решение об установлении причины инвалидности



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2011 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Савиновой О.Н.

при секретаре Васильевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Воинкова ФИО5 к Федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" об установлении причины инвалидности, связанной с катастрофой на ЧАЭС,

УСТАНОВИЛ:

Воинков А.В. обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" об установлении причины инвалидности, связанной с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС.

В обоснование иска указано, ГБ МСЭ является экспертной организацией, к полномочиям которой относится установление инвалидности.

Воинков А.В., является инвалидом 2 группы, ликвидатором последствий на Чернобыльской АЭС, впервые ему была установлена инвалидность в 1999 году, однако не была установлена связь заболевания «<данные изъяты>», приведшей к инвалидности, с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС, в 2004 году ему устанавливают связь заболевания «<данные изъяты>», приведшей к инвалидности, с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС.

Однако, с 03.03.1999 года до 27.07.2004 года причина инвалидности истца указана, как общее заболевание, в связи с чем, истец был лишён соответствующих выплат, как инвалид в результате ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, поэтому просит признать инвалидом второй группы вследствие заболевания «<данные изъяты>», связанного с исполнением иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

В судебном заседании представитель истца, истец поддержали исковые требования по предмету и основаниям.

Представитель ответчика по доверенности ФИО6 суду пояснила, что считают себя не надлежащим ответчиком, поскольку в 1999 году Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» не существовало, это вновь созданный орган, ранее медико-социальные экспертизы были структурным подразделением социальной защиты.

Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, и не усматривает со стороны ответчика каких-либо нарушений законодательства в отношении истца, учитывая следующее.

Конституции Российской Федерации ст. ст. 7 и 39 устанавливают право граждан на социальное обеспечение, в том числе на социальное обеспечение по инвалидности.

Пенсионное обеспечение по инвалидности устанавливается и гарантируется Федеральными законами N 173-ФЗ, N 166-ФЗ, N 4468-1.

03.03.1999 г. Воинкову А.В. установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию в результате диагноза: <данные изъяты>

2.03.2000 году установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию, в результате <данные изъяты>

01.03.2001 г. установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию в виду <данные изъяты>

21.03.2002 года установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию диагноз: <данные изъяты>

20.03.2003 г. вторая группа инвалидности по общему заболеванию, диагноз: <данные изъяты>

26.02.2004 г. вторая группа инвалидности по общему заболеванию, диагноз: <данные изъяты>

06.04.2004 г. 2 группа инвалидности по общему заболеванию, диагноз: <данные изъяты>.

27.07.2004 г. установлена вторая группа инвалидности в связи с заболеванием <данные изъяты>, в связи с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС.

Истец считает, что заболевание «<данные изъяты>», послужившее причиной установления инвалидности, в связи с ликвидацией последствий на ЧАЭС имело место и в 1999 году, когда его впервые освидетельствовали и установили инвалидность, поскольку заболевание имеет несколько стадий течения и развернутая стадия следует после начальной.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации в целях реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" вынесено постановление от 03.04.1996 N 392 "О государственной службе медико-социальной экспертизы", которым на Министерство социальной защиты населения Российской Федерации возложены функции по созданию в составе центрального аппарата Министерства подразделения, возложив на него реализацию функций по координации деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, были внесены изменения в законодательные акты, с целью защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения.

Вышеуказанным законом внесены изменения в ст.1 Федерального закона №181 « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», где признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.12.2004 N 805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы", установлено, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро) и главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро).

Установить, что Федеральное бюро находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие бюро (далее - главные бюро), - в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2009 N 906н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы", к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий (далее - главные бюро), имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро).

Правительство Российской Федерации утверждены Правила признания лица инвалидом, определяющие в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом (п. 1).

п. 14 Правил предусмотрено, что федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причину инвалидности с формулировкой "общее заболевание" при отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности.

Правоотношения по установлению причин инвалидности у лиц, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, регулируются нормами специального законодательства.

В соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, заключения которых являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан.

Таким образом, именно межведомственные экспертные советы и военно-врачебные комиссии являются теми органами, которые уполномочены на установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы. Федеральные же учреждения медико-социальной экспертизы осуществляют возложенные на них полномочия с учетом и на основании решений, принятых межведомственными экспертными советами.

В случае отсутствия заключения межведомственного экспертного совета, в частности о наличии причинно-следственной связи между заболеванием, имеющимся у гражданина, и радиационным воздействием вследствие аварии на ЧАЭС, федеральное учреждение медико-социальной экспертизы не вправе устанавливать причину инвалидности.

Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусматривает возникновение права на соответствующие меры социальной поддержки ранее установления связи имеющихся заболеваний с последствиями катастрофы на ЧАЭС. Такое право возникает с момента установления межведомственным экспертным советом причинно-следственной связи, то есть с момента вынесения им соответствующего решения. Связь заболевания с чернобыльской катастрофой не может быть установлена ранее полученного заключения межведомственного экспертного совета. (Определение Верховного Суда РФ от 03.06.2010 N КАС10-271).

Вместе с тем, суд считает необходимым указать, что оснований возлагать на ответчика обязанности по установлению связи заболевания «<данные изъяты>», приведшей к инвалидности с исполнением обязанности по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС с 03.03.1999 года, у суда не имеется, поскольку, как отмечено выше Федеральное учреждение является вновь созданным органом, входит в структуру Федерального биологического агентства, в 1999 году органы медико-социальной экспертизы входили в структуру Министерства социальной защиты населения.

Таким образом, требования истца не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Воинкова ФИО7 к Федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" об установлении причины инвалидности, связанной с катастрофой на ЧАЭС, отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня получения решения в окончательном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200