решение о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2011 года г. Екатеринбург

Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Бурматовой Г.Г.

при секретаре Малярик А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тоякова Н.И. к Администрации города Екатеринбурга, Правительству Свердловской области о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Тояков А.Н.. обратился в суд с иском к администрации г.Екатеринбурга о предоставлении ему жилого помещения.

В обоснование заявленного требования истец указал, что является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, СОГЛАСНО акту освидетельствования медико-социальной экспертизы, является инвалидом второй группы в результате увечья (воздействия радиации). В соответствии с законодательством о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС имеет льготы на получение жилья однако до настоящего времени жильем не обеспечен. Просит предоставить ему жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. на него одного и с учетом права истца на дополнительную площадь.

В судебном заседании представитель истца требования поддержал и в обоснование иска пояснил, что истец состоит в первоочередном списке на улучшение жилищных условий с 1999 года, однако до настоящего времени жилое помещение не предоставлено.

Представитель ответчика администрации города Екатеринбурга с требованиями не согласилась и в обоснование возражений пояснила, что порядок предоставления жилых помещений муниципального фонда регламентирован ст.ст.49,52,57 ЖК РФ, муниципальное жилье предоставляется по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным по указанным в законе основаниям нуждающимися в жилых помещениях, состоящим на учете нуждающихся в жилье по месту жительства, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Кроме того, в соответствии со ст.49 ЖК предоставление иным гражданам, указанным в федеральных законах, муниципального жилья по договорам социального найма возможно только при наделении органов местного самоуправления соответствующими полномочиями на обеспечение жильем указанных категорий граждан. Предоставление жилых помещений участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС является расходным обязательством Российской Федерации, следовательно, на органы местного самоуправления не может быть возложена такая обязанность. Помимо того, в настоящее время основной формой обеспечения жильем участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС является предоставление им субсидий на приобретение жилья. Кроме того, просит учесть, что по сведениям администрации истец не обращался за получением жилищного сертификата. Просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица правительство Свердловской области своих представителей в судебное заседание не направило, о месте и времени слушания были извещены надлежащим образом, о причине не явки суд не уведомили, слушание дела не просили отложить.

Учитывая мнения участников судебного разбирательства, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав его представителя истца, представителя ответчика Администрации города Екатеринбурга, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно сведениям Центра регистрации граждан Тояков Н.И. числится зарегистрированным в жилом <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Денискиной Е.Н. (1/2 доля), приходящейся бывшей супругой Тоякову Н.И., помимо этого, в жилом ломе зарегистрированы Ильина О.Н. – дочь, Ильина А.А., Тумашевский В.А. – без родства.

Других жилых помещений в собственности либо по договору найма на момент рассмотрения настоящего дела у истца не имеется и указанные обстоятельства сторонами по настоящему делу не оспаривались.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что истец Тояков Н.И. являлся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и в настоящее время ему установлена первая группа инвалидности в связи с приобретенным заболеванием, связанным с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Согласно постановлению главы администрации Ленинского района города Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ Тояков Н.И. с семьей 4 человека поставлен в очередь на улучшение жилищных условий в первоочередном порядке.

Учитывая, что истец Тояков Н.И. был поставлен на льготную очередь на получение жилого помещения в 1999 году, суд считает возможным применить при рассмотрении настоящего спора также положения ЖК РСФСР, действовавшие до 01 марта 2005 года.

В соответствии со ст.ст.10,28 ЖК РСФСР, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда в порядке, предусмотренном ЖК РСФСР и другими актами жилищного законодательства. Пользование жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения.

Согласно ст.ст.30,31 ЖК РСФСР, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется как правило, по месту жительства в органе местного самоуправления (администрации района). Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением органа местного самоуправления, а по месту работы – совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия.

В связи со вступлением в действие с 01 марта 2005 года нового ЖК РФ, предоставление жилого помещения по договору социального найма производится из государственного или муниципального жилищного фонда гражданам, являющимся малоимущими и признанными по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Таким образом, из указанных положений жилищного законодательства, действующего как в период до 01.03.2005 года, так с момента введения в действие Жилищного кодекса РФ с 01.03.2005 года, следует, что жилые помещения из муниципального жилищного фонда предоставляются определенным категориям граждан, состоящим на учете в органе местного самоуправления и в установленном порядке признанным нуждающимся в жилье, а с 2005 года – также признанными малоимущими в соответствии с требованиями закона субъекта РФ. Кроме того, для получения жилого помещения из муниципального жилищного фонда гражданин должен обратиться в орган местного самоуправления с письменным заявлением о постановке на такой учет и предоставить комплект документов, подтверждающих его нуждаемость в жилье.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 13 и пункту 2 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года) гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалось одноразовое бесплатное обеспечение, независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте, благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статья 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" изложена в новой редакции.

Согласно пункту 2 части 1 вышеназванной статьи гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется: "обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866 "О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц" определен порядок обеспечения жильем граждан указанной категории путем предоставления им субсидий, удостоверяемых сертификатами. В настоящее время данное постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" утверждены изменения, которые вносятся в названную федеральную целевую программу (пункт 1), установлено, что мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренные входившими в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы на первом этапе ее реализации подпрограммами (в том числе подпрограммой "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф"), осуществляются на втором этапе реализации указанной Программы в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (пункт 2).

В пункте 4 абзаца восьмого раздела II Подпрограммы определены имеющие право на получение субсидий участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате аварий, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. В их состав из числа лиц, имеющих право на обеспечение жильем на основании статей 14 и 15 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1, включены граждане, участвовавшие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

На момент рассмотрения дела по существу Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках аналогичной подпрограммы федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной этим Постановлением, осуществляется в порядке, установленном указанными Правилами.

Согласно п. 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте "е" пункта 5 настоящих Правил, а именно гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", - выдачу сертификатов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты).

Тем самым с 1 января 2005 года граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года, утратив право на получение жилого помещения в пользование от органов местного самоуправления по договорам социального найма из фонда муниципального жилья, сохранили лишь право на получение государственных жилищных сертификатов как единственно возможную для них форму обеспечения жильем, тогда как те из них, кто встал на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, могут обеспечиваться жильем либо посредством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных формах, в частности посредством приобретения для них жилых помещений федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета.

Государственный жилищный сертификат представляет собой именное свидетельство, удостоверяющее право гражданина - участника федеральной целевой программы "Жилище" на получение из средств федерального бюджета определенной безвозмездной субсидии на приобретение в собственность жилого помещения. В условиях рыночной экономики размер этой субсидии может составлять как полный эквивалент рыночной стоимости жилья, так и усредненную расчетную величину денежных средств, позволяющих гражданину в зависимости от особенностей избранного им места жительства приобрести жилье в собственность либо полностью за счет этих средств, либо добавив собственные (заемные) средства.

Само по себе использование государственных жилищных сертификатов в качестве формы обеспечения жильем не противоречит Конституции Российской Федерации, но только в той мере, в какой с их помощью для этих граждан обеспечивается возможность приобретения жилья в избранном месте жительства как минимум за доступную плату (статья 40, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, по смыслу статей 55, 71 и 76 Конституции Российской Федерации, вправе определить условия предоставления гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина. Изменения в нормативном содержании прав, гарантий, мер социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие техногенной катастрофы, предоставляя новую форму обеспечения их жилыми помещениями, не отменяют и не умаляют права и свободы человека и гражданина и не могут рассматриваться как лишающие данную категорию граждан гарантированной Конституцией Российской Федерации (статья 40, часть 3) возможности улучшения жилищных условий.

Данная позиция высказана в Определении Конституционного суда РФ от 11 мая 2006 г. № 118-О «По жалобе гражданина Ковалевского Эдуарда Юрьевича на нарушение его конституционных прав положениями постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 866 "О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц"

Более того, Постановлением Конституционного суда РФ от 10 ноября 2009 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило» установлено, что введенная в процессе реформирования системы социальной защиты денежная форма предоставления инвалидам-чернобыльцам и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы такой меры социальной поддержки, как обеспечение жильем, является наиболее эффективные правовым механизмом, обеспечивающим сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Вместе с тем как следует из пояснений представителя истца и представителя ответчика, Тояков Н.И.до настоящего времени не обращался с заявлением о включении в списки участников подпрограммы.

Каких либо доказательств, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, подтверждающих, что истец выразил свою волю относительно участия в подпрограмме, как то: обратился с таким заявлением, а ему было отказано; либо истец самостоятельно отказался от участия в данной программе, в суд не предоставлено.

Таким образом, учитывая, что действующим законодательством определен механизм улучшения жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС путем предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета, а не средств местного самоуправления, волеизъявления истца на участие в вышеуказанной подпрограмме на момент рассмотрения дела не установлено, суд не находит оснований для возложения обязанности на администрацию города Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения истцу.

Иных требований, равно как и иных оснований требований в суд не заявлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Тояков Н.И. к Администрации города Екатеринбурга, Правительству Свердловской области о предоставлении жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200