РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 марта 2011 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Савиновой О.Н.
при секретаре Васильевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Ангиловича ФИО6 к Федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" об установлении причины инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности,
УСТАНОВИЛ:
Ангилович А.И. обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" об установлении причины инвалидности, связанной с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС, установлении 100% утраты трудоспособности, второй группы инвалидности, степень ограничения к трудовой деятельности 2-3 степени.
В обоснование иска указано, ГБ МСЭ является экспертной организацией, к полномочиям которой относится установление инвалидности.
Ангилович А.И., являясь инвалидом 2 группы, ликвидатором последствий на Чернобыльской АЭС, связь его заболеваний, приведших к инвалидности, установлена решением межведомственной комиссией 13.11.2001 года, с 18.12.2001 г. в справке об инвалидности указывается причина получения инвалидности – заболевание, связанное с исполнением иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Однако, с 30.03.2000 года до 17.12.2001 года причина инвалидности истца указана, как общее заболевание, в связи с чем, истец был лишён соответствующих выплат, как инвалид в результате ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, поэтому просит суд установить причину инвалидности - заболевание, связанное с исполнением иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Кроме того, процент утраты трудоспособности не указан ответчиком в справке выписке из акта освидетельствования, что также имеет значение для социальных выплат, поэтому просит установить 100 % утраты трудоспособности в указанный период, вторую группу инвалидности и степень ограничения к трудовой деятельности 2-3 степени.
В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования по предмету и основаниям.
Представитель ответчика по доверенности Антропова М.В. суду пояснила, что исковые требования в части установления причины инвалидности в указанный истцом период признают, для установления утраты трудоспособности необходимо проведение экпертизы, а степень ограничений к трудовой деятельности устанавливается только с 2004 года, поэтому не может быть установлена.
Судом по согласованию со сторонами назначена медико-социальная экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос о размере утраты профессиональной трудоспособности Ангиловича А.И. в период с 01.12.2000 г. по 17.12.2001 г.
По итогам судебной медико-социальной экспертизы установлено, что в период с 01.12.2000 г. по 17.12.2001 г. и далее бессрочно утрата профессиональной трудоспособности Ангиловича Александра Ильича составляет 80 %.
В судебном заседании представитель истца, уточнила исковые требования, просив установить 80 % утрату профессиональной трудоспособности, причину инвалидности связанную с ликвидацией последствий на чернобыльской АЭС, вторую группу инвалидности 2-3 степени ограничения к трудовой деятельности в период с 30.03.2000 года по 17.12.2001 г., так как справку выписку из акта освидетельствования выдали истцу только в декабре, несмотря на то, что причина инвалидности установлена в ноябре 2001 года.
Представитель ответчика по доверенности ФИО7 иск признала, однако, указала, что степень ограничений к трудовой деятельности в настоящее время отменена с 2010 года, а медико-социальная экспертиза определяла степень ограничения к трудовой деятельности с 2004 года.
Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, однако не усматривает со стороны ответчика каких-либо нарушений законодательства в отношении истца, учитывая следующее.
Конституции Российской Федерации ст. ст. 7 и 39 устанавливают право граждан на социальное обеспечение, в том числе на социальное обеспечение по инвалидности.
Пенсионное обеспечение по инвалидности устанавливается и гарантируется Федеральными законами N 173-ФЗ, N 166-ФЗ, N 4468-1.
30.03.2000 г. Ангиловичу А.И. установлена 2 группа инвалидности и 80 % утрата трудоспособности на 5 лет до 01.08.2005 года по заболеванию – Дисциркуляторная энцефалопатия 2 ст. Выраженная астеническая стадия психоорганического синдрома с интеллектуально мнестическими расстройствами. Церебростения 2 ст., установлена связь заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
01.12.2000 г. установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию на 1 год до 01.04.2001 г.
05.03.2001 г. установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию до 01.04.2002 г.
13.11.2001 г. установлена 2 группа инвалидности на 5 лет и установлена причина инвалидности – вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанности военной службы (служебных обязанностей) связано с аварией на Чернобыльской АЭС до 01.12.2006 года.
28.11.2006 года установлена 2 группа инвалидности бессрочно без степени утраты профессиональной трудоспособности, установлена связь заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Согласно ст. 7 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 1, Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидом признаётся лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.
Ст. 11, Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрено, что степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 N 789, медико-социальная экспертиза устанавливает степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом.
Для использования учреждениями медико-социальной экспертизы, при определении степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний нуждаемости их в мерах медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, разработаны и введены временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Постановление Минтруда РФ от 18.07.2001 N 56 "Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания" разработаны и введены во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Истец, в период с 11.10 по 11.11. 1986 года принимал участие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в/ч 44316.
Согласно справке из архива Министерства обороны Украины, в/ч 44316 переместилась 08.05.1986 г. в 30-километровую зону Чернобыльской АЭС.
Решением экспертного совета от 13.11.2001 г. установлено: заболевание Ангиловича А.И., ставшее причиной инвалидности, связано с выполнением работ по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.
В случае если пострадавший вследствие выраженного нарушения функций организма может выполнять работу лишь в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 70 до 90 процентов (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789).
Судом назначена судебная медико-социальная экспертиза, по итогам которой установлено, что утрата трудоспособности Ангиловича А.И. в период с 01.12.2000 года по 17.12.2001 года и далее составляет 80 %.
Поскольку, установлена связь заболевания Ангиловича А.И., явившегося основанием для установления инвалидности, дисциркуляторная энцефалопатия 2 ст. выраженная астеническая стадия психоорганического синдрома с интеллектуально мнестическими расстройствами. церебростения 2 ст., с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС, при утрате его трудоспособности 80 %, суд считает, что требования истца об установлении связи заболевания, явившегоаболевания явившееся причиной инвалидности в результате льности не устанавливается и не указывается.требования признал полносться причиной инвалидности, полученного в результате ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС и установлении 80 % утраты трудоспособности в период с 01.12.2000 г. до 17.12.2001 г. подлежат удовлетворению.
Требования истца, заявленные представителем истца об установлении утраты трудоспособности в размере 80% с 30.03.2000 г. по 17.12.2001 года, связи заболевания с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС с 30.03.2000 г., не подлежат удовлетворению, поскольку, 30.03.2000 года при освидетельствовании Ангиловичу А.И. была установлена утрата трудоспособности 80 % и установлена связь заболевания, послужившего причиной инвалидности, с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, дополнительного установления причина инвалидности и утрата трудоспособности, не требует, причина инвалидности была изменена на общее заболевание Ангиловичу А.И. 01.12.2000 г. (л.д. 4,5,30).
Не подлежит также удовлетворению требование истца об установлении степени ограничения к трудовой деятельности с 30.03.2000 г. по 17.12.2001 г., по следующим основаниям.
Пенсионное законодательство, которое действовало до принятия Закона N 173-ФЗ, не предусматривало степеней ограничения к трудоспособности, а пенсия по инвалидности назначалась с применением критериев групп инвалидности - инвалидности I, II и III группы. В связи с этим п. 4 ст. 31 Закона N 173-ФЗ установил положение, в соответствии с которым в период с 01.01.2002 до 01.01.2004 назначение трудовых пенсий по инвалидности лицам, имеющим инвалидность I, II или III группы, осуществлялось в соответствии с положениями законодательства, предусмотренными для лиц, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I, II или III степени.
Указанное ограничение стало применяться учреждениями медико-социальной экспертизы после соответствующего предложения, внесенного Министерством труда Российской Федерации и ПФР, изложенного в их совместном письме от 18.12.2003 N 9575-АО, ЛЧ-09-23/13281 "О порядке вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности".
С 01.01.2004 органы медико-социальной экспертизы по проводимым ими освидетельствованиям стали одновременно с установлением группы инвалидности выносить заключения об определении степени ограничения способности к трудовой деятельности. Понятие ограничения способности к трудовой деятельности определяется в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.08.2005 N 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы". Пункт 8 этого Приказа определяет, что способность к трудовой деятельности включает в себя способность человека:
1) к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;
2) осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;
3) взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;
4) к мотивации труда;
5) соблюдать рабочий график;
6) к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 22.07.2008) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст.8, трудовая пенсия по инвалидности устанавливалась в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 27.07.2010г.) отменено установление степени ограничений к трудовой деятельности и в настоящее время степень ограничения к трудовой деятельности не устанавливается и не указывается.
Ознакомившись с представленными выписками из актов освидетельствования, суд отмечает, что степень ограничения к трудовой деятельности в них указана не была (л.д. 4-7).
При таких обстоятельствах, поскольку степень ограничения к трудовой деятельности в спорный период не устанавливалась учреждениями медико-социальной экспертизы, и только начала устанавливаться с 01.01.2004 года, требования истца об установлении степени ограничения к трудовой деятельности в период с 30.03.2000 г. по 17.12.2001 года не подлежит удовлетворению.
Ответчик, в соответствии со ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исковые требования об установлении 80 % утраты трудоспособности и установлении причины инвалидности, связанной с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС признал полностью, и суд принимает признание иска.
Таким образом, требования истца подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Установить Ангиловичу ФИО8 с 01.12.2000 г. по 17.12.2001 г. вторую группу инвалидности, по причине – заболевание, связанное с исполнением иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Установить степень утраты профессиональной трудоспособности Ангиловичу ФИО9 с 01.12.2000 г. по 17.12.2001 г. и далее бессрочно в размере 80 %.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня получения решения в окончательном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: