Мотивированное решение изготовлено 08.04.2011г.
Дело № 2-1685/11(7)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«22» марта 2011 года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой С.Н.
при секретаре Швецовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Управляющая компания «Стандарт» об обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ЗАО «Управляющая компания «Стандарт», в обоснование которого указал, что прокуратурой Ленинского района совместно со специалистом СОГУ «Центр экологического мониторинга и контроля» проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в деятельности ЗАО «УК «Стандарт». Проверкой установлено, что основными видами деятельности ЗАО «УК «Стандарт» является: прием, эксплуатация, техническое содержание и обслуживание зданий, строений, сооружений, помещений, жилищного фонда, инженерной инфраструктуры и других объектов, оказание коммунальных и прочих целевых услуг: теплоснабжение, централизованное отопление, горячее водоснабжение, вентиляция, внутренний водопровод и канализация, внутреннее устройство газоснабжения, мусоропроводы, внутридомовое электроснабжение, электро-, радио- телеоборудование, лифты; проведение текущих, капитальных и других видов ремонта, а также реконструкции и технического перевооружения и др. ЗАО «УК «Стандарт» является организацией, деятельность которой связана с образованием отходов и необходимостью их последующего размещения, или переработки, или уничтожения, то есть источником воздействия на окружающую среду обитания и здоровья человека, оказывает негативное воздействие в результате выбросов загрязняющих веществ, размещения отходов производства и потребления, и соответственно, должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. В нарушение Постановления Правительства Российской Федерации № 632, Постановления Правительства Российской Федерации № 344 от 12.06.2003 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» ответчиком не представлено в МТУ Ростехнадзора по УрФО исходные данные о природопользовании, не составлен и не представлен в установленном порядке расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Плата за негативное воздействие на окружающую среду используется на реализацию программ в области охраны окружающей среды, перечисляется в бюджеты субъекта РФ и бюджеты муниципальных районов и городских округов. Просит: Обязать ЗАО «УК «Стандарт» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с действующим законодательством за 2009г., 1, 2, 3 кварталы 2010 г., произвести платеж согласно произведенному и согласованному с МТУ Ростехнадзора УрФО расчету в бюджет.
В ходе рассмотрения дела, прокурор исковые требования поддержал в части требований об обязании произвести платеж и расчет за 2009 года, так как за 2010 г. ответчиком требования исполнены в добровольном порядке.
Представитель ответчика ЗАО «УК «Стандарт» Лупанова А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что требования исполняются в добровольном порядке, в кратчайшие сроки будет выполнен расчет и платеж за 2009 год, поэтому оснований для удовлетворения иска не имеется.
Суд, выслушав пояснения сторон и их представителей, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с представленными документами, ЗАО «УК «Стандарт» является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно акту СОГУ «Центр экологического мониторинга и контроля», справки ЗАО «УК «Стандарт» на предприятии образуются 13 наименований отходов, из них: 1 класс опасности - 1 вид отходов (ртутные лампы), 2 класс опасности - 1 вид отходов, 3 класс опасности - 4 вида отходов, 4 класс опасности - 6 видов отходов, 5 класс - 3 вида отходов.
Кроме того, согласно справке ЗАО «УК «Стандарт», предприятие имеет на балансе 9 единиц транспортных средств, которые также оказывают негативное воздействии на окружающую среду.
На момент проведения проверки установлено, что на предприятии отсутствуют расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 г., 1-3 кварталы 2010 г.
На момент рассмотрения дела, ответчик произвел расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 г., а также произвел оплату за негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждено платежными поручениями и представленными расчетами.
Однако до настоящего времени расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 г. ответчиком не произведен.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно преамбуле, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 г. № 7-ФЗ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 г. № 7-ФЗ закреплены областные принципы охраны окружающей среды одним из которых является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, а также ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 г. № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды. Негативное воздействие на окружающую среду - это ведение хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Качество окружающей среды - это состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью (ст. 1 указанного закона).
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие такого рода негативное воздействие. Обязанность внесения платы за загрязнение окружающей среды возникает по факту загрязнения независимо от вины причинителя вреда.
Плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается правительством Российской Федерации.
Так, порядок определения платы и ее предельных размеров утвержден Постановлением Правительства РФ «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» от 28.08.1992 г. № 632.
Нормативно-правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401.
Сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду также установлены Приказом от 08.06.2006 г. № 557 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Пунктом 1 Приказа установлено, что уплата платы производится не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается квартал.
В установленные действующим законодательством сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год ЗАО «УК «Стандарт» в бюджет не внесло.
В соответствии со ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ 20 процентов от платы за негативное воздействие на окружающую среду отчисляются в Федеральный бюджет РФ, 40 процентов - в бюджет субъекта РФ, 40 процентов - в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду используется на реализацию программ в области охраны окружающей среды.
Невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду нарушает порядок формирования и использования бюджетов трех уровней - Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования «город Екатеринбург». В частности, указанные средства не могут быть использованы на финансирование экологических программ и мероприятий, обеспечение экологической безопасности государства. При этом неизбежно нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
На момент рассмотрения дела, требования законодательства ответчиком исполнены, но не в полном объеме, платеж за 2009 г. не осуществлен.
При таких обстоятельствах, требования прокурора, с учетом их уточнения в устной форме, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Закрытое акционерное общество «Управляющая компания «Стандарт» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с действующим законодательством на 2009 год, произвести платеж согласно произведенному и согласованному с МТУ Ростехнадзора по УрФО расчету в бюджет.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья: Подпись
Копия верна
Судья
Секретарь