РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2011 года г. Екатеринбург
Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Бурматовой Г.Г.,
при секретаре Малярик А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мухаметовой Т.А. к администрации города Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации Чкаловского района города Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Мухаметова Т.А. обратилась в суд с иском к администрации города Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации Чкаловского района города Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование требований указала, что она относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, после ее рождения ее мать отказалась от нее, а в отношении других детей лишена родительских прав. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Мухаметова Т.А. воспитывалась в Екатеринбургском детском доме – интернате для умственно отсталых детей на полном государственном обеспечении. В возрасте 23 года ее выписали из интерната для дальнейшего воспитания в семью в п. Бобровский Сысерсткого района Свердловской области, однако никакой семьи у истицы на тот не имелось, поскольку ее мать умерла, отца она не знала, а указанному адресу жила ее старшая сестра, а жилой дом принадлежит ее мужу. При этом согласие органов опеки и попечительства не было получено. Полагает, что указанными действиями нарушены ее права на обеспечение жилого помещения. О том, что ей должны были предоставить жилое помещение в период до 23 лет, ей стало известно только после консультации Уполномоченного по правам человека в Свердловской области в 2010 года, однако при обращении в администрацию Чкаловского района и Администрацию города Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения ей было отказано.
В судебном заседании истец и ее представитель поддержала требования в полном объеме по предмету и основаниям. Кроме того, истец дополнительно пояснила, что на протяжении 8 лет проживает в городе Екатеринбурге, снимает жилье, однако в настоящее время после установления второй группы инвалидности, она не может устроиться на работу, на оплату жилого помещения затрачивается значительная часть пенсии.
Представитель администрации города Екатеринбурга с требованиями не согласилась, пояснив, что истец в настоящее время не относится к лицам, имеющим право на обеспечение жильем в соответствии с требованиями Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» поскольку достигла возраста 31 год. Доказательств незаконности действий администрации Чкаловского района либо Екатеринбургского детского дома – интерната для умственно отсталых детей не представлено.
Представитель администрации Чкаловского района города Екатеринбурга поддержал возражения представителя администрации города Екатеринбурга пояснив, что истице отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что она по возрасту не относится к детям-сиротам, имеющим право на обеспечение жильем.
Представители Правительства Свердловской области, Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания были извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили, судебное разбирательство не просили отложить. Учитывая мнения участников судебного разбирательства. Суд определили рассмотреть дело при установленной явке.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа и т.д.
Аналогичные положения содержались ранее также в ст.37 ЖК РСФСР, действующей до 01.03.2005г. (т.е. в период постановки истицы на учет в органе местного самоуправления в 2003 году на получение жилого помещения).
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, федеральное законодательство, действовавшее как до 01.03.2005 года, так и действующее после 01.03.2005 года, прямо гарантирует право указанных категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.
Как следует из материалов дела мать истца Мухаметова Г.Х. на основании решения Чкаловского районного суда города Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав, ДД.ММ.ГГГГ умерла, находясь в Психоневрологическом интернате.
Как следует из материалов дела, какого-либо жилого помещения за несовершеннолетней Мухаметовой Т.А. закреплено не было.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Мухаметова Т.А. находилась в екатеринбургском детском ломе – интернате для умственно отсталых детей на полном государственном обеспечении, отчислена для дальнейшего проживания в семью по адресу <адрес>.
Согласно сведениям, предоставленным органами опеки и попечительства Чкаловского района города Екатеринбурга согласие на снятие с регистрационного учета по месту пребывания в Екатеринбургском детском доме – интернате Мухаметовой Т.А. у органа опеки и попечительства не запрашивалось и не выдавалось.
Между тем как видно из материалов дела жилой <адрес> принадлежит на праве собственности Чермянинову А.А., и как следует из пояснений истца Чермнинов А.А. является супругом ее единоутробной сестры. Членом семьи указанных лиц она себя не считает, более того, истец Мухамеова Т.А. более 8 лет проживает в городе Екатеринбурге.
Однако при обращении в администрацию Чкаловского района города Екатеринбурга истцу Мухаметовой Т.А. было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по тому основанию, что на момент обращения ей исполнился 31 год.
Из ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в силу требований Федерального закона №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на внеочередное предоставление жилья имеют лица до 23 лет.
Между тем суд учитывает, что в период достижения возраста с 18 до 23 лет истец находилась в Екатеринбургском детском доме – интернате для умственно отсталых детей, однако каких-либо действий со стороны детского дома, связанных с реализацией права Мухаметовой Т.А. на обеспечение жилым помещением не было предпринято.
Более того, суд также учитывает, что целью установления возрастного критерия является предполагаемая возможность лица самостоятельно обеспечить себя жилым помещением. В данном же случае истец в силу состояния здоровья, являясь инвалидом второй группы, такой возможностью не обладает.
Вместе с тем само по себе наличие какого бы то ни было заболевание не может ограничивать права истца на улучшение жилищных условий, принимая во внимание, что в силу ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Отсутствие у истца какого-либо иного жилья на условиях договора социального найма ли на праве собственности сторонами не оспорено.
Все представленные доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости доказательств, не противоречивы, взаимно дополняют друг друга и в своей совокупности позволяют суду признать наличие у истца права на получение жилья во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, а также ч.3 ст.49 ЖК РФ, предусмотрено предоставление жилых помещений жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ. Федеральным Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.96г. (с последующими изменениями и дополнениями) иной порядок предоставления жилья указанной категории граждан – не предусмотрен.
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 года № 1631-ПП «О главном распорядителем бюджетных средств» Министерство строительства и архитектуры Свердловской области выполняет функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 г. N 84-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2011-2015 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» Министерство строительства и архитектуры Свердловской области выполняет функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. п. 4, 5 данного порядка средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Пунктом 8 порядка установлено, что жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
С учетом изложенного, суд полагает возможным удовлетворить требования истца, возложив обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области прибрести непосредственно для Мухаметовой Т.А. жилое помещение и передать его администрации города Екатеринбурга для заключения с Мухаметовой Т.А. договора социального найма на данное жилое помещение.
При определении размера предоставляемого истице жилья суд учитывает требования ч.2 ст.50, ч.5,6 ст.57 ЖК РФ, предусматривающих, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления и в виде отдельной квартиры. Норма предоставления жилой площади по договору социального найма на территории муниципального образования «Город Екатеринбург» определена в Постановлении Главы г.Екатеринбурга от 31.08.2005г. №824 в размере16 кв. м. общей площади на одного человека.
С учетом изложенного, жилое помещение, приобретаемое для Мухаметовой Т.А. должно быть благоустроенным, в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 16 м.кв., расположенное в черте города Екатеринбурга и отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Иных требований, равно как и иных оснований по заявленным требованиям, на рассмотрение суда не заявлено
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мухаметова Т.А. удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств бюджета Свердловской области для Мухаметова Т.А. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 16 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, располагающееся в черте города Екатеринбурга, с передачей жилого помещения в муниципальную собственность города Екатеринбурга.
Обязать Администрацию города Екатеринбурга заключить с Мухаметова Т.А. договор социального найма на переданное из социального фонда Свердловской области благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 16 кв.м. и отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте города Екатеринбурга
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья: