Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
21 марта 2011 года. Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Юртайкине В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рахматуллин И.Г. к администрации Верх-Исетского района г.Екатеринбурга о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в принятии на учет и обязывании предоставления жилого помещения на условиях социального найма,
у с т а н о в и л:
Первоначально Рахматуллин И.Г. обратились в суд с иском к администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга и администрации г.Екатеринбурга о признании незаконным отказа во включении истца в списки нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма и обязывании ответчиков предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры.
В обоснование данных требований Рахматуллин И.Г. указал, что <данные изъяты> состоит в очереди на получение жилого помещения по месту службы с 2003 года, ранее он был обеспечен служебным жильем, но в настоящее время имеется судебное решение о его выселении из указанного жилья. С учетом этого истец обратился к ответчикам о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье, но в октябре 2010 года получил отказ из администрации Верх-Исетского района г.Екатеринбурга и администрации г.Екатеринбурга по причине непризнания истца малоимущим. Такой отказ в постановке на учет истец считает неправомерным, в связи с чем по основаниям ст.ст.1,2,4-5,10-11 ЖК РФ просит признать его незаконным и обязать ответчиков предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по установленным нормам в виде <данные изъяты>.
В судебное заседание истец Рахматуллин И.Г. не явился, о дате и времени слушания дела извещался судом надлежащим образом и в срок, в письменном заявлении в суд ходатайствовал о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие, с участием его представителя.
В судебном заседании представитель истца, действующий на основании надлежащей доверенности, доводы искового заявления поддержал в полном объеме, а также уточнил заявленные ранее требования и просил признать недействительным только письменный отказ администрации Верх-Исетского района г.Екатеринбурга, а от аналогичного требования в отношении администрации г.Екатеринбурга отказался, в связи с чем судом в этой части было вынесено определение о прекращении производства по делу. Кроме того, указанный представитель суду пояснил, что в соответствии со ст.30 Закона РФ «О милиции» истец является нуждающимся, с 2003 года он состоит на учете по месту службы на получение жилья, кроме того, как участковый инспектор он должен был быть обеспечен жильем по истечении 6 месяцев со дня назначения на должность участкового.
Представители администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга и администрации г.Екатеринбурга, в судебном заседании против заявленных требований возражали, пояснив суду, что истцом Рахматуллиным И.Г. не был предоставлен полный комплект документов для постановки на учет и в частности сведения о его регистрации на территории Верх-Исетского района. Кроме того, на основании представленных истцом сведений о его доходах, Рахматуллин И.Г. не был признан малоимущим в соответствии с Законом Свердловской области №96-ОЗ от 22.07.2005г. Кроме того, ст. 30 Закона РФ «О милиции» не возлагает исключительно на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилья сотрудникам милиции, в том числе участковым инспекторам, а также не содержит указания на то, что предоставление жилого помещения должно производится только на условиях социального найма. Поскольку истец не признан в установленном порядке малоимущим и нуждающимся в жилье, на учете в администрации района не состоит, то соответственно оснований для удовлетворения иска не имеется. В настоящее время Закон РФ «О милиции» отменен, в связи с чем участковые инспекторы обеспечиваются только служебным жильем.
Представитель УВД по МО «Город Екатеринбург», являющейся также представителем МВД РФ, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на иск ходатайствовал о рассмотрении данного дела в его отсутствие, пояснив суду, что истец проходит <данные изъяты>. В списках нуждающихся в получении жилья в УВД Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга и УВД по МО «Город Екатеринбург» истец не состоял и не состоит. С учетом этого предоставление жилых помещений на условиях договора социального найма с 01 марта 2005 года осуществляется в порядке, установленном в ст.ст.49,51-52,57 ЖК РФ, т. е. в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Более того, в настоящее время действует новый ФЗ РФ «О полиции», в соответствии с которым участковые инспекторы вне очереди обеспечиваются только служебным жильем.
Представитель Минфина Свердловской области, привлеченный к участию в деле в качестве 3-го лица, в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещался судом надлежащим образом и в срок, ходатайствовал о рассмотрении настоящего дела в отсутствие их представителя, а также в письменном отзыве в суд указал, что требования истца не могут быть удовлетворены за счет бюджета Свердловской области либо Российской Федерации, а в случае предоставления истцам жилого помещения на условиях социального найма - такая обязанность должна быть возложена на администрацию г.Екатеринбурга, как собственника муниципального жилья.
Представитель ТУ Росимущества в Свердловской области в судебном заседании пояснил, что данный орган не является надлежащей стороной по делу, поскольку к вопросам обеспечения жилья сотрудников милиции отношения не имеет.
Представитель Минфина РФ в судебном заседании против удовлетворения иска также возражал, пояснив суду, что указанный орган является ненадлежащим участником процесса по данному спору, поскольку жилое помещение участковым инспекторам, в соответствии с ст.30 Закона РФ «О милиции» предоставляется органами местного самоуправления, органами исполнительной власти и организациями. Минфин РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти, несет ответственность по своим обязательствам, возникающим в рамках его полномочий. Ни функциями, ни полномочиями Минфина РФ не предусмотрено предоставление жилых помещений участковым уполномоченным милиции. Более того, действующим законодательством не предусмотрено предоставление участковым уполномоченным жилого помещения во внеочередном порядке на условиях социального найма, в связи с чем заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.
Представитель Правительства Свердловской области в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, пояснив суду, что поскольку льгота по предоставлению жилья сотрудникам милиции предусмотрена федеральным законодательством, то до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно осуществляться из федерального бюджета.
Представители ГУВД по Свердловской области, МВД РФ, ФАУФИ РФ, а также Рахматуллина А.И. и Рахматуллина Л.В., привлеченные к участию в деле в качестве 3-х лиц, в судебном заседании не явились, о причинах неявки не сообщили и не просили об отложении слушания дела.
Представитель УСЗН по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга, в судебное заседание также не вился, в письменном заявлении в суд ходатайствовал о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие.
Учитывая данные обстоятельства, мнение сторон, явившихся в судебное заседание, суд признал возможным рассмотреть настоящее дело при установленной явке.
Заслушав пояснения представителя истца, возражения представителей ответчиков, 3-х лиц, изучив материалы дела и оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд отказывает истцу в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.54-258ыа об отказе в постановке на учет для получения жилого помещения - отказать.енинского района г.Екатеринбурга от 11 января
Как следует из Распоряжения администрации Верх-Исетского района №803-р от 13.10.2010г. истцу Рахматуллину И.Г. было отказано в принятии на учет в качестве малоимущего и нуждающегося в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в связи с непредоставлением документов, а именно справки с места жительства истца, а также представленные Рахматуллиным И.Г. документы не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилье, поскольку он не признается малоимущим.
Проверив указанные истцом доводы, заявленные в обоснование иска и возражения ответчиков, суд не находит оснований для удовлетворения требований Рахматуллина И.Г. по следующим основаниям.
В соответствии со ст.29,30-31 ЖК РСФСР, действующими до 01 марта 2005 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, в том числе проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, не имеющие другой жилой площади. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением органа местного самоуправления, а по месту работы –совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию – также и по месту жительства.
В соответствии со вступившим в действие с 01 марта 2005 года новым ЖК РФ (ст.49), предоставление жилого помещения по договору социального найма производится из государственного или муниципального жилищного фонда гражданам, являющимся малоимущими и признанными по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Таким образом, из указанных положений жилищного законодательства, как действующего до 01 марта 2005 года, так и вступившего в действие с 01 марта 2005г., следует, что жилые помещения из муниципального жилищного фонда предоставляются определенным категориям граждан, состоящим на учете в органе местного самоуправления и в установленном порядке признанным нуждающимися в жилье, а с 2005 года – также признанными малоимущими в соответствии с требованиями закона субъекта РФ. Кроме того, для получения жилого помещения из муниципального жилищного фонда гражданин должен обратиться в орган местного самоуправления с письменным заявлением о постановки на такой учет и предоставить комплект документов, подтверждающих его нуждаемость в жилье.
Судом было установлено и подтверждается письменными материалами дела, что истец <данные изъяты> Судом также установлено и подтверждается письменными доказательствами, что истец состоит по месту службы в очереди нуждающихся в жилье с 2003 года, а в органе местного самоуправления в соответствующей очереди нуждающихся в жилье не состоит. Какого-либо жилья на праве собственности либо по договору социального найма – не имеет.
Согласно ст.2 Закона Свердловской области №97-ОЗ от 22.07.2005г. «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области», ведение учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение этого учета.
В соответствии со ст.3 указанного Закона Свердловской области, заявления о принятии на учет подаются гражданами в осуществляющие ведение учета малоимущих граждан органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых проживают соответствующие граждане.
В соответствии со ст.5 указанного Закона, к заявлениям о принятии на учет прилагаются следующие документы:
- копия паспорта или иного документа лица, подающего заявление и всех членов семьи;
- справка с места жительства или с места пребывания;
- документы, необходимые для определения размера дохода семьи и стоимости принадлежащего им имущества;
Согласно п.7,8 ст.3 указанного Закона, по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и документов, прилагаемых к заявлениям о принятии на учет, органами местного самоуправления принимается одно из следующих решений: 1) о принятии малоимущих граждан и совместно проживающих с ними членов семьи на учет в качестве нуждающихся в жилье; 2) об отказе в принятии на такой учет. В решении об отказе в принятии гражданина на учет должны содержаться основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные федеральным законом.
Как следует из Распоряжения администрации Верх-Исетского района г.Екатеринбурга №803-р от 13.10.2010г. Рахматуллину И.Г. было отказано в принятии на учет малоимущих граждан, в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в связи с непредоставлением справки о регистрации по месту жительства, а также не признании его малоимущим.
В соответствии со ст.5 Закона Свердловской области №96-ОЗ от 22.07.2005г. органы местного самоуправления муниципальных образований, осуществляющие ведение учета граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, для определения имущественного положения одиноко проживающих граждан в целях признания их малоимущими производят соответствующий расчет. В случае, если значение величины, полученной в результате вычислений, будет меньше нуля, одиноко проживающий гражданин признается органом местного самоуправления малоимущим.
Однако, как следует из заключения, составленного отделом экономики администрации Верх-Исетского района г.Екатеринбурга, значение величины, полученной в результате вычислений, получилось значительно выше нуля <данные изъяты>
Указанный расчет стороной истца не оспаривался и более того, полученные истцом суммы дохода за последние 3 года подтверждаются соответствующими письменными доказательствами.
С учетом таких обстоятельств суд соглашается с выводами администрации Верх-Исетского района г.Екатеринбурга о том, что истцом Рахматуллиным И.Г. не предоставлен полный комплект документов, указанный в Законе Свердловской области №97-ОЗ, а также что истец не является малоимущим в свете требований Закона Свердловской области №96-ОЗ, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для признания Распоряжения администрации Верх-Исетского района г.Екатеринбурга № 803-р от 13.10.2010г. – незаконным и обязывании ответчиков предоставить истцу жилое помещение в виде <данные изъяты> на условиях социального найма, как одиноко проживающему лицу.
Иных требований, равно как и иных оснований по заявленным требованиям на рассмотрение суда не предъявлено.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Рахматуллин И.Г. к администрации Верх-Исетского района г.Екатеринбурга, администрации г.Екатеринбурга о признании недействительным отказа администрации Верх-Исетского района г.Екатеринбурга №803-р от 13.10.2010г. в принятии на учет в качестве малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма и обязывании предоставления жилого помещения в виде однокомнатной квартиры по договору социального найма – отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Судья: (Лимонова Л.Ф.)