Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
24 марта 2011 года. Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Юртайкине В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Чкаловского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах Коваленко В.Ю. к администрации г.Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области об обязывании приобретения жилого помещения и предоставлении его на условиях социального найма,
у с т а н о в и л:
Первоначально прокурор Чкаловского района г.Екатеринбурга, по основаниям ст. 45 ГПК РФ выступающий в защиту интересов Коваленко В.Ю., обратился в суд к указанным ответчикам об обязывании Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, как главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение не менее нормы предоставления в срок до 31 декабря 2011 года, распределении жилого помещения Коваленко В.Ю., безвозмездной передаче его в муниципальную собственность и обязывании администрации г.Екатеринбурга предоставить его истцу, как ребенку-сироте, на условиях договора социального найма.
В обоснование своего иска прокурор указал, что истец <данные изъяты>. При направлении ребенка в детское государственное учреждение какое-либо жилое помещение за ним не закреплялось. По окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ Коваленко В.Ю. администрацией Чкаловского района г.Екатеринбурга предоставлено койко-место в общежитии и на момент рассмотрения дела истец проживает в <адрес>. Постановлением Главы администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга от 28.09.2005 г. Коваленко В.Ю. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке, однако на момент обращения с иском в суд жилое помещение Коваленко В.Ю. не предоставлено, другого жилья на праве собственности или по договору социального найма он не имеет. В соответствии со ст.57 ЖК РФ и ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение истцу должно предоставляться вне очереди после достижения им 18 лет. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009г. с 01.01.2010г. функция главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жильем сирот возложена на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Поэтому данное Министерство должно приобрести для истца жилое помещение и передать его администрации г.Екатеринбурга для последующего распределения и предоставления Коваленко В.Ю. на условиях социального найма.
В ходе производства по настоящему гражданскому делу прокурор уточнил заявленные исковые требования, заявив о понуждении Министерства строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления в виде отдельного жилого помещения и передаче его в муниципальную собственность, а также о понуждении администрации г.Екатеринбурга предоставить истцу жилое помещение с последующим заключением договора социального найма. Данные требования также были заявлены и к администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга.
В судебном заседании прокурор поддержала исковые требовании в объеме представленного уточненного искового заявления, указав, что обращение в суд с иском преследует своей целью защиту прав истца на предоставление жилого помещения, которое прямо закреплено законом. Прокурор просила предоставить истцу жилое помещение общей площадью не менее 16 кв.м.
В судебном заседании истец Коваленко В.Ю. поддержал заявленные исковые требования по предмету и основаниям, указав, что он зарегистрирован в общежитии на основании распоряжения Главы администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга.
В судебном заседании представитель третьего лица УСЗН по Чкаловскому району г.Екатеринбурга возражения против удовлетворения заявленного иска не высказал.
Представители администрации г.Екатеринбурга, Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга, Правительства Свердловской области, в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещались судом надлежащим образом и в срок.
От Министерства строительства и архитектуры Свердловской области поступил отзыв, в котором указано, что Министерство является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. № 1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма 2 «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Данная программа содержит план поэтапного обеспечения жильем данной категории граждан с 2011 г. по 2015 г., а ее реализация позволит приобретать не менее 400 жилых помещений ежегодно. Координатором программы является Министерство социальной защиты населения Свердловской области, а заказчиком-исполнителем Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, являющееся главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. В настоящее время на согласовании находится проект постановления Правительства Свердловской области об утверждении порядка обеспечения в 2011 году жилыми помещениями названной категории лиц. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которым производится финансирование расходов по строительству и приобретению жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, в 2011 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которым направляется адресный список жилых помещений, после чего осуществляется предоставление жилых помещений. Поэтому, ответчик просит отказать в удовлетворении иска, так как обеспечение жильем Коваленко В.Ю. при условии постановки ее на учет в администрации муниципального образования, будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренных программой денежных средств. Представитель ответчика просит рассмотреть дело в его отсутствие.
От Правительства Свердловской области поступил отзыв, в котором указано, что согласно Федеральному Закону РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для указанной категории лиц относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Правительство Свердловской области обеспечивает составление проекта областного бюджета, где бюджетные ассигнования на обеспечение данной категории граждан предусмотрены и на 2011 г., представляет в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год, а также принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты. Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 г. № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» полномочия по обеспечению детей-сирот жильем возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которому бюджетных ассигнований на 2011 г. предусмотрено <данные изъяты>. Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП утвержден порядок обеспечения жильем указанной категории лиц, которым определено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления. По указанным основаниям для установления права на обеспечение жилым помещением необходимо установить факт наличия данного социального статуса и отсутствие закрепленного жилого помещения. Кроме этого, установление срока предоставления жилого помещения противоречит требованиям закона, в том числе ст. 206 ГПК РФ.
С учетом таких обстоятельств и мнения явившихся в судебное заседание сторон суд считает возможным рассмотреть данное дело при установленной явке.
Заслушав пояснения истца Коваленко В.Ю., прокурора, представителей администрации г.Екатеринбурга, администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга, УСЗН по Чкаловскому району г.Екатеринбурга, изучив материалы дела и также оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд удовлетворяет исковые требования прокурора по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, федеральное законодательство, прямо гарантирует право указанных категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.
Судом установлено, что истец <данные изъяты>
Постановлением Главы администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга от 28.09.2005 г. № 524 Коваленко В.Ю. включен во внеочередной список на бесплатное предоставление жилья по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде социального использования детей, оставшихся без попечения родителей.
На момент рассмотрения дела Коваленко В.Ю. зарегистрирован по адресу <адрес> на основании распоряжения и.о.главы администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга о предоставлении койко-место в муниципальном общежитии.
Отсутствие у истца какого либо жилья на условиях договора социального найма не оспаривается представителями администрации г.Екатеринбурга и администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга, а отсутствие у него жилья на праве собственности подтверждается письменным ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области и ЕМУП БТИ г.Екатеринбурга.
Все вышеназванные доказательства ответчиками не оспорены, отвечают требованиям относимости и допустимости, не противоречивы, взаимно дополняют друг друга и в своей совокупности позволяют суду признать наличие у истца права на получение жилого помещения во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области №84-ПП от 08.02.2011г., утвердившим Порядком обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц за счет средств областного бюджета указано Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Согласно п.п.8,9 указанного Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской социального использования и после распределения их детям –сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Учитывая, что истец имеет право на получение жилья во внеочередном порядке, суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность передать благоустроенное жилое помещение в виде квартиры в собственность МО г.Екатеринбург для последующего предоставления указанного жилья Коваленко В.Ю. на условиях договора социального найма.
С учетом этого обязанность по предоставлению жилого помещения и заключению договора социального найма суд возлагает на администрацию г.Екатеринбурга, поскольку согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 20.04.2010г. именно орган местного самоуправления заключает договор социального найма с гражданином.
Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу на условиях социального найма, суд принимает во внимание положения ч.5,6 ст.57 ЖК РФ, Постановление Главы г.Екатеринбурга №824 от 31.08.2005г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», в связи с чем обязывает администрацию г.Екатеринбурга предоставить истцу благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> расположенное в пределах г.Екатеринбурга и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Иных требований, равно как и иных оснований по заявленному требованию, на рассмотрение суда не заявлено.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Чкаловского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах Коваленко В.Ю. удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области за счет средств субъекта Российской Федерации – Свердловской области – передать в собственность МО «Город Екатеринбург» благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> соответствующее санитарным и техническим требованиям для предоставления Коваленко В.Ю..
Обязать администрацию г. Екатеринбурга предоставить Коваленко В.Ю. на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты>, отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в пределах г.Екатеринбурга.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Судья: (Лимонова Л.Ф.)