о защите прав потребителя



Дело № 2-46/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 февраля 2011 года

Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области

в составе председательствующего судьи Серебренниковой О.Н.,

при секретаре Стаховой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Деминой В.И. к Закрытому акционерному обществу «Управляющая компания «Стандарт», Обществу с ограниченной ответственностью «Единый расчетный центр» о защите прав потребителя коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Истец Демина В.И. обратилась в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с иском к ЗАО «УК Стандарт» и ООО «Единый расчетный центр» о защите прав потребителя коммунальных услуг, а именно о признании действий ЗАО «УК «Стандарт» и ООО «ЕРЦ» по начислению платы за коммунальные услуги «отопление общедомовое потребление» «ГВС общедомовое потребление», «Водоотведение общедомовое потребление», по проведению перерасчета необоснованными и незаконными, о возложении на ответчиков обязанности сделать перерасчет, списать с лицевого счета предъявленную к оплате сумму задолженности в размере 0000 пени в сумме 0000 взыскании компенсации морального вреда в размере 0000

В обоснование исковых требований указала, что истец является собственником ? и проживает в жилом помещении по адресу <адрес>, коммунальные услуги ей оказывает ЗАО «УК «Стандарт» на основании договора управления многоквартирным домом от 18.09.2009г. 21 мая 2009 года в квитанции на оплату коммунальных услуг от ООО «ЕРЦ» была получена информация о проведенном перерасчете и начислении платы за указанные услуги за период с 01.01.2008г. по 31.12.2008 год. Истец не согласна с перерасчетом, проведенным с нарушением Закона РФ «О защите прав потребителей», Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307. Ее обращения к ответчикам остались без ответа по существу, своими действиями ответчики причинили истцу моральный вред, в связи с чем, истец, основываясь на положениях Закона «О защите прав потребителей», Гражданского кодекса РФ, обратилась в суд с настоящим иском.

Истец Демина В.И., представитель истца Павлов А.П. в ходе судебного разбирательства исковые требования поддержали по доводам и основаниям, изложенным в иске, и представленных суду дополнений и пояснений, просили признать незаконными начисление платы за обшедомовое потребление по указанным услугам за период 2008 года, в связи с проведением данной корректировки с нарушением требований действующего законодательства, а именно положений Закона РФ «О защите прав потребителей», Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307.

Ответчик ООО «Единый расчетный центр» исковые требования не признал, представил отзыв на исковое заявление, по доводам которого, ответчик ссылается на осуществление действий по корректировке в соответствии с действующим законодательством, в рамках исполнения агентского договора с ЗАО «УК «Стандарт», по инициативе управляющей компании, а не по собственной инициативе, в связи с чем, считают иск к ООО «ЕРЦ» необоснованным, просили рассмотреть данное дело в отсутствие их представителя.

Представитель ответчика ЗАО «УК «Стандарт» Голубева Т.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала представленный суду отзыв, настаивала на законности и обоснованности действий ответчика по проведению корректировки оплаты за коммунальные услуги.

Третье лицо Демин П.И. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица ОАО «ТГК-9», извещенный о дате, времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил суду заявление о рассмотрении дела без участия представителя, представил отзыв на исковое заявление. В связи с чем, суд, с учетом мнения явившихся лиц, полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие указанных участников по делу.

Заслушав явившихся участников процесса, изучив доводы искового заявления и отзывов на него, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и удовлетворении их в части по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, не оспаривается сторонами, что <адрес> в <адрес> принадлежит истцу и третьему лицу ФИО5 на праве общей совместной собственности, в указанной квартире истец и третье лицо фактически проживают. Лицевой счет для оплаты коммунальных услуг № 1109002568 открыт на одного из собственников Демина П.И. Дом находится в управлении ответчика ЗАО «Управляющая компания «Стандарт», с которым на момент 2008г. у истца отсутствовал заключенный договор управления многоквартирным домом, однако имеется заключенный с Деминым П.И. и Деминой В.И. договор управления многоквартирным домом от 18.09.2009г. На основании данных ЗАО «УК «Стандарт» ответчиком ООО «ЕРЦ» истцу по лицевому счету № 1109002568 начислена оплата за услуги «отопление общедомовое потребление» «ГВС общедомовое потребление», «водоотведение общедомовое потребление» за период с января 2008 года по декабрь 2008 года, т.е. за весь 2008г. Истец исключает эти суммы из оплачиваемых сумм, в результате чего у нее образовался долг по оплате коммунальных услуг, в связи с чем, были начислены пени.

Согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов (п.2).

В настоящих Правилах используются следующие определения:

"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

"коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

С учетом вышеизложенного, судом установлено и сторонами не оспаривается, что Демина В.И. как собственник <адрес> расположенной в <адрес> в <адрес>, проживающая в ней, является потребителем коммунальных услуг, предоставляемых исполнителем ЗАО «УК «Стандарт». Суд соглашается с доводами истца о том, что данные правоотношения регулируются законом РФ «О защите прав потребителей» и нормами Гражданского кодекса РФ.

По договору № 36 от 07.12.2006 года, заключенному ЗАО «УK «Стандарт» (ранее РЭМП «Ленинского района») и ООО «Единый расчетный центр», последний оказывает услугу по начислению платы за жилые помещения и коммунальные услуги в отношении жилых помещений, находящихся в управлении ЗАО «УК «Стандарт».

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом,

В силу ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором,

В силу частей 2, 3 статьи 39 Жилищного кодекса РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации,

По смыслу приведенных норм Гражданского и Жилищного кодексов РФ, суд приходит к выводу, что обязанности собственника жилого помещения по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе, и общего имущества многоквартирного дома, по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрена действующим законодательством.

Соответствующие условия содержатся и в договоре без № управления многоквартирным домом от 18.09.2009г., заключенным ЗАО «УК «Стандарт» с Деминым П.И., Деминой В.И. В период 2008г., за который был произведен перерасчет, такого договора с истцом заключено не было.

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе, поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации,

По смыслу вышеприведенных норм, порядок предоставления коммунальных услуг и их оплаты, правила содержания общего имущества устанавливаются Правительством РФ,

Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг.

В силу п. 1 указанных Правил, они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Согласно п. 7 абзац 2 указанных Правил, собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, если иное не установлено законодательством РФ. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям, В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 19 вышеназванных Правил, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для холодного, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с п.п.3 п.1 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги.

В силу пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и (общих) квартирных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Согласно пункту 22 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирном доме коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

Таким образом, указанными Правилами предусмотрена возможность проведения исполнителем коммунальных услуг корректировки оплаты за предоставленный гражданам коммунальные услуги, установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 22), с учетом данных о фактически поставленных ресурсоснабжающей организацией ресурсов, исходя из показаниям приборов общедомового учета.

Указание в п. 22 Правил на обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, согласуется с положениями Гражданского кодекса РФ и вышеуказанными положениями Жилищного кодекса РФ.

Между тем, с учетом вышеизложенных положений Правил предоставления коммунальных услуг, и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании на основании представленных материалов установлено, что дом, в котором проживает истец, на период 2008 года был оборудован общедомовыми приборами учета холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, отопления, однако в период с мая по сентябрь 2008г. такие приборы отсутствовали, т.к. согласно пояснениям представителя ответчика ЗАО «УК «Стандарт» находились на поверке, однако в квитанции указано, что расчет произведен на основании данных общедомовых приборов учета, чем потребитель введен в заблуждение. Сведений о наличии в квартире истца в указанный период индивидуальных приборов учета из материалов дела не усматривается.

Суммы, начисленные по результатам проведения корректировки оплаты за указанные коммунальные услуги за период с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года, были предъявлены истцу к оплате в квитанции на оплату коммунальных услуг за май 2009 года.

Данных о согласовании в 2008г. и на момент проведения корректировки в мае 2009г. между ЗАО «УК «Стандарт» с истцом возможности отступления от правила, предусмотренного п.п. «б» п. 19 Правил о предоставлении коммунальных услуг, предусматривающего производство корректировки платы по указанным коммунальным услугам 1 раз в квартал, заключении сторонами данного дела договора с указанием условия о возможности производства такой корректировки 1 раз в год, ответчиком суду не представлено.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании, и в доводах отзыва ответчик ЗАО «УК «Стандарт» факт нарушения требований законодательства о сроках проведения корректировки размера платы за указанные коммунальные услуги, фактически подтвердил, сославшись на имеющийся договор управления многоквартирным домом, согласно которого управляющая компания вправе произвести корректировку размера платы за коммунальные услуги на основании платежных документов, предъявленных организациями-поставщиками, 1 раз в год, в связи с чем, по доводам ответчика ЗАО «УК «Стандарт», при наличии такого договора управления, заключенного хотя бы с одним из собственников помещений в указанном жилом доме, проведение корректировки 1 раз в год не может рассматриваться как незаконные действия.

Указанную позицию ответчика суд считает неубедительной по следующим основаниям.

Согласно преамбуле Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг.

При этом, исходя из буквального толкования положений Правил, суд приходит к выводу, что положения пунктов 21, 22, и корреспондирующего к ним пункта 19 п.п. «б» Правил предоставления коммунальных услуг о возможности проведения исполнителем корректировки платы для холодного и горячего водоснабжения, водоотведения 1 раз в квартал, а 1 раз в год только, в случае если это предусмотрено договором между сторонами, носят императивный характер и подлежат обязательному исполнению в установленном ими порядке. В соответствии с позицией стороны истца, о возможности проведения корректировки 1 раз в год, потребителю ничего известно не было, с ним не согласовывалось ни путем заключения договора, ни иным законным способом.

Таким образом, действия, совершенные с нарушением требований указанных положений нормативного акта Правительства РФ, не могут быть признаны законными.

Доводы ответчика о проведении корректировки ЗАО УК «Стандарт» 1 раз в год при наличии объективных обстоятельств, соответствующих расчетов, также представляются суду необоснованными, поскольку противоречат материалам дела, по следующим основаниям.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. Размер платы за горячее водоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Фактически Органом государственного регулирования тарифов Субъекта Федерации (Региональной Энергетической Комиссией Свердловской области) не установлены тарифы за 1 кубический метр горячей волы как коммунального ресурса, установлена плата за кубический метр сетевой очищенной воды (теплоноситель), а также 1 Гкал (гигакаллорию) тепловой энергии (на нагрев теплоносителя до горячей воды) и передачу 1 Гкал тепловой энергии. Поставщики данных ресурсов в ежемесячных счетах-фактурах на оплату коммунальных ресурсов не разделяют Гкал на нужды отопления и горячей воды - данное разделение предусмотрено только в договоре с РСО в виде ориентировочного расчета. Таким образом, в предъявлении поставщика платы за ресурсы «Отопление» и «Горячая вода» неразрывно связаны, и корректировка за услуги «Горячее водоснабжение» не представляется возможной без ежегодных уточнений поставщика по предъявлению количества Гкал тепловой энергии (и отопления, и горячей воды) и проведения корректировки за услугу «Отопление» (которая предусмотрена по 307-ПП только раз в год).

Между тем, в обоснование законности произведенного расчета объема фактически поставленных услуг, ответчиком были представлены только указанные счета-фактуры, полученные им ежемесячно, как установлено из содержания представленных суду документов и доводов самого отзыва. Иного, документов об использовании ответчиком для корректировки ежегодных уточняющих данных от ОАО «ТГК-9», суду ответчиком не представлено.

Ответчик, возражая против признания своих действий незаконными, указывает на совершение их во исполнение требований вышеприведенных норм Жилищного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, п.п. 19, 21, 23, 25 Правил предоставления коммунальных услуг № 307 от 26.05.2006 года, об обязанности проведения корректировки, настаивает на допустимости и законности действий ЗАО «УК «Стандарт» по проведению корректировки.

Данные доводы ответчика суд также находит неубедительными, с учетом вышеизложенных выводов об императивности действия положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ, и в части срока проведения корректировки платы за коммунальные услуги, как специального акта, регламентирующего порядок определения оплату коммунальных услуг гражданами - собственниками жилых помещений, во исполнение ч.1 ст. 157 ЖК РФ.

При этом суд учитывает также, что, исходя из буквального толкования Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг», прилагаемые Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены в целях зашиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст.157 ЖК РФ.

Кроме того, что суд соглашается с доводами истца о нарушении управляющей компанией прав потребителя при производстве оплаты за услуги по общедомовому учету в нарушение Правил № 307 предоставления коммунальных услуг гражданам, суд также, усматривает нарушение данным ответчиком требований ст.ст. 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" по следующим основаниям.

Согласно вышеизложенному - правоотношения между истцом и ответчиком ЗАО УК «Стандарт», как лицом, участвующим в предоставлении коммунальных услуг, регулируются нормами Гражданского кодекса и Закона РФ «О защите прав потребителей».

Положения Закона «О защите прав потребителей» предписывают лицам, оказывающим потребителям услуги, предоставлять полную и достоверную информацию (ст.10 Закона). Ответчик ЗАО УК «Стандарт» является обладателем информации, касающейся формирования размера сумм оплаты. Указанная информация должна быть в обязательном порядке доведена до лица, обязанного уплатить определенную денежную сумму. При этом, информация должна отвечать определенным требованиям, в том числе, быть достоверной - соответствовать данным объективной реальности; адекватной - позволяющей создавать у получателя соответствующее представление об объекте, процессе формирования; полной - иметь достаточные данные для понимания потребителем с целью принятия решения.

Ответчик, в обоснование законности своих действий в части информирования потребителя о предстоящей корректировке указывает на то, что на основании договора с ООО «ЕРЦ» от 12.05.2010г. ООО «ЕРЦ» направило каждому собственнику и пользователю отчет о денежных средствах, собранных и израсходованных управляющей компанией в 2008г., к отчету прилагалось сопроводительное письмо, в котором было указано, что будет произведен перерасчет за коммунальные услуги, затем в квитанции за май 2009г. был отражен расчет корректировки, но указано, что оплатить перерасчет необходимо до 10.08.2009г. Ответчик полагает, что, так как момент оплаты перерасчета был отсрочен потребителю до 10.08.2009г., то управляющая компания уведомила граждан об обязанности произвести оплату за 3 месяца до срока платежа.

Анализируя приведенные доводы и материалы, представленные в их подтверждение, суд находит их неубедительными.

В силу п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).

Как следует из представленного суду договора возмездного оказания услуг № ПП-715 от 12.05.2009г. управляющая компания поручила ООО «ЕРЦ» изготовить печатные документы, упаковать их в конверты, доставить конверты до почтовых ящиков абонентов, к числу которых относятся и жители квартир <адрес> в <адрес>. В соответствии с Актом оказанных услуг от 25.05.2010г. исполнитель выполнил заказанный объем работ по данному договору. Иных доказательств, однозначно свидетельствующих о получении потребителем такого документа (обратное уведомление и иные), суду не представлено.

Изучение содержания документа, который согласно пояснений представителя ответчика ЗАО «УК «Стандарт» и был доставлен указанным способом потребителям коммунальных услуг, в том числе, истцу по данному делу, показывает, что в его тексте содержится уведомление следующего буквального изложения: «В ближайшее время Вам будут направлены квитанции с произведенным перерасчетом за коммунальные услуги». Таким образом, какой-либо достоверной информации об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, указанное уведомление не содержит. Кроме того, из представленных суду документов, следует вывод, что такое уведомление направлялось с нарушением 30-дневного срока до даты выставления платежных документов.

Истец, его представитель, отрицают получение подобного уведомления, утверждая о том, что впервые о произведенных изменениях в оплате, о произведенном перерасчете (корректировке) указанных в иске позиций, узнали собственно из квитанции за май 2009г., предъявленной к оплате 21.05.2009г. Как было отмечено ранее, ответчиком суду обратного не доказано.

В выставленном к оплате платежном документе - квитанции за май 2009г., указано, что «на основании данных энергоснабжающих организаций по показаниям общедомовых приборов учета энергоресурсов в квитанции за май 2009г. проведен перерасчет платы за отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение за 2008г. в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. Информацию о перерасчете можно получить в районном отделении «Единого Расчетного Центра» по месту жительства или позвонив по телефону…Сумму перерасчета за энергоресурсы по общедомовым приборам учета за 2008 год в размере 1455,78 рублей необходимо оплатить до 10.08.2010г.».

Суд не принимает доводы представителя управляющей компании о том, что предоставив отсрочку уплаты сумм произведенного перерасчета до 10.08.2009г., они тем самым исполнили в срок возложенную на них обязанность по направлению письменной информации потребителю об изменении размера платы за коммунальные услуги, поскольку согласно указанному выше п.42 Правил, такая информация должна быть направлена не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги, а не до даты фактической их уплаты.

Также, как видно из изложенного текста, потребителям для получения информации о перерасчете необходимо совершить самостоятельные действия по получению такой информации, обратившись лично либо позвонив в ЕРЦ, то есть информация о перерасчете до потребителя доведена не была.

Кроме того, имеющаяся в материалах дела квитанция на оплату коммунальных услуг за май 2009г. в части изложенных сведений в отношении данных услуг, не отвечает требованиям к качеству информации, необходимой к доведению до потребителя.

В квитанции, предъявленной в мае 2009 года, указано, что все произведенные перерасчеты платы по данным позициям осуществлены на основании показаний общедомовых приборов учета, тогда как такие приборы учета в период с мая до сентября 2008г. не функционировали, указанное обстоятельство сторонами и третьими лицами по делу не оспаривается. Тем самым, потребитель был введен в заблуждение, полагая, что в доме имелись такие приборы учета в течение всего периода 20008г. Кроме того, как следует из квитанции для расчета размера оплаты за общедомовое потребление ресурса принимается 12 месяцев 2008 года.

Имеющаяся в квитанции ссылка на факт и период проведения корректировки, не отвечает требованиям к качеству информации для данного случая, поскольку не содержит полных и достоверных сведений, позволяющих истцу проверить правильность расчета сумм выставленных к оплате исходя из общих объемов потребления. Кроме того, потребитель не может проверить правильность начисления платежа, поскольку квитанция не отражает ни размер потребленного водоснабжения за предыдущий расчетному период, ни показания приборов учета за тот период.

Суд соглашается с доводами стороны истца в том, что из представленных документов следует, что за период, когда приборы учета отсутствовали, плата за отопление и ГВС происходила в сверхнормативном объеме, обоснований чему ответчик не предоставил.

В соответствии с отзывами третьего лица ОАО «ТГК № 9», осуществлявшим подачу тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения и отопления данного дома, если дом имел приборы учета и карточки регистрации параметров сдавались в соответствии с условиями договора, то расчет производился в соответствии с данными приборов, в случае отсутствия приборов учета расчет производился по фактическому потреблению по данным ЭСО в соответствии с Инструктивным письмом Госэнергонадзора № 42-4-2/18 от 20.12.1995г. в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии, теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России № 105 от 06.05.2000г. ОАО «ТГК-9» никакой корректировки оплаты потребленной энергии за 2008г. ответчику не производило.

Согласно данной Методике, она разработана в развитие утвержденных Госстроем России (Приказ от 11.10.99 N 73) "Рекомендаций по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы" с целью дальнейшего совершенствования методической базы энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере и является практическим пособием для теплоснабжающих организаций системы жилищно-коммунального хозяйства и потребителей (абонентов) - юридических лиц, теплопотребляющих, установки которых присоединены к водяным тепловым сетям систем коммунального теплоснабжения, при осуществлении коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя. В силу п.3 ст.15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Исходя из текста приведенной Методики, данный документ не является доступным для обычного гражданина-потребителя, предусмотренные ею расчеты затруднительны к проверке их потребителем, не обладающим специальными познаниями в данной сфере.

В соответствии с пояснениями представителя управляющей компании перерасчет произведен на основании данных энергоснабжающих организаций, и в том случае, когда предъявленный к оплате объем энергоресурсов определен энергоснабжающей организацией расчетным путем, данный расчет управляющей компанией не проверялся, был принят как соответствующий действительности.

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, обязанность произвести оплату за коммунальные услуги с учетом данных ресурсоснабжеющей организации о поставленных ресурсах, возникает у потребителя на основании корректировки произведенной исполнителем коммунальных услуг в порядке и в сроки, предусмотренные Правилами.

В связи с изложенным, суд находит незаконными действия ответчика ЗАО «Управляющая компания «Стандарт» по начислению за период с января по декабрь 2008 года сумм к оплате по коммунальным услугам «Отопление общедомовое потребление» «ГВС общедомовое потребление», «Водоотведение общедомовое потребление», в связи с нарушением требований Постановления Правительства РФ к порядку производства корректировки оплаты за коммунальные услуги, а также, в связи с нарушением требований законодательства о защите прав потребителей в части доведения до потребителя необходимой, достоверной информации.

Оценивая доводы иска в отношении ООО «ЕРЦ» судом установлено, что фактически истцом размеры начисленных в квитанции сумм не оспорены, доказательств того, что ответчик ООО «ЕРЦ» неправильно производит начисление (неправильно применяет формулы, берет для расчета данные иные, чем те, что предоставлены ЗАО «УК «Стандарт»), других доказательств нарушения ООО «ЕРЦ» законодательства при производстве расчета выставленных к оплате сумм, иных нарушений законодательства при совершении действий, связанных с начислением оспариваемых сумм, не представлено, поэтому суд удовлетворяет требования искового заявления частично, отказывая в удовлетворении иска о признании незаконными действий по начислению платы за указанные коммунальные услуги к ответчику ООО «ЕРЦ». Как установлено судом правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг, регулируются нормами Гражданского кодекса и Закона РФ «О защите прав потребителей». Поскольку правоотношения в области предоставления коммунальных услуг возникли между истцом и ответчиком ООО «УК «Стандарт», и все начисления по указанным услугам производились ООО «ЕРЦ» только на основании сведений, полученных от управляющей компании, оснований для признания незаконными действий ответчика ООО «Единый расчет центр» по проведению начисления абонентам сумм за указанные коммунальные услуги судом не усматривается.

С учетом вышеизложенных выводов суда, а также установленных в судебном заседании обстоятельств о субъекте – получателе перечисляемых абонентами средств за коммунальные услуги, удовлетворяя требование иска о производстве перерасчета со списанием из выставленных истцу к оплате сумм оплаты за указанные коммунальные услуги за 2008 год, с учетом признания их начисления незаконным, суд возлагает данную обязанность на ответчика ЗАО «Управляющая компания «Стандарт».

Оценив доводы иска в части суммы, предлагаемой к списанию, суд удовлетворяет требование иска о производстве перерасчета со списанием с лицевого счета № 1109002568 по <адрес>.14/3 <адрес> в <адрес> частично, поскольку как установлено представленными сведениями о сумме корректировки, всего фактически было предъявлено к оплате за данные услуги сумму корректировки в размере 0000 т.к. из указанной в квитанции за май месяц 2009 года суммы за спорные коммунальные услуги следует вычесть сумму перерасчета по услуге «отопление общедомовое потребление» в сторону уменьшения в сумме «-399,33руб.», которая была скорректирована за октябрь 2008г., что подтверждается справкой ООО «ЕРЦ», приложенной к их отзыву от 22.09.2010г. Следовательно, к исключению из начислений по лицевому счету истца подлежит сумма в размере 0000 суд возлагает данную обязанность на ответчика ЗАО «Управляющая компания «Стандарт», чьи действия признаны судом необоснованными и незаконными.

В силу п.14 ст.155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. В соответствии со ст.329 Гражданского кодекса РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. В силу части 1 ст.330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (пени) признается установленная законом или договором сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

С учетом изложенного выше, суд считает, что истец не является должником, со своей стороны обязательства по оплате текущих начислений исполняла, поэтому предъявленные к оплате суммы пени в расчетном месяце январе 2011г. в размере 0000 начислены необоснованно, в связи с чем, также подлежат списанию с лицевого счета.

Рассматривая требования иска о взыскании компенсации морального вреда, учитывая выводы суда о распространении на данные правоотношения положений законодательства о защите прав потребителей, суд находит исковые требования истца о взыскании компенсации морального вреда в силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» обоснованными.

С учетом фактических обстоятельств по делу, характера нарушенных прав истца, ее индивидуальных особенностей, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 0000 с ответчика ЗАО «УК «Стандарт», с которым у истца возникли правоотношения, регулирующиеся законодательством о защите прав потребителей.

В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика также подлежит взысканию в пользу федерального бюджета государственная пошлина в размере 400 рублей, от уплаты которой истец был освобожден как потребитель.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Деминой В.И. к Закрытому акционерному обществу «Управляющая компания «Стандарт», Обществу с ограниченной ответственностью «Единый расчетный центр» о защите прав потребителя коммунальных услуг, удовлетворить частично.

Признать действия Закрытого акционерного общества «Управляющая компания «Стандарт» по начислению платы за коммунальные услуги «Отопление общедомовое потребление», «ГВС общедомовое потребление», «Водоотведение общедомовое потребление», по проведению перерасчета – необоснованными и незаконными.

Обязать Закрытое акционерное общество «Управляющая компания «Стандарт» произвести перерасчет и списать с лицевого счета № 1109002568 по <адрес> сумму корректировки в размере 0000, предъявленную к оплате за коммунальные услуги «Отопление общедомовой учет» «ГВС общедомовое потребление», «Водоотведение общедомовое потребление» за 2008 год, а также пени в сумме 0000

Взыскать с Закрытого акционерного общества «Управляющая компания «Стандарт» в пользу Деминой В.И. в возмещение морального вреда 500 рублей 00 копеек.

В удовлетворении остальной части иска Деминой В.И. к Закрытому акционерному обществу «Управляющая компания «Стандарт», Обществу с ограниченной ответственностью «Единый расчетный центр» о защите прав потребителя коммунальных услуг, - отказать.

Взыскать с Закрытого акционерного общества «Управляющая компания «Стандарт» в доход государства государственную пошлину в размере 0000

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения суда с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Мотивированное решение составлено 07.02.2011г.

Судья (подпись)

Копия верна

Судья Серебренникова О.Н.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200