РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2011 года г. Екатеринбург
Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Бурматовой Г.Г.,
при секретаре Малярик А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Чкаловского района города Екатеринбурга, действующего в интересах Черепанова Ф.А. к администрации города Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации Чкаловского района города Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чкаловского района города Екатеринбурга, действуя в интересах Черепанова Ф.А., обратился в суд с иском к администрации города Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации Чкаловского района города Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование требований указал, что Черепанов Ф.А. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, после его рождения мать отказалась от него, отца юридически нет. С 1989г. помещен в детское учреждение на полное государственное обеспечение, при этом какого-либо жилого помещения за ним закреплено не было. Состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения в администрации Чкаловского района города Екатеринбурга. Просит предоставить Черепанову Ф.А. жилое помещение на условиях социального найма с учетом существующего порядка предоставления жилых помещений указанной категории лиц.
В судебном заседании прокурор поддержал требования в полном объеме по предмету и основаниям.
Представитель администрации города Екатеринбурга с требованиями согласилась, указав на существующий порядок предоставления жилых помещений, согласно которому администрация города Екатеринбурга предоставляет жилое помещение, приобретенное Министерством строительства и архитектуры.
Представитель администрации Чкаловского района города Екатеринбурга указал на обоснованность заявленных требований.
Представитель ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Чкаловскому району города Екатеринбурга также указал на обоснованность заявленных требований
Представители Правительства Свердловской области, Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, министерства финансов РФ в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания были извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили, судебное разбирательство не просили отложить. Учитывая мнения участников судебного разбирательства. Суд определили рассмотреть дело при установленной явке.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа и т.д.
Аналогичные положения содержались ранее также в ст.37 ЖК РСФСР, действующей до 01.03.2005г. (т.е. в период постановки истицы на учет в органе местного самоуправления в 2003 году на получение жилого помещения).
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, федеральное законодательство, действовавшее как до 01.03.2005 года, так и действующее после 01.03.2005 года, прямо гарантирует право указанных категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.
Как следует из материалов дела Черепанова Т.В., приходящаяся матерью Черепанова Ф.А., отказалась от родительских прав, отца юридически нет.
Решением исполнительного комитета Чкаловского районного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ 0000 Черепанов Ф.А. определен в детский дом на полное государственное обеспечение. Какого-либо жилого помещения за Черепановым Ф.А. закреплено не было.
Согласно сведениям Управления ФРС по Свердловской области, БТИ города Екатеринбурга у Черепанова Ф.А. не имеется жилых помещений либо иного недвижимого имущества на праве собственности.
Распоряжением главы администрации Чкаловского района города Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ 0000 Черепанов Ф.А. поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от от 1 декабря 2009 г. № 1549-О-П по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
Учетом изложенного Черепанов Ф.А. до настоящего времени является нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит на соответствующем учете.
Все представленные доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости доказательств, не противоречивы, взаимно дополняют друг друга и в своей совокупности позволяют суду признать наличие у истца права на получение жилья во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, а также ч.3 ст.49 ЖК РФ, предусмотрено предоставление жилых помещений жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ. Федеральным Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.96г. (с последующими изменениями и дополнениями) иной порядок предоставления жилья указанной категории граждан – не предусмотрен.
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009г. № 1631-ПП «О главном распорядителем бюджетных средств» Министерство строительства и архитектуры Свердловской области выполняет функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011г. N 84-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2011-2015 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» Министерство строительства и архитектуры Свердловской области выполняет функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. п. 4, 5 данного порядка средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Пунктом 8 порядка установлено, что жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
С учетом изложенного, суд полагает возможным удовлетворить требования истца, возложив обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области прибрести непосредственно для Черепановой Ф.А. жилое помещение и передать его администрации города Екатеринбурга для заключения с Черепановой Ф.А. договора социального найма на данное жилое помещение.
При определении размера предоставляемого истице жилья суд учитывает требования ч.2 ст.50, ч.5,6 ст.57 ЖК РФ, предусматривающих, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления и в виде отдельной квартиры. Норма предоставления жилой площади по договору социального найма на территории муниципального образования «город Екатеринбург» определена в Постановлении Главы г.Екатеринбурга от 31.08.2005г. №824 в размере 16 кв. м. общей площади на одного человека.
С учетом изложенного, жилое помещение, приобретаемое для Черепанова Ф.А. должно быть благоустроенным, в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 16 м.кв., расположенное в черте города Екатеринбурга и отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Иных требований, равно как и иных оснований по заявленным требованиям, на рассмотрение суда не заявлено
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Чкаловского района города Екатеринбурга, действующего в интересах Черепанова Ф.А., удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств бюджета Свердловской области для Черепанова Ф.А. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 16 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, располагающееся в черте города Екатеринбурга, с передачей жилого помещения в муниципальную собственность города Екатеринбурга.
Обязать Администрацию города Екатеринбурга заключить с Черепановым Ф.А. договор социального найма на переданное из социального фонда Свердловской области благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 16 кв.м. и отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте города Екатеринбурга.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Судья: