РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2011 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Савиновой О.Н.
при секретаре Васильевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Колташева ФИО4 к Военному комиссариату Свердловской области о перерасчете пенсии и выплате задолженности по недополученной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Колташев ФИО5 обратился в суд с иском к Военному комиссариату Свердловской области о перерасчете пенсии и взыскании недополученной пенсии с учетом индексации.
Истец просит произвести перерасчет пенсии и взыскать задолженность за период с мая 1995г. по декабрь 1998 г. в связи с увеличением МРОТ, с индексацией задолженности по сводному индексу потребительских цен по Свердловской области со дня образования задолженности по день вынесения решения суда.
В обоснование данных исковых требований указал, что является получателем пенсии в Военном комиссариате Свердловской области, ответчиком не произведен перерасчет пенсии за период с мая 1995 г. по декабрь 1998 г., хотя МРОТ неоднократно изменялся.
Ответчик иск не признал, указав, что правовых оснований для перерасчета пенсии истца в спорный период не имелось, поскольку в соответствии с подпунктом <б> пункта 14 постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 (в редакции, действовавшей до 1 июля 1996 года) при наличии оснований для пересмотра пенсий ранее назначенные пенсии пересчитывались по нормам, установленным законодательством, исходя из суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия. При этом сумма денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсии полностью, определялась исходя из размера минимальной оплаты труда, установленного законодательством по состоянию на день, с которого производился перерасчет пенсий.
Таким образом, рост МРОТ самостоятельным основанием для перерасчета пенсии не является.
Истец просит произвести перерасчет его пенсии за период (по расчетам) с мая 1995 г. по декабрь 1998 г., поскольку оклад по первичным воинским должностям, не мог быть меньше пяти минимальных размеров оплаты труда, а по воинским званиям не менее половины воинских должностных окладов.
Ответчик указанное исковое требование не признал, указав в своем отзыве, что правовых оснований для перерасчета пенсии истца в спорные периоды не имелось, поскольку согласно статье 12 Федерального закона № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 года, в состав денежного довольствия военнослужащих включается оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию, месячные и иные дополнительные выплаты (процентная надбавка за выслугу лет, надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы военной службы, премия за образцовое выполнение воинского долга и другие).
Оклад по воинскому званию истца не был меньше половины должностного оклада до 01.01.1999 г., а когда он стал меньше в период с 01.01.1999 г. до 30.06.1999 года, то по решению суда от 11.09.2009 г. данная задолженность взыскана и выплачена истцу.
Истец, его представитель просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя с учетом доводов, изложенных в отзыве.
Изучив материалы дела, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец является военным пенсионером с июля 1994 года, что подтверждаются представленным в материалах дела пенсионным удостоверением.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, осуществляется в соответствии с Федеральным Законом РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (введен в действие с 1.02.1993 г.) и Постановлением Правительства РФ № 941 от 22 сентября 1993года «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 с последующими изменениями и дополнениями "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Согласно статье 49 названного Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
Таким образом, положения ст.49 Закона устанавливают основания пересмотра пенсий.
Разрешая вопрос об обоснованности исковых требований в части необходимости производства перерасчета пенсии за период с мая 1995 г. по декабрь 1998г., в связи с изменением установленного законом минимального размера оплаты труда, суд полагает их необоснованными, исходя из следующего.
Статья 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в редакции, действовавшей до 1 июля 1996 г., на которую сослался суд в своем решении, предусматривала, что пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет. Для исчисления пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим.
Указанное денежное довольствие, не превышающее 10-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, учитывалось при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть - в размере 50 процентов.
Порядок определения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, установлен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.
Согласно пункту 8 указанного Постановления в редакции, действовавшей до 1 июля 1996 г., пенсии уволенным со службы военнослужащим исчислялись из суммы их денежного довольствия, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии и месячной стоимости продовольственного пайка, определяемой в порядке, предусмотренном пунктом 11 данного Постановления. При этом сумма денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, не превышающая 10-кратный минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством на день назначения или перерасчета им пенсии, учитывалась при исчислении пенсий полностью, а остальная ее часть - в размере 50 процентов.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в редакции, действовавшей до 1 июля 1996 г., если имелось основание для пересмотра, ранее назначенные пенсии пересчитывались по нормам, установленным законодательством, исходя из суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия. При этом, сумма денежного довольствия и месячной стоимости
продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсии полностью, определялась исходя из размера минимальной оплаты труда, установленного законодательством по состоянию на день, с которого производился перерасчет пенсий.
Таким образом, согласно приведенным выше положениям нормативных правовых актов, действовавшим до 1 июля 1996 г., увеличение минимального размера оплаты труда не являлось самостоятельным основанием для пересмотра пенсий, поскольку минимальный размер оплаты труда применялся исключительно для определения суммы денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий при их назначении или пересмотре.
Истец в своём заявлении ссылается на ранее действовавшее законодательство.
Согласно ст. 12 ранее действовавшего Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. N 4338-1 размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, надбавок и выплат определялись Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба. При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходивших военную службу по контракту, не могли быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могли быть менее половины воинских должностных окладов.
Размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации. При этом определенные границы установлены лишь для окладов по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, и окладам по воинским званиям. (Определение Верховного Суда РФ от 15.05.2001 N 5-Г01-55).
Как следует из материалов дела, пенсия истцу назначена исходя из воинского звания ст.прапорщика, что не относится к первичной воинской должности. Правительство Российской Федерации не устанавливало для офицерского состава оклады по воинским должностям, оклады по воинским званиям и дополнительные выплаты в тех размерах, о которых просит истец. Суд же не вправе определять размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат, это относится к компетенции Правительства Российской Федерации.
Кроме того, абзац 2 пункта 2 ст. 12 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" предусматривает определенные рамки для установления Правительством Российской Федерации размеров должностных окладов лишь военнослужащим в звании солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту. Следовательно, размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям (а также надбавок и других выплат) в отношении других военнослужащих Правительство Российской Федерации определяет в условиях, когда отсутствуют в Законе какие-либо границы для такого определения.
Согласно пункту "а" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 в редакции, действовавшей до 1 января 2008 г., пенсии подлежали пересмотру при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения.
Статьей 2 Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" от 24 октября 1991 г. N 1799-1, действовавшего до 1 января 2005 г., было установлено, что государственные пенсии являются самостоятельным объектом индексации, так же как и оплата труда работников предприятий, учреждений и организаций, при этом каждому самостоятельному объекту индексации установлен соответствующий источник средств для индексации (статья 8 данного Закона РСФСР).
Таким образом, индексация оплаты труда работников предприятий, учреждений и организаций не могла служить основанием для индексации государственных пенсий.
Вместе с тем статья 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 предусматривала, что индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д.).
Поскольку пенсии гражданам, уволенным с военной службы, пересматривались одновременно с увеличением (индексацией) окладов денежного содержания военнослужащих, состоящих на службе, которые увеличивались (индексировались) при повышении стоимости жизни и оплаты труда, то повторный пересмотр пенсий по одному и тому же основанию законодательством не предусмотрен.
Соответственно, правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Колташеву ФИО6 к Военному комиссариату Свердловской области о перерасчете пенсии и выплате задолженности по недополученной пенсии, отказать.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Свердловский областной суд с подачей жалобы через суд, вынесший решение, в течение десяти дней.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: