о ликвидации



Дело № 2-1112/2011(22)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2011 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи – Дыбковой О.А.

при секретаре – Хотяновской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Благотворительному фонду «противодействия деструктивным культам», Учредителю Благотворительного фонда «противодействия деструктивным культам» Васильеву Павлу Валерьевичу о ликвидации организации,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области обратилось в суд с иском к Благотворительному фонду «противодействия деструктивным культам», учредителю Васильеву П.В. о ликвидации организации.

В обоснование иска указано, что Благотворительный фонд Благотворительному фонду «противодействия деструктивным культам» (далее по тексту Фонд) зарегистрирован Главным управлением Федеральной налоговой службой по Ленинскому району г. Екатеринбурга ДД.ММ.ГГГГ г. (основной государственный регистрационный номер <данные изъяты> учетный номер <данные изъяты> руководитель Фонда: исполнительный директор Васильев П.В.

В соответствии с приказом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области (далее – Главное управление) от 08.11.2010 г. № 484 «О проведении плановой документальной проверки Благотворительного Фонда «противодействия деструктивным культам» с 06.12.2010 г. по 17.12.2010 г. проведена проверка Фонда на предмет соответствия его деятельности, в том, что по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

В ходе проведения плановой проверки, проводимой истцом, было установлено, что в <данные изъяты> г. деятельность Фонда, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, соответствует целям, предусмотренным учредительными документами. В2008 г. – 201 0г. Фонд деятельность, предусмотренную 4учредитными документами не осуществлял, денежные средства и иное имущество на реализацию уставных целей не направлял в связи с его отсутствием.

В соответствии с п. 3 п. 2 ст. 119 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях» Фонд не может быть ликвидирован в случае если имущества Фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, а так же в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных в законе.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что в нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях» фонд не представил в Главное управление документы, содержащие отчет о его деятельности, персональном составе руководящих органов, а так же документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, за 2006 г. – 2008 г.

В нарушении п. 3, п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1966 г. № 7 –ФЗ «О некоммерческих организациях» Фонд не представил в Главное управление документы, содержащие отчет, либо заявление, подтверждающие его соответствии п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1966 г. № 7 –ФЗ «О некоммерческих организациях», и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

Таким образом, Фонд неоднократно не представил в уполномоченный орган сведения, предусмотренные ст. 32 Федерального закона от 12.10.1996 г. № 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7 – ФЗ «О некоммерческих партнерствах» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Кроме того, в деятельности Фонда выявлены следующие нарушения положений законодательства Российской Федерации:

- в нарушении п. 2 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организаций» Фонд не представлен отчет о своей деятельности, содержащий сведения: о финансово – хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации; содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушений требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению за 2007 г. – 2009 г.

- в нарушении п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях» Фонд не исполняет требования учредительных документов в части деятельности его органов;

- в нарушение п. 2 ст. 118 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях» Фонд с 2007 г. – 2008 г. не публиковал отчет об использовании своего имущества.

Согласно п. ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона. Главное управление считает, что факты неоднократного и грубого нарушения законодательства Российской Федерации со стороны Фонда, имеют место. Просит ликвидировать Благотворительный фонд «противодействия деструктивным культам» (основной государственный регистрационный номер <данные изъяты>, учетный номер <данные изъяты> и исключить данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц. Возложить обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица на Васильева П.В.

В судебное заседание представитель истца не явился, суду представил отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования поддерживает в полном объеме, просил рассмотреть дело в его отсутствии. На рассмотрение дела в отсутствии ответчика в порядке заочного производства не возражал.

Ответчик Васильев П.В. в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом судебной повесткой с уведомлением.

Третье лицо Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области о времени месте судебного заседания было извещено надлежащим образом, своего представителя для участия в деле не направило, представив отзыв в котором просит иск удовлетворить.

Суд, на основании ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителя истца определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Ознакомившись с доводами искового заявления, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований возражений.

Судом установлено, подтверждено имеющимися письменными доказательствами, что Благотворительный фонд «противодействия деструктивным культам» зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ г. (основной государственный регистрационный номер <данные изъяты>).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту Закон о некоммерческих организациях), некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Согласно ст. 118 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 7 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческие организации могут создаваться в форме фонда. Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

В соответствии с приказом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области (далее – Главное управление) от 08.11.2010 г. № 484 «О проведении плановой документальной проверки Благотворительного Фонда «противодействия деструктивным культам» с 06.12.2010 г. по 17.12.2010 г. проведена проверка Фонда на предмет соответствия его деятельности, в том, что по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

В ходе проведения плановой проверки, проводимой истцом, было установлено, что в 2007 г. деятельность Фонда, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, соответствует целям, предусмотренным учредительными документами. В2008 г. – 201 0г. Фонд деятельность, предусмотренную 4учредитными документами не осуществлял, денежные средства и иное имущество на реализацию уставных целей не направлял в связи с его отсутствием.

В соответствии с п. 3 п. 2 ст. 119 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях» Фонд не может быть ликвидирован в случае если имущества Фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, а так же в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных в законе.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что в нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях» фонд не представил в Главное управление документы, содержащие отчет о его деятельности, персональном составе руководящих органов, а так же документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, за 2006 г. – 2008 г.

В нарушении п. 3, п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1966 г. № 7 –ФЗ «О некоммерческих организациях» Фонд не представил в Главное управление документы, содержащие отчет, либо заявление, подтверждающие его соответствии п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1966 г. № 7 –ФЗ «О некоммерческих организациях», и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

Таким образом, Фонд неоднократно не представил в уполномоченный орган сведения, предусмотренные ст. 32 Федерального закона от 12.10.1996 г. № 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7 – ФЗ «О некоммерческих партнерствах» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Кроме того, в деятельности Фонда выявлены следующие нарушения положений законодательства Российской Федерации:

- в нарушении п. 2 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организаций» Фонд не представлен отчет о своей деятельности, содержащий сведения: о финансово – хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации; содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушений требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению за 2007 г. – 2009 г.

- в нарушении п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях» Фонд не исполняет требования учредительных документов в части деятельности его органов;

- в нарушение п. 2 ст. 118 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях» Фонд с 2007 г. – 2008 г. не публиковал отчет об использовании своего имущества.

Согласно п. ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона. Главное управление считает, что факты неоднократного и грубого нарушения законодательства Российской Федерации со стороны Фонда, имеют место. Просит ликвидировать Благотворительный фонд «противодействия деструктивным культам» (основной государственный регистрационный номер <данные изъяты> учетный номер <данные изъяты>) и исключить данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц. Возложить обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица на Васильева П.В.

В силу ст. 119 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован:

1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

В данном случае некоммерческой организацией неоднократно нарушены требования действующего законодательства.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в ст. 61 ГК РФ может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 146 утверждено Положение о Главном Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, согласно которому Главное управление наделено правом обращения в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица (п. 86 Положения).

Таким образом, иск заявлен уполномоченным лицом.

Согласно ст. 18 Закона о некоммерческих организациях, учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым назначить ликвидатора и установить срок ликвидации организации.

Таким образом, исковые требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области, осуществляющего контроль за соблюдением некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198, 233 – 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области удовлетворить.

Ликвидировать Благотворительный фонд «противодействия деструктивным культам».

Обязанности по осуществлению ликвидации Благотворительного фонда «противодействия деструктивным культам» возложить на Васильева Павла Валерьевича.

Исключить Благотворительный фонд «противодействия деструктивным культам» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья подпись О.А. Дыбкова

Копия верна. Судья

Секретарь

-32300: transport error - HTTP status code was not 200