решение о перерасчете пенсии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2011 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Савиновой О.Н.,

при секретаре Васильевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление

Миколенуса ФИО5 к Военному комиссариату Свердловской области о включении периодов Военной службы в стаж в льготном исчислении и перерасчёте пенсии, возмещении морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Миколенус Г.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Свердловской области о включении в стаж военной службы в льготном исчислении периода военной службы на объекте «Укрытие» Чернобыльской АЭС с 01.07.1988 года по 31.07.1988 года, как один месяц службы за три месяца службы.

В связи с этим произвести перерасчёт пенсии со дня её назначения и компенсировать моральный вред.

Ответчик иск не признал в полном объеме, пояснив, что в стаж истца включен период с 1 августа по 4 сентября 1988 года из расчёта один месяц службы за три месяца, июль месяц засчитан в стаж как один месяц службы за полтора месяца, в связи с тем, что в июле 1988 года он находился в зоне отселения. Нахождение в зоне отселения не может быть засчитано как один месяц службы к трём месяцам службы. В связи с чем, оснований для нового исчисления пенсии не имеется. Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Определяя право Миколенуса Г.Н. на включение периодов службы в 1988 году на объекте «Укрытие» с 01.07.1988 года по 31.07.1988 года, Военным комиссариатом была включена в стаж, на указанных условиях служба в период с 01.08.1988 года по 04.09.1988 года, июль 1988 года был включен в стаж истца как один месяц службы к полутора месяцам службы по основанию нахождения в зоне отселения.

Суд полагает, что отказ Военного комиссариата Свердловской области в части включения в стаж истца службы в июле 1988 года как один месяц службы за полтора месяца службы, не законным, учитывая следующее.

Список № 781 (п.2) не предусматривает наименования данного учреждения.

Согласно представленных документов – военного билета, выписки из послужного списка, истец в период с 30.06.1988 г. по 04.09.1988 года участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭСв зоне отселения 67 дней.

Из представленной справки Генерального штаба от 1996 года Миколенус Г.Н. в течение 35 дней августа-сентября 1988 года принимал участие в работах по объекту «Укрытие» на Чернобыльской АЭС.

Согласно справке №171 от 11.06.2008 года о подтверждении работ на объекте «Укрытие» Чернобыльской АЭС, Миколенус Г.Н. принимал участие непосредственно на объекте «Укрытие» Чернобыльской АЭС в период с 01.07.1988 года по 01.09.1988 года.

Архивной справкой Министерства обороны Украины также подтверждаются работы Миколенуса Г.Н. на объекте «Укрытие» с 01.07.1988 года по 04.09.1988 года.

Отказывая в зачислении вышеуказанных периодов, ответчик сослался на то, что произвёл расчёт стажа из ранее предоставленных справок, и произвести перерасчёт на основании справки из архива Украины, не могут.

Суд не может согласиться с доводами ответчика, по следующим основаниям.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", установлено, что период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", подтверждается военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж, определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащих определяется Правительством Российской Федерации. Этот порядок определен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.93 N 941, которым установлено, что военная служба по призыву (ранее - срочная военная служба) засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.

Согласно ст. 8, Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, которые подверглись радиационному воздействию, и их семей, лицам, указанным в статье 1, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц предоставляются дополнительно льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

На основании ст. 2 ст. Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", отношения, связанные с Чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

Действие данного закона (ст.13) распространяется на граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно ст. 8 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до принятия настоящего Закона - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 году и в последующие годы население было эвакуировано либо переселено.

В зоне отчуждения запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. В зоне на территории Российской Федерации виды хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23, Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", время на выполнение заданий и несение военной службы (службы) в зоне отчуждения засчитывается в выслугу лет на пенсию один месяц за три.

Согласно Приказу Министра обороны РФ от 01.07.1993 N 335 (ред. от 07.03.1997) "О порядке выдачи в Вооруженных Силах Российской Федерации удостоверений, дающих право на компенсации, льготы и преимущества, установленные законодательством для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также пострадавших от других радиационных воздействий, военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие в 1988 - 1990 гг. участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС по объекту "УКРЫТИЕ", по компенсациям и льготам приравнены к участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1987 гг.

Под работами по объекту "УКРЫТИЕ" понимаются все работы внутри защитного сооружения 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС независимо от времени пребывания в нем и полученной дозовой нагрузки, а также практическое несение боевой службы военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации по охране объекта "УКРЫТИЕ" на постах N 15 - 19, работы по контролю за несением службы, уровнем дозовых нагрузок на постах и проверке инженерно-технических средств охраны объекта "УКРЫТИЕ" по периметру, ограниченному указанными постами.

Включая в стаж военной службы исполнение служебных обязанностей на объекте «Укрытие» Миколенусом Г.Н. в августе – сентябре 1988 года как один месяц службы за три месяца, Военный комиссариат произвёл расчёт службы в июле 1988 года как один месяц службы к полутора месяцам, ссылаясь при этом на справку от 1996 года.

Между тем, истцом представлена справка из архива Министерства Обороны Украины о том, что истец принимал участие в ликвидации последствий Чернобыльской АЭС на объекте «Укрытие» с 01 по 31 июля 1988 года, с 01. по 31 августа 1988 года, 1,2,3,4 сентября 1988 года.

Справка 1996 года из Центрального архива Министерства обороны Украины не содержит вообще сведений о работе в июле 1988 года. В данной справке указано: Миколенус Г.Н. производил работы по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в зоне отселения с 30.06. по 04 сентября 1988 года в течение 67 дней (зона отселения июнь – 30 (один день); объект «Укрытие» август с 1 по 31; сентябрь с 1 по 4).

Вместе с тем, справка Министерства обороны Украины от 2010 года содержит сведения о работе в июле на объекте «Укрытие», в подтверждение чего приложена и карточка на выдачу денежного довольствия.

Указанные данные подтверждаются и справкой Национальной академии наук Украины «Института проблем безопасности атомных электростанций» от 11.06.2008 года.

Таким образом, требования истца о включении в стаж работы в июле 1988 года на объекте «Укрытие» из расчёта один месяц работы за три месяца подлежат удовлетворению.

Истец заявил требование обязать Военный комиссариат Свердловской области произвести перерасчёт пенсии с момента возникновения права.

Согласно п. 3 ст.4 Федерального Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на пенсию.

В соответствии со ст.19 Закона пенсия назначается со дня обращения за ней (ч.1), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления со всеми необходимыми документами (ч.2), в случаях, когда к заявлению приложены не все необходимые для назначения пенсии документы и если они будут представлены не позднее трёх месяцев со дня подачи заявления, днём обращения считается день подачи заявления (ч.3).

В силу ст. 51, 54, 55 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», лица, указанные в статье 1, и члены их семей с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

В случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые для решения данного вопроса документы, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения, днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой настоящей статьи.

Перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится:

а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения;

б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.

В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

Подтверждение специального стажа потребовало установление фактов в судебном порядке, истец реализовал свое право на защиту интересов, однако, право на получение пенсии при наличии необходимого стажа возникает именно с момента приобретения права с учетом тех периодов, которые подтверждены вступившим в законную силу решением суда.

Поскольку, в материалы дела представлены справки от 11.06.2008 года из Академии наук Украины, послужившие основанием для обращения с заявлением в Военный комиссариат Свердловской области в декабре 2008 года, на которое истцом получен ответ об отказе в перерасчёте стажа истца, разница между новым и старым размером пенсии должна быть ему выплачена со дня возникновения права, но не более, чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчётом, следовательно, с 26.12.2007 года.

Исковые требования о возмещении морального вреда также подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, гражданин имеет право требовать возмещения морального вреда.

Обязанность по представлению доказательств, дающих основание для привлечения к ответственности, возложена на истца.

Таким образом, истец должен был доказать факт причинения ему морального вреда Военным комиссариатом по Свердловской области, степень претерпеваемых им физических и нравственных страданий и в чем они выражаются, а также причинно-следственную связь между причинением вреда и наступившими физическими и нравственными страданиями.

Истцом такие доказательства не представлены.

Между тем, предметом доказывания по иску о компенсации морального вреда является совокупность юридических фактов (юридический состав), образующих основание иска. Основанием иска о компенсации морального вреда служит виновное совершение ответчиком противоправного деяния, повлекшего причинение истцу физических или нравственных страданий.

Кроме того, необходимым условием возложения обязанности возместить ущерб является причинная связь между противоправным деянием и возникшим вредом.

Наличие причинной связи между противоправным действием и моральным вредом предполагает, что противоправное действие должно быть необходимым условием наступления негативных последствий в виде физических или нравственных страданий. Неправомерное деяние должно быть главной причиной, с неизбежностью влекущей причинение морального вреда.

При этом, одним из основных условий для возложения обязанности возместить причиненный вред является наличие вины ответчика.

Кроме того, безусловным основанием для наступления права пострадавшего требовать возмещения ущерба за счет конкретного ответчика является наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступившими последствиями.

Причем, указанные действия должны быть незаконными, поскольку, законными действиями вред причинен, быть не может. При отсутствии вины, ответственность может наступить только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Основным доводом истца причинения ему морального вреда является нарушение его имущественных прав.

Согласно ст.2 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии. Следовательно, при назначении пенсии, отношения носят имущественный характер.

Право на пенсию, по поводу которого у истца возникли претензии к ответчику, является имущественным правом.

Частью 2 статьи 1099 ГК РФ предусмотрено, что компенсация морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими имущественные права граждан, может иметь место при наличии указания об этом в законе.

По вопросу взыскания компенсации морального вреда Пленум Верховного суда РФ постановлением от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в п. 21 разъяснил, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, суд исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, отказывает гражданину в удовлетворении его требования о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Миколенуса ФИО6 к Военному комиссариату Свердловской области о включении периодов Военной службы на объекте «Укрытие» Чернобыльской АЭС в стаж в льготном исчислении, перерасчёте пенсии, возмещении морального вреда, удовлетворить частично.

Зачесть Миколенусу ФИО7 в стаж военной службы в льготном исчислении периоды военной службы на объекте «Укрытие» Чернобыльской АЭС с 01.07.1988 года по 31.07.1988 года, как один месяц службы за три месяца службы.

Обязать Военный комиссариат Свердловской области произвести перерасчёт пенсии и выплатить задолженность Миколенусу ФИО8, с зачетом спорных периодов, с момента возникновения права, т.е. с 26 декабря 2007 года.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200