвоении ему статуса безработного, предоставив необходимые докумен-
ты, однако письмом исх.N 0000 от 04.10.2010 г. ответчиком ему было от-
казано в признании в качестве безработного по той причине, что им не
была предоставлена справка о средней заработной плате за последние три
месяца с последнего места работы.
Как указал истец, он в силу объективных причин лишен возможности
предоставления подобной справки за период работы в 2004-2005 г.г.,
поскольку его работодатель - Екатеринбургский электровозоремонтный за-
вод (филиал ОАО "Российские железные дороги") прекратил свою деятель-
ность, местонахождение документов завода ему неизвестно.
Истец просил признать недействительным отказ Государственного уч-
реждения занятости населения Свердловской области "Екатеринбургский
центр занятости" от 04.10.2010 г. в присвоении ему статуса безработно-
го в связи с непредоставлением истцом справки о средней заработной
плате за последние три месяца с последнего места работы, а также обя-
зать Центр занятости присвоить с 04.10.2010 г. статус безработного без
предоставления истцом справки.
Ответчик иск не признал, указав на отсутствие правовых оснований,
поскольку требование Центра занятости о предоставлении истцом справки
о заработной плате основано на законе.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает исковые
требования Истомина В.А. подлежащими удовлетворения по следующим осно-
ваниям.
Как пояснил Истомин В.А., 27.09.2010 г. он обратился в Ок-
тябрьское районное отделение занятости населения Центра занятости (да-
лее - Октябрьское РОЗН) для постановки на учет в качестве безработно-
го, и предоставил паспорт, трудовую книжку, аттестат о среднем образо-
вании, свидетельство об окончании Свердловского областного учебного
центра профобучения по специальности "оператор-машинист котельных ус-
тановок", справку об инвалидности, индивидуальную программу реабилита-
ции инвалида. Также им было заявлено ходатайство о признании его без-
работным без предоставления справки с последнего места работы в связи
с ликвидацией предприятия.
Письмом исх.N 1461 от 04.10.2010 г. ответчиком ему было отказано
в признании в качестве безработного по той причине, что им не была
предоставлена справка о средней заработной плате за последние три ме-
сяца с последнего места работы.
Суд полагает, что таким отказом были нарушены права гражданина,
учитывая следующее.
Согласно ст.3 Федерального закона РФ <О занятости населения в
Российской Федерации> от 19.04.1991 г. № 1032-1 безработными признают-
ся трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, заре-
гистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей ра-
боты, ищут работу и готовы приступить к ней.
При этом решение о признании гражданина, зарегистрированного в
целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами служ-
бы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня
предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или
документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессио-
нальную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три ме-
сяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не
работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и доку-
мента об образовании (п.2 ст.3).
Таким образом, для принятия решения о признании гражданина безра-
ботным последний в числе прочих документов должен представить органу
службы занятости справку о среднем заработке за последние три месяца
по последнему месту работы (п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N
1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"). Из данной нор-
мы следует, что выдать такую справку обязан работодатель по месту пос-
леднего трудоустройства гражданина.
Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса
о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную
программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и
содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Согласно п.2 ст.30 Закона, пособие по безработице, в том числе
гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся
возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного го-
да) перерыва; уволенным из организаций по собственному желанию (за
исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в
абзаце втором пункта 1 статьи 29 настоящего Закона); уволенным за на-
рушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмот-
ренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым ос-
нованиям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и
имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель,
устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по
безработице.
Суд полагает, что в рассматриваемом случае отсутствие справки не
может нарушать конституционное право гражданина на защиту от безрабо-
тицы, предусмотренное ст. 37 Конституции РФ.
Отсутствие справки не препятствует постановке гражданина на учет
в качестве безработного.
Данный факт орган службы занятости должен рассматривать его как
ранее не работавшего (п. 2 ст. 3 Закона о занятости) и производить
расчет пособия исходя из минимальной величины пособия по безработице
(пока не будет представлена справка о среднем заработке).
Такой порядок приемлем в случаях, когда работник не может предс-
тавить справку по не зависящим от него причинам (например, если орга-
низация ликвидирована).
Истец не претендует на иной (больший, чем минимальный) размер по-
собия.
Согласно трудовой книжке Истомина В.А., с последнего места работы
(<данные изъяты>) он уволился ДД.ММ.ГГГГ
г., последующие записи в трудовой книжке отсутствуют.
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в ус-
тановленном порядке безработными (п.1 ст.31 Закона). Решение о назна-
чении пособия по безработице принимается одновременно с решением о
признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется
гражданам с первого дня признания их безработными.
Таким образом, суд полагает, что решение об отказе истцу в прис-
воении статуса безработным от 04.10.2010 г. (поскольку в данном случае
размер пособия не обсуждается) нельзя признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным отказ Государственного учреждения заня-
тости населения Свердловской области "Екатеринбургский центр занятос-
ти" от 04.10.2010 г. в присвоении Истомину В.А. ста-
туса безработного в связи с непредоставлением истцом справки о средней
заработной плате за последние три месяца с последнего места работы.
Обязать Государственное учреждение занятости населения Свердловс-
кой области "Екатеринбургский центр занятости" присвоить Истомину В.-
А. с 04.10.2010 г. статус безработного без предостав-
ления истцом справки о средней заработной плате за последние три меся-
ца с последнего места работы.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в те-
чение 10 дней после изготовления решения в окончательном виде с пода-
чей жалобы через суд, вынесший решение.
Председательствующий. Подпись.
Копия верна.
Судья