РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2011 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Савиновой О.Н.
при секретаре Васильевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Цюрюпа ФИО6 к Военному комиссариату Свердловской области о взыскании недополученной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Военному комиссариату Свердловской области о взыскании с ответчика задолженность по недополученной пенсии с индексацией задолженности по Сводному индексу потребительских цен по Свердловской области.
Цюрюпа П.П. за период с 01 февраля 1993 года по 30 ноября 2000 года, недополучили пенсию в размере <данные изъяты> руб.
В обоснование иска указал, что является пенсионером МО РФ, при выходе на пенсию имел выслугу более 25 лет.
Так, истец с 26.11.1957 г., с 28.08.1958 г. обучался в военном училище, окончил танковое училище в 1961 г., выслуга в ВВС составила 27 лет 7 мес. календарного стажа.
С учетом положений постановления Правительства РФ от 27.01.1993г. №65, с 01.01.1993г. для исчисления денежного содержания военнослужащих (за исключением военнослужащих срочной службы), установлены процентные надбавки за выслугу лет согласно приложению №8.
Исходя из выслуги более 25 лет истцу обязаны были начислять надбавку в размере 40%, однако, ему начислялась надбавка в размере 35%, считая, что пенсия начислялась неправомерно в меньшем размере, имела место ежемесячно недоплата процентной надбавки за выслугу лет в размере 5%, что и послужило поводом для обращения в суд с указанным иском.
Представитель ответчика иск не признал, сославшись на то обстоятельство, что требования истца не обоснованны, поскольку размер надбавки определялся с учетом положений приказа МО СССР N 0300 от 24.11.1989 г., согласно которому в выслугу лет, учитываемую при исчислении пенсии, не входила срочная служба и обучение в учебных заведениях, в связи с чем, выслуга лет истца составила менее 25 лет стажа, надбавка 35%.
В дальнейшем указали, что для установления надбавки, выслугу лет рассчитывали в соответствии с «Положением о денежном довольствии», утв. Приказом Министра обороны СССР №075 от 14.02.1978 г.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, материалы личного пенсионного дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из представленных сторонами доказательств, истец является пенсионером МО РФ.
Согласно приказу, расчёту стажа, выписок из послужного списка, у истца имеется стаж более 25 лет, за что ему установлена процентная надбавка 35% за выслугу лет.
Пенсия выплачивается военным комиссариатом в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в последующей редакции.
Постановлением Правительства РФ от 27.01.1993 г. № 65, с 01.01.1993 г. для исчисления денежного содержания военнослужащих (за исключением военнослужащих срочной службы), установлены процентные надбавки за выслугу лет согласно Приложению № 8.
Так, в Приложении № 8 к указанному постановлению определено, что размер процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим (кроме военнослужащих срочной службы), лицам рядового и начальствующего состава Министерства обороны при выслуге лет от 15 до 20 лет составляет 30%, от 20 до 25 лет - 35%, от 25 и более – 40%.
Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела, при выходе на пенсию истец имел выслугу более 25 лет.
Поскольку, выслуга на момент увольнения с военной службы составила более 25 лет, истец полагает, что ответчик ему был обязан начислять надбавку в размере 40%, чего сделано не было, при расчете пенсии ответчик необоснованно включил в ее состав процентную надбавку за выслугу лет в размере 35%.
Ответчик полагает, что служба по призыву и обучение в военно-учебном заведении не подлежала учету при определении выслуги лет.
Ссылаясь на то, что в период увольнения истца действовало «Положение о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-морского флота», утвержденное приказом Министра обороны СССР №075, 1978 г., в соответствии с которым выслугу лет для надбавки засчитывались периоды службы со дня подписания приказа о присвоении офицерского звания.
В спорный же период иного порядка исчисления стажа не устанавливалось, поэтому надбавка истцу рассчитывалась за минусом службы по призыву и обучения в образовательном военном заведении.
С доводами ответчика суд согласиться не может, учитывая следующее.
Согласно ст.1, ст.12 Закона РФ от 22.01.1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих» (в ред. Закона РФ № 4338-1 от 22.01.1993 г. вступившего в законную силу с 01.02.1993 г.), действующего в период возникновения спорных отношений, к военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты военных училищ, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту и по призыву.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ», с 01.02.1993 г. в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее - военнослужащие)..., засчитывается военная служба (в том числе по призыву) в ВС, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках.
С 01.01.2002 с введением в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утратили силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые на его основе подзаконные акты; ст. 11 нового Закона устанавливает исчерпывающий перечень периодов, засчитываемых в страховой стаж, период обучения в высших учебных заведениях в него не входит.
Положения части первой ст. 6, части четвертой ст. 15, части первой ст. 17, ст. 18, 19, части первой ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Период обучения истца в учебных заведениях относится к периоду деятельности до 01.01.2002, то есть до установления нового правового регулирования назначения пенсионных выплат Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Конституционный Суд Российской Федерации признал Постановлением от 29.01.2004 N 2-П п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не противоречащим Конституции Российской Федерации в той части, в какой он исключает из общего трудового стажа некоторые периоды общественно полезной деятельности (в том числе периоды обучения в высших учебных заведениях), включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, поскольку эта норма действует во взаимосвязи с иными нормами нового Закона, предусматривающими новые механизмы увеличения размера трудовой пенсии, в результате которых минимальный уровень пенсионного обеспечения превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии.
Вместе с тем, настоящий спор связан с надбавкой за выслугу лет на основании ст. 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В связи с исключением ответчиком из общего трудового стажа истца периодов, имевших место до 01.01.2002, на основании Федерального закона, вступившего в силу с 01.01.2002, при большей продолжительности совокупного стажа военной службы, чем требует п. "б" ст. 13 названного Закона он лишается повышенных процентных надбавок за выслугу лет.
Между тем, стаж рассчитан истцу при увольнении с военной службы уполномоченным на то лицом, о чём составлен официальный документ – приказ, где выслуга у истца составляет более 25 лет.
Поэтому в данном случае применима правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П и Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 20.12.2005 N 25 в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, согласно которой ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В период обучения истца в высшем учебном заведении, действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, в соответствии с п. 109 которого, кроме работы в качестве рабочего или служащего, в общий трудовой стаж работы засчитывается также всякая деятельность, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (подп. "а"), а также обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях, партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках, пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре (подп. "и").
При исчислении выслуги лет, дающей право на получение процентной надбавки за выслугу лет, в период с 01.02.1993 г. и до 30.11.2000 г., ответчику следовало руководствоваться Постановлением Правительства РФ №65 от 27.01.1993 г., предусматривающим размеры процентных надбавок за выслугу лет от оклада по званию и должности.
В соответствии со ст. 43 ФЗ РФ № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, пересмотр пенсий, надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий производится одновременно с увеличением денежного довольствия военнослужащих.
Для исчисления пенсии в денежное довольствие включается должностной оклад, оклад по воинскому званию, месячная стоимость продовольственного пайка и надбавка за выслугу лет.
Также п."б" ст. 49 вышеуказанного Закона устанавливает, что пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, исходя из уровня увеличения учитываемого исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2000г. №524 «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей», вступившим в силу с 05.08.2000г., абзац 4 п.1 Постановления Правительства РФ от 27.01.1993г., устанавливающий размеры процентных надбавок за выслугу лет (Приложение №8) отменен, утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим и членам их семей, которыми, соответственно, установлены ежемесячные процентные надбавки за выслугу лет к окладам денежного содержания при выслуге, в том числе, от 15 до 20 лет - 50 процентов; от 20 до 22 лет - 55 процентов, 22-25 – 65 процентов, от 25 лет и более 70 процентов.
Как видно из материалов дела, с 01 декабря 2000 года на основании Постановления правительства от 14.09.2000 г. №680 о повышении месячных окладов военнослужащим, была увеличена процентная надбавка истцу за выслугу лет, таким образом, ответчик принял к расчету выслугу истца.
Таким образом, поскольку на момент выхода на пенсию истец имел выслугу более 25 лет, пенсия подлежала расчету с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 40%.
В судебном заседании установлено, что истцу за период с 01 февраля 1993 года по 30 ноября 2000 года, учитывалась процентная надбавка в размере 35 %, в результате чего им недополучена пенсия в сумме <данные изъяты> руб.
Размер установленной процентной надбавки, представителями ответчика в судебном заседании, не оспаривался.
Следовательно, по мнению суда, истцу неправомерно начислялась пенсия в меньшем размере, т.к. имела место недоплата за выслугу лет в размере 5% ежемесячно.
Доводы представителя ответчика о том, что истец не имел права на большую процентную надбавку, чем ему выплачивалась до 2000 года, поскольку в период их увольнения на пенсию действовало «Положение о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-морского флота», утвержденное приказом Министра обороны СССР №075, 1978 г., в соответствии с которым в выслугу лет для надбавки засчитывались периоды службы со дня подписания приказа о присвоении офицерского звания, и иного порядка исчисления стажа не устанавливалось, суд находит не состоятельными, по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании при изучении пенсионного дела, представленного ответчиком, копии материалов которых судом приобщены к настоящему делу, при увольнении истца с военной службы, выслуга лет рассчитывалась в соответствии с действующим на тот момент «Положением …», и была отражена в приказах Министерства обороны. При установлении пенсии, что нашло отражение в материалах пенсионного дела, указанная выслуга подтверждена расчётами, выполненными на специальных бланках, подписанными уполномоченными на то лицами, подписи которых заверены печатью.
Отсутствие каких-либо других официальных документов о расчёте выслуги только подтверждает правильность расчётов.
Между тем, к исковому заявлению приложены расчёты размера пенсии, применяемые военкоматом, где указана надбавка к пенсии за выслугу лет, в меньшем размере, чем должна быть установлена, и военкоматом указанные размеры надбавок не оспариваются.
Поскольку, ответчиками, в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств иного исчисления выслуги лет истцам, в судебное заседание не представлено, в материалах пенсионных дел отсутствуют какие-либо расчёты об установлении меньшей выслуги, суд считает, что надбавка должна была устанавливаться исходя из официальных документов о зачёте выслуги.
Истцом заявлено требование о взыскании задолженности с ее индексацией, поскольку выплата пенсии в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, причинила имущественный вред.
Суд полагает, что с целью защиты нарушенного права сумма задолженности подлежит индексации в связи с обесцениванием денежных средств в результате инфляции по сводному индексу потребительских цен по Свердловской области в соответствии со ст.ст. 15, 1064 и 1069 ГК РФ и п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
Индексации подлежит сумма недоплаты по день подачи иска в суд, по расчету истца.
Таким образом, за период с 01 февраля 1993 года по 30 ноября 2000 года не выплачена пенсия в сумме <данные изъяты> руб., убытки с учетом индекса потребительских цен составляют <данные изъяты> руб.
Представители ответчика, возражая против удовлетворения иска вообще, не оспаривали, при этом, сумму задолженности по пенсии и её индексацию, предложенный истцом расчет, суд считает правильным, поскольку доказательств иного суду ответчиком не предоставлено.
Следовательно, у суда имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований в размере заявленных истцами сумм.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Военного комиссариата Свердловской области в пользу Цюрюпы ФИО7 задолженность по недополученной пенсии за период с 01 февраля 1993 года по 30 ноября 2000 года в сумме <данные изъяты> руб., убытки с учетом индекса потребительских цен составляют <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: