Дело N 2-888\11(09)
ЗАОЧНОЕ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2011 года
Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе
председательствующего судьи Проняевой Г.А.
при секретаре Кузнецовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление
Прокурор Советского района г. Рязани в интересах
неопределенного круга лиц к
ООО <Фатон>
о признании незаконной деятельности по организации и проведению азарт-
ных игр под видом проведения стимулирующей лотереи без наименования, и
возложении обязанности прекратить незаконную деятельность,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Рязани обратился в суд с иском в
интересах неопределенного круга лиц к ООО <Фатон> о признании незакон-
ной деятельности по организации и проведению азартных игр под видом
проведения стимулирующей лотереи без наименования, и возложении обя-
занности прекратить незаконную деятельность.
В обоснование заявленных требований, заявленных в интересах неоп-
ределенного круга лиц, прокурор указал на то, что игорный бизнес
представляет собой реальную угрозу развитию государства в части духов-
ного воспитания и нравственного развития нации.
Как полагает истец, пристрастие к азартным играм превратилось в
негативный социально-психологический фактор, выражающийся в относи-
тельно распространенном и устойчивом игорном увлечении части населе-
ния, влекущем подчас необратимые медико-психиатрические и социальные
последствия. Под влиянием страсти к игре и желания легкого и быстрого
обогащения нередкими становятся случаи совершения преступных деяний, в
том числе преступлений корыстной направленности, сопряженных с приме-
нением физического насилия, оружия и др.
Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являют-
ся высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод че-
ловека и гражданина - обязанность государства.
В судебном заседании представитель иста поддержал заявленные
требования.
Представитель ответчика в суд не явился, о дате, времени и месте
судебного разбирательства ответчик извещен надлежащим образом по месту
государственной регистрации телеграммой. Сведений об уважительности
причин неявки и доказательств существования такой причины, своих пись-
менных возражений по иску суду не представил, об отложении дела перед
судом не ходатайствовал, поэтому суд считает, что таковых не имеется,
Представитель истца на рассмотрение дела в порядке заочного про-
изводства согласен.
К участию в деле в качестве третьего лица была привлечена Инспек-
ция ФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга, представитель которой в
судебное заседание также не явился.
С учетом мнения представителя истца суд считает, что возможно
рассмотрение дела при данной явке в порядке заочного производства.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд на-
ходит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Советского
района г. Рязани по заданию прокуратуры области была проведена провер-
ка исполнения запрета на проведение и организацию азартных игр на тер-
ритории данного района.
В ходе проверки установлено, что на территории района, по адресу:
<адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес> осуществляет деятельность
ООО <Фатон>, зарегистрированное и состоящее на учете в ИФНС по Ленинс-
кому району г. Екатеринбурга с 16.10.2009 г.
Целью деятельности ООО <Фатон>, в соответствии с Уставом, являет-
ся извлечение прибыли. Общество осуществляет различные виды деятель-
ности, в том числе деятельность по организации отдыха и развлечений.
Общество может осуществлять любые иные, не запрещенные законодательст-
вом, виды деятельности.
В ходе проведения проверки в нежилом помещении на <адрес>
<адрес>, <адрес> <адрес> <адрес> установлен факт осуществления деятель-
ности по организации и проведению азартных игр.
28 июля 2010 года между ООО <Лесве> и ООО <Фатон> заключен дого-
вор № 0000, предметом которого является поставка ООО <Лесве>
ответчику ООО <Фатон> продукции ООО <Лима> с товарным знаком <Мир ло-
тереи>.
Согласно условиям указанного договора, в целях увеличения объема
продаж товара ООО <Лесве> в соответствии с договором № 0000 от
ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с ООО <Лима>, предоставило право ООО <Фа-
тон> провести стимулирующую лотерею без наименования, организатором
которой является ООО <Лима>.
Проведение лотереи включает в себя совершение ООО <Фатон> следую-
щих действий:
- заключение договоров с участниками лотереи;
- розыгрыш призового фонда лотереи;
- выплата выигрышей выигравшим участникам.
Как указал истец, из протокола осмотра организации по вопросам
соответствия лотерей условиям их проведения и законодательству Рос-
сийской Федерации от 16.09.2010 следует, что на момент осмотра в поме-
щении по адресу: <адрес>, <адрес> находи-
лись тридцать семь электронных аппаратов модели <данные изъяты> без ку-
пюроприемников, на которых проводился розыгрыш лотереи.
Розыгрыш проводился следующим способом: физическое лицо приобре-
тает участвующий в лотерее товар (спички по цене <данные изъяты> рублей, шариковые
ручки по цене <данные изъяты> рублей), после чего уплаченная за товар сумма, за-
числяется на выбранный посетителем лотерейный аппарат в качестве бал-
лов, из расчета - один балл соответствует <данные изъяты> рублю. Розыгрыш про-
изводится посетителем самостоятельно, без участия организатора лотереи
и работников ООО <Фатон>.
Обосновывая незаконность деятельности ответчика, истец сослался
на то, что Федеральным законом РФ от 29.12.2006г. № 244-ФЗ <О госу-
дарственном регулировании деятельности по организации и проведению
азартных игр> определяются правовые основы государственного регулиро-
вания деятельности по организации и проведению азартных игр на терри-
тории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления
данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных ин-
тересов граждан.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 3 указанного Закона государственное регу-
лирование деятельности по организации и проведению азартных игр осу-
ществляется путем: установления порядка осуществления деятельности по
организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений,
обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведе-
ниям, посетителям игорных заведений, игорных зон; выделения террито-
рий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и
проведению азартных игр, игорных зон; выдачи разрешений на осуществле-
ние деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных
зонах; выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осущест-
вляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нару-
шением законодательства о государственном регулировании деятельности
по организации и проведению азартных игр.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона деятельность по организации и
проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных
заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Фе-
деральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов
РФ, иными нормативными правовыми - актами РФ. Игорные заведения (за
исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты
исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Феде-
ральным законом.
Статьей 9 Закона предусмотрено создание игорных зон на территори-
ях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморс-
кий край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская об-
ласть; порядок создания и ликвидации игорных зон, а также их наимено-
вания, границы, иные параметры игорных зон определяются Правительством
РФ.
В силу ч. 1 ст. 16 Закона органы государственной власти субъектов
РФ вправе были принять до 01 июля 2007г., начиная с указанной даты,
решение о запрете на территории субъекта РФ (за исключением игорных
зон) деятельности по организации и проведению азартных игр, в том чис-
ле в отношении отдельных видов игорных заведений.
Также истец сослался на ст. 1 закона Рязанской области от
14.06.2007г. № 66-03 <О деятельности по организации и проведению
азартных игр на территории Рязанской области>, разработанным в соот-
ветствии с Федеральным Законом от 29.12.2006г. № 244-ФЗ, согласно ко-
торой на территории Рязанской области запрещается деятельность по ор-
ганизации и проведению азартных игр.
Определение игрового автомата дано в п. 18 ст.4 Федерального За-
кона №244-ФЗ как игровое оборудование (механическое, электрическое,
электронное или иное техническое оборудование), используемое для про-
ведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется
случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игро-
вого оборудования, без участия организатора азартных игр или его ра-
ботников.
Аналогичное понятие содержится и в ст. 364 части второй Налогово-
го кодекса РФ. В п.п. 1, 3,4, 6 ст. 4 Закона раскрыты содержание поня-
тий: <азартная игра>, <ставка>, < выигрыш>, <деятельность по организа-
ции и проведению азартных игр>.
Согласно п. 1 ст.2 Федерального Закона от 11.11.2003г. № 138-ФЗ
<О лотереях> лотерея - игра, которая проводится в соответствии с дого-
вором, и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыг-
рыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) полу-
чает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответс-
твии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участ-
ником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей
лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмот-
ренным условиями лотереи способом.
В п.п.2, 3, 8, 15 ст. 2 вышеназванного закона раскрыты содержания
<выигрыша>, <призового фонда>, <проведение лотереи>, < лотерейной
ставки>.
В силу п. 14 указанной статьи лотерейное оборудование - оборудо-
вание, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи,
или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
В соответствии с п. 2 ч.3 ст.3 Федерального закона <О лотереях>
стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие в которой не
связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет
средств организатора лотереи. Договор между организатором и участником
стимулирующей лотереи является безвозмездным.
Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровож-
даться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть или
нанесено на упаковку конкретного товара, или размещено иным способом,
позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара
(услуги) и проводимой стимулирующей лотереи (ст. 16 Федерального Зако-
на № 138-ФЗ).
В соответствии со ст.7 вышеуказанного Закона право на проведение
стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган ис-
полнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федера-
ции, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено
уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмот-
ренном настоящей статьей.
Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать
указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора та-
кой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией кото-
рого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. Срок
проведения стимулирующей лотереи не может превышать двенадцать меся-
цев.
Согласно выписке из государственного реестра всероссийских лоте-
рей стимулирующая лотерея без наименования, проводимая ООО <Лима> на
территории Российской Федерации в период с 28.07.2010 по 27.07.2011,
включена в Государственный реестр всероссийских лотерей и имеет номер
0000.
Статьей 9 Федерального Закона № 138-ФЗ определены условия стиму-
лирующей лотереи, которые утверждаются ее организатором.
Истец указал на то, что из условий проводимой ответчиком лотереи,
представленных ООО <Фатон>, следует, что для участия в розыгрыше приза
участнику необходимо приобрести продукцию из всего перечня товаров и
услуг (спички, зажигалки, ручки, билеты и т.д.), реализуемых ООО <Ли-
ма> по договорам комиссии, субкомиссии и иным, в местах реализации.
Каждый покупатель, купивший товар ООО <Евромир>, получает подарочные
баллы, которые участвуют в розыгрыше на лотерейном оборудовании. Ро-
зыгрыш призов лотереи осуществляется Организатором лотереи на лотерей-
ном оборудовании путем выявления и сопоставления скрытых рисунков. До-
говор между Организатором стимулирующей лотереи и ее Участником заклю-
чается в результате совершения потребителем всей последовательности
конклюдентных действий: приобретение участвующего в стимулирующей ло-
терее товара, получение подарочных баллов и участие в розыгрыше.
Согласно письму Министерства финансов РФ от 07.04.2008 №
05-03-08/19 основной и необходимой частью игрового автомата, которая
определяет его функциональную принадлежность, является центральный
блок управления с заложенной игровой программой, определяющей резуль-
таты игры на нем. Наличие или отсутствие у игрового автомата устройс-
тва приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии
центрального блока управления, содержащего игровую программу, свиде-
тельствует о том, что указанный автомат является игровым.
Согласно разделу <Принцип работы>, имеющемуся в паспорте лотерей-
ного автомата <данные изъяты> предоставленного ООО <Фатон>, лотерейный
аппарат имеет процессорное устройство, реализующее лотерейную програм-
му, а также: фильтр, сетевой выключатель, предохранитель, блок пита-
ния, две лампы подсветки, пульт управления (кнопочная панель), дина-
мик, монитор. При включении сетевого выключателя блок питания выраба-
тывает напряжение, питающее дисплей и процессорное устройство, реали-
зующее лотерейную программу. Пульт управления автоматом состоит из
кнопок управления процессом, находящихся на передней панели автомата.
Таким образом, как полагает истец, принцип действия лотерейного
оборудования, находящегося в развлекательном клубе на <адрес>
<адрес>, аналогичен принципу игры на игровых
автоматах.
Доводы истца ответчиком не опровергнуты.
Согласно протокола опроса, приложенного к материалам искового за-
явления (л.д.69-70) администратор клуба ФИО2, проживающая по
адресу: <адрес>-
<адрес>, пояснила, что она работает в должности администратора ло-
терейного клуба ООО <Фатон>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>
<адрес>, в течение 4 месяцев. В ее обязанности
входит разъяснение правил и сроков проведения лотереи, продажа това-
ров: спички - по цене <данные изъяты> рублей за коробок и ручки - по цене <данные изъяты>
рублей за штуку. Посетитель приобретает товар, участвующий в лотерее,
сумма, уплаченная за товар, зачисляется на лотерейное оборудование в
качестве баллов, из расчета: один балл соответствует <данные изъяты> рублю. Розыгрыш
производится посетителем самостоятельно, без участия организатора ло-
тереи и работников ООО <Фатон>, путем нажатия клавиш на аппарате, тем
самым определяя ход лотереи и ставок.
Из объяснений ФИО3, проживающего по адресу: <адрес>, ул<адрес>
<адрес> (л.д.71), следует, что ДД.ММ.ГГГГ он зашел в
лотерейный клуб ООО <Фатон>, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>
<адрес>. Он дал администратору <данные изъяты> рублей, и она
электронным ключом начислила всю сумму на выбранный ФИО5 лоте-
рейный аппарат. Затем, путем нажатия на клавиши, имеющиеся на аппара-
те, он выбрал ставки и линии, по которым собрался играть. В ходе ро-
зыгрыша он выиграл <данные изъяты> рублей. По мнению ФИО6 розыгрыш лоте-
реи, в которой он принимал участие, идентичен игре на игровых автома-
тах, которые раньше находились в <адрес>.
Таким образом, оборудование, используемое в развлекательном клубе
ООО <Фатон>, расположенном в <адрес> <адрес>
<адрес>, имеет блок управления с заложенной в него игровой программой,
определяющей результаты игры на нем. Результат выигрыша определяется в
процессе игры автоматом на мониторе с учетом заложенной в компьютере
игровой программы без участия организатора игры и его работников. До-
пуск к игре фактически осуществляется только после приобретения за
деньги товаров (спички, ручка), а предусмотренная условиями лотереи
цена приобретаемого участником товара, т.е. денежные средства переда-
ваемые участником оператору, и есть скрытая форма игровой ставки.
Отсутствие в автомате устройства приема и выдачи денежных знаков
или их заменителей (купюроприемников) само по себе не исключает отне-
сение данного автомата к числу игровых.
В подтверждение данного вывода истцом представлен акт 0000 плано-
вой проверки соответствия проведения стимулирующей лотереи, проводимой
ООО <Фатон> от 27.09.2010 г., проведенной Межрайонной ИФНС России 0000
по <адрес> (л.д.72-79).
Из акта также следует, что по адресу: <адрес>, <адрес>
<адрес> в ИФНС 0000 России по <адрес> зарегистри-
ровано обособленное подразделение ООО <Фатон>.
В соответствии с ч. 6 ст. 16 Федерального закона № 244-ФЗ дея-
тельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным
частями 1 и 2 указанной статьи, должна быть прекращена до 1 июля 2007
года.
Таким образом, в нарушение требований вышеуказанных норм законо-
дательства, под видом проведения стимулирующей лотереи в обособленном
подразделении ООО <Фатон>, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>
<адрес> фактически осуществляется деятельность по
организации и проведению азартных игр с использованием игровых автома-
тов.
Соответственно, исковые требования прокурора Советского района г.
Рязани подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
суд
РЕШИЛ:
Признать деятельность ООО <Фатон>, зарегистрированного по адресу:
<адрес>, <адрес>, в лице обо-
собленного подразделения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>
<адрес>, по организации и проведению азартных игр
под видом проведения стимулирующей лотереи без наименования, незакон-
ной.
Обязать ООО <Фатон>, зарегистрированное по адресу: <адрес>-
<адрес>, а также его обособ-
ленное подразделение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>
<адрес> прекратить деятельность по организации и проведе-
нию азартных игр под видом проведения стимулирующей лотереи без наиме-
нования.
Неявившийся ответчик вправе подать в суд, принявший заочное реше-
ние, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вру-
чения ей копии этого решения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский об-
ластной суд в течение 10 дней с даты изготовления решения в оконча-
тельном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение.
Председательствующий. Подпись.
Копия верна.
Судья