прокурор в инт. Берсеневой к министреству строительства и администрации города Екатеринбурга о предоставлении жилья



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

16 марта 2011 года. Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Быковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах Берсеневой А.Л. к администрации г.Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, об обязывании приобретения жилого помещения и предоставлении его на условиях социального найма,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ленинского района г.Екатеринбурга, по основаниям ст. 45 ГПК РФ выступающий в защиту интересов Берсеневой А.Л., обратился в суд к указанным ответчикам об обязывании Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, как главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте МО г.Екатеринбурга в целях передачи его в муниципальную собственность и обязывании администрации г.Екатеринбурга предоставить его истцу, как ребенку-сироте, на условиях договора социального найма, общей площадью не менее 33 м.кв.

В обоснование требований истицей указано, что Берсенева А.Л. относится к категории лиц из числа детей-сирот, <данные изъяты> Берсенева А.Л. поставлена на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке и на момент рассмотрения дела номер очереди – <данные изъяты> однако до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено. В соответствии со ст.57 ЖК РФ и ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение истцу должно предоставляться без очереди после достижения им 18 лет. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009г. с 01.01.2010г. функция главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жильем сирот возложена на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Поэтому данное Министерство должно приобрести для истца жилое помещение и передать его администрации г.Екатеринбурга для последующего предоставления Берсеневой Т.В. на условиях социального найма.

В судебном заседании истец Берсенева Т.В. поддержала исковые требования, дополнительно пояснив, что у нее двое несовершеннолетних детей - Берсенева М.Ш. и Берсенев Е.Б., которые находятся на полном ее иждивении, отцовство в отношении них не установлено. Истец проживает совместно с детьми в <адрес>, предоставленной ей на условиях социального найма. На момент рассмотрения дела договор социального найма на данное жилое помещение не расторгнут. <адрес> занимаемого истцом жилого помещения менее установленной нормы предоставления, Берсенева Т.В. просит предоставить ей жилое помещение как ребенку-сироте той площадью, которая определена законом и с учетом ее несовершеннолетних детей.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Екатеринбурга не возражала против удовлетворения заявленного иска, пояснив, что в случае предоставления истцу жилого помещения за счет средств субъекта Свердловской области договор социального найма на занимаемое Берсеневой Т.В. жилое помещение должен быть расторгнут, либо данное предоставление должно быть с учетом площади указанной комнаты.

В судебное заседание не явился представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, в представленном суду отзыве указал, что Министерство является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. № 1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма 2 «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Данная программа содержит план поэтапного обеспечения жильем данной категории граждан с 2011 г. по 2015 г., а ее реализация позволит приобретать не менее <данные изъяты> жилых помещений ежегодно. Координатором программы является Министерство социальной защиты населения Свердловской области, а заказчиком-исполнителем Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, являющееся главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. В настоящее время на согласовании находится проект постановления Правительства Свердловской области об утверждении порядка обеспечения в 2011 году жилыми помещениями названной категории лиц. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которым производится финансирование расходов по строительству и приобретению жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, в 2011 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которым направляется адресный список жилых помещений, после чего осуществляется предоставление жилых помещений. Поэтому, ответчик просит отказать в удовлетворении иска, так как обеспечение жильем Берсеневой А.Л., при условии постановки ее на учет в администрации муниципального образования, будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренных программой денежных средств.

В судебное заседание также не явились прокурор и представитель администрации Ленинского района г.Екатеринбурга, о рассмотрении дела извещались в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ.

С учетом мнения явившихся участников процесса, суд определил рассмотреть дело при установленной явке.

Заслушав пояснения истца Берсеневой А.Л., представителя администрации г.Екатеринбурга, а также изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд частично удовлетворяет заявленные требования по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, федеральное законодательство, прямо гарантирует право указанных категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.

Судом установлено, что истец <данные изъяты>

Как следует из справки ГОУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Каравелла» Берсенева А.Л. с 04.04.1996 г. по 14.01.2005 г. являлась воспитанницей ЦСПСиД Ленинского района г.Екатеринбурга и находилась на полном государственном обеспечении.

По сведениям, представленным из администрации Ленинского района г.Екатеринбурга, Берсенева А.Л. распоряжением Главы администрации Ленинского района г.Екатеринбурга от 03.06.2004 г. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма. Очередь Берсеневой А.Л. по состоянию <данные изъяты>.

Как пояснила в судебном заседании истица, что также нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела по существу, <данные изъяты>

12 января 2007 года администрацией Ленинского района г.Екатеринбурга было выдано направление на право занятия койко-места в общежитии ЗАО «УК «РЭМП Ленинского района» по адресу: г.Екатеринбург, ул. Амундсена, д. 59, кв. 64. В указанном жилом помещении истец была зарегистрирована с несовершеннолетней дочерью до вселения в <адрес>.

В ходе рассмотрения дела по существу судом из администрации Ленинского района г.Екатеринбурга были истребованы данные о предоставлении истцу жилого помещения на условиях социального найма и исходя из поступивших документов следует, что 23 декабря 2008 года с истцом Берсеневой А.Л. был заключен договор социального найма 0000 на комнату площадью <адрес> <адрес>, с учетом члена ее семьи – ФИО3 Суду не представлены доказательства расторжения указанного договора социального найма либо признания его недействительным. Указанные факты подтверждает истец и не оспаривают администрация Ленинского района и г.Екатеринбурга.

Указанное жилое помещение было предоставлено Берсеневой А.Л. во внеочередном порядке без снятия ее с очереди на основании распоряжения Главы администрации Ленинского района г.Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ 0000-р.

Как следует из справки Центра регистрации населения МУ УЖКХ Ленинского района г.Екатеринбурга от 15.10.2010 г. по указанному адресу значатся зарегистрированными истец Берсенева А.Л. и ее несовершеннолетние дети – ФИО7 и ФИО2

Таким образом, суд признает установленным наличие у истца Берсеневой А.Л. жилого помещения, занимаемого ею на условиях социального найма, площадь которого составляет <данные изъяты>

Отсутствие у истца другого жилья на условиях договора социального найма, а также на праве собственности не оспаривается ответчиками, и подтверждается письменным ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области и ЕМУП БТИ г.Екатеринбурга.

Все вышеназванные доказательства ответчиками не оспорены, отвечают требованиям относимости и допустимости, не противоречивы, взаимно дополняют друг друга и в своей совокупности позволяют суду признать наличие у истца права на получение жилого помещения во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области №84-ПП от 08.02.2011г., утвердившим Порядком обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц за счет средств областного бюджета указано Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Согласно п.п.8,9 указанного Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской социального использования и после распределения их детям –сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Учитывая, что Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.11г. определена конкретная денежная сумма, подлежащая расходованию на обеспечение жильем детей-сирот, и учитывая, что истец имеет право на получение жилья во внеочередном порядке, суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность передать благоустроенное жилое помещение в виде квартиры в собственность МО г.Екатеринбург для последующего предоставления указанного жилья Берсеневой А.Л. на условиях договора социального найма.

С учетом этого обязанность по предоставлению жилого помещения и заключению договора социального найма суд возлагает на администрацию г.Екатеринбурга, поскольку согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 08.02.2011г. именно орган местного самоуправления заключает договор социального найма с гражданином.

Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу на условиях социального найма, суд принимает во внимание положения ч.5,6 ст.57 ЖК РФ, Постановление Главы г.Екатеринбурга №824 от 31.08.2005г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», в соответствии с которым норма предоставления жилого помещения составляет <данные изъяты> Однако, поскольку истец уже занимает жилое помещение на условиях социального найма именно в связи с наличием статуса ребенка-сироты, и с учета она не снята, а площадь данного жилого помещения, с учетом наличия у истца несовершеннолетних детей, менее нормы предоставления, суд учитывает площадь занимаемого жилого помещения, которая составляет <данные изъяты>. Таким образом, истцу, имеющей льготу на получение жилого помещения во внеочередном порядке, должно быть предоставлено жилое помещение с учетом несовершеннолетних детей общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> и расположенное в пределах г.Екатеринбурга, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

При этом суд исходит из того, что Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Порядок обеспечения в 2011-15 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденный Постановлением Правительства свердловской области №84-ПП от 08.02.2011г. (п.5) не предусматривают запрета на предоставление жилья детям-сиротам с учетом их несовершеннолетних членов семьи, кроме этого ч.2 ст.58 ЖК РФ предусматривает возможность предоставления жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой, в том числе однокомнатную квартиру. Поскольку истице Берсеневой А.Л. суд определил предоставить жилое помещение в виде отдельной квартиры, то соответственно с учетом наличия у истицы малолетних детей, приходящаяся на нее доля общей площади может быть увеличена в <данные изъяты>, т.е. до <данные изъяты>

Судом не принимаются возражения Министерства строительства и архитектуры Свердловской области о необоснованности заявленного иска к указанному ответчику по правовым основаниям, изложенным выше. Кроме этого, возможность в будущем получить жилое помещение в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренной программой денежных средств без судебного решения не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска Берсеневой А.Л., которая имеет право на судебную защиту и обращение в суд с исковым заявлением о нарушении ее жилищных прав. Кроме этого, за истцом признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, независимо от наличия соответствующих бюджетных средств и не вступившего в силу правового акта. Министерство строительства и архитектуры Свердловской области указывает только на проект постановления Правительства Свердловской области и не ссылается на фактическое наличие какого-либо жилого помещения, подлежащего предоставлению Берсеневой А.Л.

Иных требований, равно как и иных оснований по заявленному требованию, на рассмотрение суда не заявлено.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах Берсеневой А.Л., удовлетворить частично.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области за счет средств субъекта Российской Федерации – Свердловской области – передать в собственность МО «Город Екатеринбург» благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> соответствующее санитарным и техническим требованиям для предоставления Берсеневой А.Л..

Обязать администрацию г.Екатеринбурга предоставить Берсеневой А.Л. с учетом членов ее семьи несовершеннолетних ФИО3 и ФИО2 на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью на менее <данные изъяты>., отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в пределах г.Екатеринбурга.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья: (Лимонова Л.Ф.)

-32300: transport error - HTTP status code was not 200