РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2011 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Савиновой О.Н.,
при секретаре Васильевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коротаева ФИО4 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области о взыскании надбавки к пенсии, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Коротаев ФИО5 обратился в суд с заявлением к ответчику, ссылаясь на то, что он, являясь пенсионером МО РФ в период с 1991 года по 2010 год работал в гражданской авиации, работодатель производил отчисления в пенсионный фонд в этот период, с сентября 2010 года он не работает по состоянию здоровья, поэтому просит назначить ему надбавку к пенсии в порядке ст.1 ФЗ № 115 от 26.10.01 г.
07.10.2010 г. истец обратился к ответчику, с намерением выбрать одну из пенсий, положенных ему по закону, свой выбор он сделал в пользу пенсии от Министерства обороны Российской Федерации, однако пенсионный фонд ему отказывает в выплате доплаты к пенсии.
На заявление Коротаева А.И. от 26.10.2010 г., Государственным учреждением - Управлением Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области подготовлен ответ, которым ему указано на то, что доплата к пенсии может быть им получена только одновременно с назначением пенсии в территориальном органе пенсионного фонда по месту его жительства. Поскольку он является получателем пенсии от Министерства обороны Российской Федерации, поэтому не имеется оснований для назначения доплаты к пенсии.
Не согласившись с данным ответом, истец обратилась в суд с заявлением и просит привлечь к ответственности начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области, обязать ответчика выплачивать ему добавку к пенсии одновременно с пенсией, не позднее 3 числа каждого месяца, взыскать образовавшуюся задолженность по доплате к пенсии, а также компенсировать моральный вред, в сумме, равной образовавшейся задолженности по доплате к пенсии.
В судебном заседании истец настаивал на своих исковых требованиях по предмету и основаниям.
Представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области суду пояснила, что ответ был дан в соответствии с законом об обращении граждан. Поданное Коротаевым А.И. заявление от 26.10.2010 г. после подготовленного ответа исполнителем 25.11.2010 г., по мнению начальника отдела, потребовало дополнительной устной консультации в Отделении Пенсионного фонда РФ по Свердловской области, в связи с чем, ответ был зарегистрирован 26.11.2010 г. и передан на отправку заявителю.
Заявления о назначении ДСО по Закону № 155-ФЗ Коротаев А.И. не писал. Норм пенсионного законодательства ответчик не нарушал, и не произвел необоснованного отказа в назначении ДСМ Коротаеву А.И., он является получателем пенсии от Министерства обороны Российской Федерации, доплата к пенсии производится лицам, получающим пенсию в территориальном управлении, то есть по 173 ФЗ «О трудовых пенсиях» и 155-ФЗ относится именно к таким пенсионерам, истец отказался от назначения пенсии в пенсионном фонде, поэтому доплата ему не назначалась. Просит отказать Коротаеву А.И. в удовлетворении исковых требований.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Коротаев А.И. являлся получателем пенсии Министерства обороны Российской Федерации с 1991 года.
В период с 15.10.1991 г. по 30.09.2010 г. Коротаев А.И. работал в лётном составе гражданской авиации в качестве члена экипажа воздушных судов и других летательных аппаратов в ОАО «Уральские авиалинии».
Приказом от 01.10.2010 г. № 158/Л Коротаев ФИО6, командир ВС Ту-154, класс 1 уволен в связи с признанием работника полностью нетрудоспособным к трудовой деятельности, в соответствии с медицинским заключением 30.09.2010 г.
07.10.2010 г. Коротаеву ФИО7, согласно его заявлению была назначена ежемесячная денежная выплата, как инвалиду 1 группы в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
26.10.2010 г. Коротаев А.И. обратился к ответчику с заявлением, в котором просил разъяснить причину, по которой ему отказано в надбавки к пенсии в соответствии с ФЗ-155, 26.11.2010 г. ему подготовлен ответ за № 258-з.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в соответствии со ст. 9, Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требований заявителя у суда не имеется.
В соответствии со ст. ст. 10, 12, Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, в исключительных случаях, срок рассмотрения обращения может быть продлён, не более чем на 30 дней, с уведомлением о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
В судебном заседании установлено, что ответ истцу, был дан уполномоченным на то лицом в установленные сроки, подписан руководителем, однако исходящая дата на ответе и номер был поставлен на следующий день, день фактической регистрации ответа и отправки.
В судебном заседании, истец пояснил, что его не удовлетворил ответ начальника пенсионного фонда Стряпуниной, поскольку ему отказано в доплате к пенсии, считает, что действия пенсионного фонда незаконные.
Решений об отказе в назначении пенсии, доплаты ответчиком вынесено не было, поскольку, истец с заявлением о назначении доплаты не обращался, в заявлении он просил дать ему разъяснение, что, и было сделано ответчиком, в пределах своих полномочий.
Между тем, суд не может согласиться с доводами истца, по следующим основаниям.
Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ, устанавливается одна пенсия по выбору (п.1 ст. 4 Закона № 173-ФЗ).
В соответствии с Законом № 173-ФЗ (п.1 ст.5) устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:
1) трудовая пенсия по старости;
2) трудовая пенсия по инвалидности;
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Коротаев А.И. имеет право на назначение трудовой пенсии в соответствии с Законом № 173-ФЗ (по п.п.14 п.1 ст.27 - сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости или по ст. 15 - трудовая пенсия по инвалидности), однако, не стал назначать трудовую пенсию по Закону № 173-ФЗ, а остался получателем пенсии МО РФ.
Федеральный закон Российской Федерации от 27.11.2001 г. № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации» определил условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от работодателей, использующих труд членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, а также порядок финансирования расходов на выплату указанной доплаты.
В силу ст. 1, Федерального закона от 27.11.2001 N 155-ФЗ, на получение доплаты к пенсии имеют право члены лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, при обращении пенсионера в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с соответствующим заявлением и документами, подтверждающими прекращение летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии.
Доплата устанавливается за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями, использующими труд членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации, по установленному сверх ставки единого социального налога (взноса) тарифу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч.1.ст.1 Закона № 155-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Закона № 155-ФЗ, доплата к пенсии назначается территориальным органом ПФР и выплачивается одновременно с пенсией.
Представитель ответчика пояснил, что Законодательство Российской Федерации связывает применение Закона № 155-ФЗ только с применением Закона № 173-ФЗ, и суд соглашается с доводами представителя ответчика, по следующим основаниям.
До нового правого регулирования, пенсионное законодательство ранее регулировалось Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1.
25.02.1999 г. был принят Закон № 37-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. № 340-1.
Законом № 37-ФЗ впервые для членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации иной максимальный размер пенсии, не три с половиной минимальных размеров пенсии по старости, а именно в размере 2,2 среднемесячной заработной платы в стране, определяемой в соответствии со ст. 7 Закона № 340-1.
По вступлении в силу с 01.01.2002 г. Закона № 173-ФЗ (ст.31 Закона № 173-ФЗ), утратил силу Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1.
В связи с вступлением в силу Закона № 155-ФЗ утратил силу Закон № 37-ФЗ от 25.02.1999 г. «О внесении изменений в Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. № 340-1.
И, следовательно, Закон № 155-ФЗ действует на отношения, возникающие из пенсионного обеспечения по Закону № 340-1, а с 01.01.2002 г. по Закону № 173-ФЗ, т.е. «гражданскому», трудовому пенсионному обеспечению.
Право на пенсию «членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации» предоставляется Законом № 173-ФЗ, поэтому, законодатель, употребляя термин - «законодательством РФ» подразумевает Федеральный Закон №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который регулирует отношения по пенсионному обеспечению в Российской Федерации.
Сфера действия ФЗ № 155 изложена в самом законе и расширительному толкованию не подлежит, отсутствие прямого указания на применение закона при получении пенсии от Министерства обороны Российской Федерации, однозначно свидетельствует об отсутствии права на его применение.
Конституционное право заявителя на пенсионное обеспечение, которое было им реализовано на основании добровольного волеизъявления при назначении пенсии от Министерства обороны, для определения права на которую и при исчислении размера которой была полностью учтена имеющаяся у него выслуга на соответствующей военной службе, не нарушено.
Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, Постановлением от 14 марта 2003 г. N 155 утвердило Правила исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации". Данный нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" N 54, 22.03.2003, "Собрании законодательства Российской Федерации" N 12, 24.03.2003.
Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" является специальным законом, который определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Согласно статье 1 данного Федерального закона члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
Право на доплату к пенсии имеют граждане, получающие пенсию, имеющие необходимую выслугу лет, занимающие должности, включенные в список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, утвержденный Правительством Российской Федерации, и оставившие летную работу. Иных условий для назначения и выплаты доплаты к пенсии Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" не содержит.
Считая, что ему должна быть назначена доплата к пенсии независимо от того, получает он трудовую пенсию в соответствии с ФЗ 173 «О трудовых пенсиях» или от Министерства обороны Российской Федерации, заявитель фактически ставит вопрос об изменении условий её назначения, разрешение которого входит в компетенцию законодателя и к полномочиям суда не относится.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Коротаеву ФИО8 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области о взыскании надбавки к пенсии, компенсации морального вреда, отказать.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Свердловский областной суд с подачей жалобы через суд, вынесший решение, в течение десяти дней.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: