прокурор к Горному университету



Дело N 2-79\11(09)

В окончательном виде изготовлено 16 марта 2011 г.

ЗАОЧНОЕ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2011 года

Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе

председательствующего судьи Проняевой Г.А.

при секретаре Кузнецовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление

Прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга в интересах

неопределенного круга лиц к

ГОУ ВПО <Уральский государственный горный университет>

о возложении обязанности по устранению нарушений норм и правил эксплу-

атации и содержания объекта нежилого фонда, находящегося в федеральной

собственности - защитного сооружения гражданской обороны - убежища,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга обратился в суд с ис-

ком в интересах неопределенного круга лиц к ГОУ ВПО <Уральский госу-

дарственный горный университет> о возложении обязанности по устранению

нарушений норм и правил эксплуатации и содержания объекта нежилого

фонда, находящегося в федеральной собственности - защитного сооружения

гражданской обороны (убежища), расположенного по адресу: <адрес>-

<адрес>, <адрес>А.

В обоснование иска прокурор указал, что согласно Свидетельству о

государственной регистрации права 0000 0000 от ДД.ММ.ГГГГ нежи-

лое здание по адресу <адрес>,

<адрес> принадлежит на праве оперативного управления ГОУ ВПО <Уральский

государственный горный университет>.

Согласно паспорта убежища 0000 указанное помещение имеет спе-

циальный статус - защитного сооружения гражданской обороны - противо-

радиационного укрытия.

В ходе проверки (акт проверки от 24.06.2010 г.) было установлено,

что помещение защитное сооружение гражданской обороны (ЗС ГО) 0000

не отвечает требованиям, установленным Приказом МЧС РФ от 21.07.2005

г. N 575 "Об утверждении Порядка содержания и использования защитных

сооружений гражданской обороны в мирное время" и Приказом МЧС РФ от

15.12.2002 г. N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил экс-

плуатации защитных сооружений гражданской обороны". Так, разгерметизи-

рована стена ЗС ГО - пробит проем размером 120x60 см., санузлы демон-

тированы, защитно-герметические двери (ЗГД) демонтированы, электроос-

вещения, ФВО демонтировано, имеются следы подтопления на полу.

С целью приведения защитного сооружения в состояние, отвечающее

требованиям указанных нормативных актов, прокурор просил обязать ГОУ

ВПО <Уральский государственный университет>, используя защитное соору-

жение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>,

<адрес>, устранить нарушение герметизации

защитного сооружения гражданской обороны, установив открываемые герме-

тические двери, обеспечив их подставками и прикрыв съемными легкими

экранами или щитами; провести окраску и ремонт помещений и оборудова-

ния систем жизнеобеспечения в соответствии с установленными правилами;

восстановить электроосвещение; осушить защитное сооружение; устранить

проем размером 120x60 в стене защитного сооружения.

Ответчик иск не признал, указав в отзыве на исковое заявление

(л.д.40-43), сославшись на несоответствие фактического состояния поме-

щения ЗС ГО 0000, указанному в Акте проверки от 24.06.2010 г.,

поскольку фактически в стенах помещения ЗС 0000 отсутствуют прое-

мы, на которые ссылается прокурор; санузлы на экспликации подвала зда-

ния, расположенного по адресу: <адрес>/ <адрес>

<адрес> <адрес> отсутствуют; освещение имеется. Таким образом, вме-

няемое университету нарушение, зафиксированное в акте проверки от

24.06.2010 не имеет отношения к ЗС ГО с указанным инвентарным номером

0000.

Ответчик не оспаривает, что согласно паспорту ЗС ГО N 0000 под-

вальное помещение, расположено в здании по адресу: <адрес>, <адрес>

<адрес>, является встроенным убежищем

5-го класса защиты (год ввода в эксплуатацию 1956), и данное здание

находятся в оперативном управлении ГОУ ВПО <УГГУ>.

Однако ответчик указал на то, что здание расположено в

охранной зоне строящегося метрополитена. Инженерно-геологические и

гидрогеологические условия трассы метрополитена на участке между ули-

цами Декабристов и Большакова весьма сложные. Перегонный тоннель пере-

секает глубокий карман выветривания коренных скальных пород, природный

режим подземных вод нарушен, здание находится над карманом выветрива-

ния. В результате глубокого понижения природного уровня подземных вод,

произошли неравномерные осадки основания фундамента здания и горизон-

тальное смещение контура. В несущих стенах и колоннах появились трещи-

ны, в том числе сквозные, пересекающие здание от карниза до подошвы

фундаментов. Наблюдается постоянная динамика раскрытия трещин. Для

предотвращения дальнейших деформаций и раскрытия трещин были проведены

противодеформационные мероприятия.

Также ответчик сослался на отсутствие в классификации защитных

сооружений гражданской обороны объекта гражданской обороны (убежи-

ща-5-го класса), в отношении которого установлены нарушения норм и

правил содержании, поскольку из паспорта ЗС ГО (ВУ-АУ-135, паспорт N

414 527) следует, что ЗС ГО отнесено к классу A-V, однако с ДД.ММ.ГГГГ года

убежища по защитным свойствам (устойчивость к избыточному давлению во

фронте ударной волны, коэффициент ослабления радиационного воздействия

до допустимого уровня) подразделяются только на четыре класса.

Следовательно, как полагает ответчик, отсутствие в классификации

ЗС ГО убежищ класса A-V является основанием для отсутствия нарушений

норм и правил их содержания.

Также ответчик указал на то, что у ГОУ ВПО <УГГУ> не имелось воз-

можности для соблюдения норм и правил содержания ЗС ГО, а также им бы-

ли приняты все зависящие от него меры по писанию ЗС ГО. В 2001 года

университет заключил с Научно-исследовательской лабораторией геотехни-

ки ГОУ ВПО <Уральский государственный университет путей сообщения> до-

говор на проведение работ по его техническому обследованию. На основа-

нии технического заключения комиссия пришла к выводу, что ЗС ГО V-го

класса не соответствуют п. 2.31 СНиП II-11-77* и ЗС ГО требует списа-

ние.

Университетом была подготовлена документация на списание с учета

пришедших в негодность ЗС ГО так как восстановить их технически невоз-

можно и экономически нецелесообразно. Документация на списание ЗС ГО

была подготовлена в соответствии с требованиями Инструкции о порядке

списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданс-

кой обороны, утвержденной Государственным комитетом Российской Федера-

ции по управлению государственным имуществом от 5 ноября 1996 г. №

АР-13/7746 и МЧС России от 18 октября 1996 г. № 1-38-4, и направлена в

Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуа-

циям Свердловской области, однако,данное ЗС ГО по неизвестным причинам

не было снято с учета.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате и

времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Сведений

об уважительности причин неявки и доказательств существования такой

причины, своих письменных возражений по иску суду не представил, об

отложении дела перед судом не ходатайствовал, поэтому суд считает, что

таковых не имеется, Суд обращает внимание на то, что по ходатайству

ответчика в связи с неявкой представителя ответчика не состоялось су-

дебное заседание, назначенное на 21.02.2011 г.

Представитель истца на рассмотрение дела в порядке заочного про-

изводства согласен.

К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены ГУ МЧС РФ

по Свердловской области, представитель которого иск прокурора поддер-

жал, полегая его обоснованным в интересах неопределенного круга лиц,

учитывая, что содержание защитных сооружений гражданской обороны в

мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и обо-

рудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки

на режим защитных сооружений для безопасного пребывания в них укрывае-

мых, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуациях мир-

ного времени. Нарушения в использовании и содержании защитного соору-

жения гражданской обороны, выявленные прокуратурой Ленинского района

г. Екатеринбурга в ходе проверки, действительно не отвечают тем требо-

ваниям, которые установлены приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583

(зарегистрирован в Минюсте 25.03.2003 года), приказом МЧС России

21.07.2005 г. № 575 (зарегистрирован в Минюсте 21.07.2005 года) и дру-

гими нормативными актам.

По мнению представителя третьего лица, данные нарушения подлежат

обязательному устранению, поскольку, как указывалось выше, исключают

возможность укрытия людей, в случае чрезвычайных ситуаций и военного

времени.

Кроме того, к участию в деле в качестве третьих лиц были привле-

чены Администрация города Екатеринбурга, ОАО "Метрострой ПТС", Аген-

тство по управлению федеральным имуществом по Свердловской области,

представители указанных третьих лиц в судебное заседание не явились, о

дате и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

С учетом мнения представителя истца, третьего лица, суд считает,

что возможно рассмотрение дела при данной явке в порядке заочного про-

изводства с учетом доводов, изложенных в отзыве ответчика.

Заслушав представителя истца, третьего лица, исследовав материалы

дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основани-

ям.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 г.

№ 28-ФЗ <О гражданской обороне> гражданская оборона - это система

мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных

и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опаснос-

тей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих

действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и

техногенного характера.

Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309 <О поряд-

ке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны> определен по-

рядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, к которым

относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные

складские для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмы-

вочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также

иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий

по гражданской обороне.

В соответствии с п. 11 указанного постановления организации обес-

печивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по

поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Прокуратурой Ленинского района г. Екатеринбурга проведена провер-

ка по факту использования ГОУ ВПО <Уральский государственный горный

университет>, находящегося в федеральной собственности объекта нежило-

го фонда - защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) по

адресу: <адрес>А.

В ходе проверки установлено, что согласно Свидетельству о госу-

дарственной регистрации права 0000 0000 от ДД.ММ.ГГГГ нежилое

здание по адресу <адрес>А

принадлежит на праве оперативного управления ГОУ ВПО <Уральский госу-

дарственный горный университет>.

В соответствии с пунктом 1.2. приказа МЧС России от 15.12.2002 г.

№ 583 <Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защит-

ных сооружений гражданской обороны> статус защитного сооружения граж-

данской обороны, как объекта гражданской обороны, определяется наличи-

ем паспорта убежища.

Согласно паспорта убежища № 414527 помещение ГОУ ВПО <Уральский

государственный горный университет> имеет специальный статус - защит-

ное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие.

Таким образом, как обоснованно указал истец, правовое положение

здания - это объект защитного сооружения гражданской обороны, на кото-

рый распространяются требования ФЗ от 12.02.1998г. № 28-ФЗ <О граж-

данской обороне>, нормы и требования, предусмотренные Постановлением

Правительства Российской Федерации <О порядке создания убежищ и иных

объектов гражданской обороны> от 29.11.1999г. № 1309, Приказа Минис-

терства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик-

видации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002г. № 583 <Об ут-

верждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооруже-

ний гражданской обороны>, Приказа Министерства Российской Федерации по

делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации пос-

ледствий стихийных бедствий от 21.06.2005г. № 575 <Об утверждении По-

рядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обо-

роны в мирное время>, регулирующих специальные условия (правила) экс-

плуатации объектов гражданской обороны.

Согласно указанным нормативным актам защитные сооружения граж-

данской обороны являются инженерными сооружениями, предназначенными

для укрытия людей, техники, имущества от опасностей, возникших в ре-

зультате последствий аварий или катастроф, от воздействия современных

средств поражения. Защитные сооружения гражданской обороны имеют стра-

тегическое значение для государства, служат для поддержания в надлежа-

щем состоянии обороноспособности страны (СНиП 11-11-77*).

Как видно из материалов дела, 24 июня 2010 года комиссией в сос-

таве: начальника инженерной службы управления по г. Екатеринбургу

Главного управления МЧС России по Свердловской области капитана ФИО8

ФИО8., начальника штаба инженерной защиты <адрес>

А.И., инженера отдела ФИО2., специалиста ГО Администрации Ле-

нинского района г. Екатеринбурга ФИО3, помощника прокурора

Ленинского района г. Екатеринбурга ФИО4 и инженера отдела ГО

ГОУ ВПО <УГГУ> ФИО5 была проведена проверка содержания и ис-

пользования защитного сооружения ГО инв. 0000.

В ходе проверки (акт проверки от 24.06.2010 г.) было установлено,

что помещение ЗС ГО 0000 не отвечает требованиям, установленным

Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 N 575 "Об утверждении Порядка содержания

и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное вре-

мя" (далее - Порядок) и Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 "Об ут-

верждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооруже-

ний гражданской обороны" (далее - Правила).

Так, проверка выявила несоответствие Правилам защитных свойств

как сооружения в целом, так и отдельных его элементов (разгерметизиро-

вана стена защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) - пробит

проем размером 120x60 см., санузлы демонтированы, защитно-герметичес-

кие двери (ЗГД) демонтированы, освещения нет, ФВО демонтировано, име-

ются следы подтопления на полу).

Согласно ГОСТу Р22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуаци-

ях. Термины и определения основных понятий", утвержденному постановле-

нием Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 N 327, под защит-

ным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для

укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в ре-

зультате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объек-

тах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а

также от воздействия современных средств поражения.

В силу п.п. 2, 3 Приказа МЧС РФ от 21.07.2005 N 575 "Об утвержде-

нии Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской

обороны в мирное время" содержание защитных сооружений гражданской

обороны (ЗС ГО) в мирное время обязано обеспечить постоянную готов-

ность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в

установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия

для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время,

так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как

ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизо-

ляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования,

средств связи и оповещения ЗС ГО.

При содержании ЗС ГО в мирное время запрещается, в том числе, уст-

ройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение

герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; оштукатуривание

потолков и стен помещений.

Аналогичные нормы закреплены в п. 3.2.1 и 3.2.2 Правил.

Кроме того, в силу п. 3.2.11 данных Правил инженерно-техническое

оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готов-

ности к использованию по назначению.

Также, согласно п.3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в мирное

время во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и

герметические ворота и двери должны находится в открытом положении на

подставках и прикрываться съемными легкими экранами или щитами

(п.3.2.5 Правил), внутренняя отделка помещений ЗС ГО производится из

несгораемых или трудносгораемых материалов, а стены, потолки, перего-

родки окрашиваются преимущественно в светлые тона (п. 3.2.8), элементы

инженерных систем внутри ЗС ГО должны быть окрашены в разные цвета.

В соответствии с п.9 Порядка при использовании ЗС ГО в мирное

время необходимо: поддерживать температуру в помещениях в соответствии

с требованиями проекта; обеспечить защиту от атмосферных осадков и по-

верхностных вод входов и аварийных выходов; проводить окраску и ремонт

помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в соответствии с ус-

тановленными правилами; стены, потолки, перегородки окрашиваются преи-

мущественно в светлые тона, закрыть и опечатать герметические клапаны,

установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации

и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода; обеспечить в напор-

ных емкостях аварийного запаса питьевой воды проток воды с полным об-

меном ее в течение 2 суток; содержать аварийные безнапорные емкости

для питьевой воды в чистоте; закрыть и опечатать вспомогательные поме-

щения, а также санузлы, не используемые в хозяйственных целях; закон-

сервировать дизельные электростанции; обеспечить открываемые защит-

но-герметические и герметические ворота и двери подставками. Инженер-

но-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном сос-

тоянии и готовности к использованию по назначению (п. 3.2.11).

Помещения ЗС ГО должны быть сухими. Температура в этих помещениях

в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требо-

ваниями проекта (п. 3.2.7 Правил).

Использование ЗС ГО в нарушение указанных требований законода-

тельства является существенным нарушением действующего законодательст-

ва, влечет в совокупности к нарушению целостности и готовности объекта

к использованию в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с п. 4.2.5 Приказа N 583 устройство в ограждающих

конструкциях отверстий и проемов, не предусмотренных проектом, являет-

ся грубым нарушением защитных свойств сооружения.

На основании указанных правовых норм следует, что фактическое

состояние помещения ЗС ГО, которое указано в акте проверки от

24.06.2010 г., свидетельствует о нарушении защитных свойств сооруже-

ния.

Согласно п. 1.2, 2.2 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 "Об ут-

верждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооруже-

ний гражданской обороны" статус ЗС ГО как объекта ГО определяется на-

личием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирую-

щей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и

чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций поме-

щений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.

Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является пас-

порт сооружения, в котором указываются его основные технические харак-

теристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязатель-

ными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и

экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами

технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и

органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуа-

циям.

Согласно паспорта убежища помещение ГОУ ВПО <Уральский государс-

твенный горный университет> имеет специальный статус - защитное соору-

жение гражданской обороны - противорадиционное укрытие.

На основании указанного паспорта убежищу присвоен 5 класс защиты,

прочность 0,5 кг/ см 2.

Действующим законодательством не предусмотрено классификации за-

щитных сооружений гражданской обороны.

Однако отсутствие законодательно закрепленной классификации ЗС ГО

не может служит основанием для отсутствия нарушений норм и правил их

содержания.

В соответствии с паспортом убежища помещение ГОУ ВПО <Уральский

государственный горный университет>, расположенное по адресу: <адрес>-

<адрес>, <адрес>, является встроенным

убежищем 5 класса защиты. Указанное помещение находится в охранной зо-

не строящегося метрополитена.

ЕМУП <Метрополитен> не имеет отношения к ненадлежащему состоянию

данного убежища. Строительство ведет ООО <Метрострой>.

Документов, подтверждающих влияние строительных работ на деформа-

цию ЗС ГО, расположенного по адресу: <адрес>,

<адрес>/<адрес>, ГОУ ВПО <Уральский государственный горный уни-

верситет> не предоставлено.

По результатам проверки прокурором Ленинского района г. Екатерин-

бурга было вынесено постановление от 30.06.2010 г. о возбуждении в от-

ношении ГОУ ВПО <УГГУ> дела об административном правонарушении по ч. 2

ст. 7.24 КоАП РФ, выразившемся в использовании находящегося в феде-

ральной собственности объекта нежилого фонда с нарушением установлен-

ных норм и правил эксплуатации и содержания.

Однако наличие или отсутствие оснований для возбуждения админист-

ративного производства не имеет правового значения в данном споре.

В соответствии с пунктом 2 раздела II Порядка содержание за-

щитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспе-

чить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобес-

печения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооруже-

ний для безопасного пребывания в них укрываемых, как в военное время,

так и в условиях чрезвычайных ситуациях мирного времени.

Нарушения в использовании и содержании защитного сооружения граж-

данской обороны, выявленные прокуратурой Ленинского района г. Екате-

ринбурга в ходе проверки, подлежат обязательному устранению, поскольку

исключают возможность укрытия людей, в случае чрезвычайных ситуаций и

военного времени.

Соответственно, имеются правовые основания для возложения на от-

ветчика обязанности по устранению нарушений норм и правил эксплуатации

и содержания объекта нежилого фонда, находящегося в федеральной собс-

твенности - защитного сооружения гражданской обороны - убежища.

Однако учитывая предполагаемые значительные размеры расходов и

объемов технического осуществления работ, суд находит возможным уста-

новить длительный срок исполнения решения суда - до 01.01.2012 года,

согласовав порядок устранения с ГУ МЧС РФ по Свердловской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

суд

РЕШИЛ:

Обязать ГОУ ВПО <Уральский государственный университет>, исполь-

зуя защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу:

<адрес>, в срок до

ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушение герметизации защитного сооружения

гражданской обороны, установив открываемые герметические двери, обес-

печив их подставками и прикрыв съемными легкими экранами или щитами;

провести окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспе-

чения в соответствии с установленными правилами; восстановить электро-

освещение; осушить защитное сооружение; устранить проем размером

120x60 в стене защитного сооружения, согласовав порядок устранения с

ГУ МЧС РФ по Свердловской области.

Неявившийся ответчик вправе подать в суд, принявший заочное реше-

ние, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вру-

чения ей копии этого решения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский об-

ластной суд в течение 10 дней с даты изготовления решения в оконча-

тельном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение.

Председательствующий. Подпись.

Копия верна.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200