Мотивированное решение изготовлено 07.04.2011 г.
Дело № 2-1925/11(7)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«25» марта 2011 г. Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судьи – Киселевой С.Н.,
при секретаре – Швецовой Е.В.,
с участием: прокурора Колосова А.В.,
представителя заявителя – Глазкова П.Ю.,
представителя Администрации города Екатеринбурга – Нестерова Е.Н.,
представителя Екатеринбургской городской Думы – Соколовской А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Менаджиева Р.А. о признании незаконными «Правила землепользования и застройки городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденные решением Екатеринбургской городской Думы от 13 ноября 2007 г. № 68/48 в части,
У С Т А Н О В И Л:
Менаджиева Р.А. обратилась в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с заявлением в порядке главы 24 ГПК РФ о проверке законности нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург». В обоснование заявления указала, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером 0000, расположенного по <адрес> в <адрес>. Заявителем была запрошена графическая информация о принадлежащем ей на праве аренды земельном участке. Из полученной 08 декабря 2010 г. информационной справки ей стало известно, что данный земельный участок отнесен к зоне рекреационно-ландшафтных территорий (Р1). Данный земельный участок был изъят из земель лесхоза и переведен в состав нелесных земель. На основании постановления Главы Екатеринбурга на земельном участке было согласовано предварительное место размещения конно-спортивного комплекса, и после оформления права аренды начато строительство. При разработке и утверждении существующих Правил землепользования и застройки в части установления границ территориальных зон были нарушены требования п.п.1, 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В зоне рекреационно-ландшафтных территорий (Р1) размещение конно-спортивного комплекса невозможно. Отнесение земельного участка, принадлежащего заявителю, к указанной зоне нарушает права на использование участка в соответствии с ранее утвержденным назначением и установленным разрешенным использованием. Просит признать незаконными Правила землепользования и застройки городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденные Решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 № 68/48 в части отнесения к зоне рекреационно-ландшафтных территорий земельного участка по <адрес> в <адрес>, кадастровый номер 0000.
Заявитель в судебное заседание не явилась, о времен и месте извещена своевременно и надлежащим образом.
Представитель заявителя Глазков П.Ю., действующий на основании доверенности (л.д.6) в судебном заседании, доводы, изложенные в заявлении, поддержал. Также пояснил, что в настоящее время заявитель не может пользоваться в полной мере земельным участком, использовать объект по назначению, так как конно-спортивная база и конно-спортивный комплекс не являются идентичными понятиями. Конно-спортивная база является спортивным сооружением, а конно-спортивный комплекс – комплексом зданий и сооружений, предназначенных для разведения и содержания спортивных лошадей. Согласованный конно-спортивный комплекс относится к 5 классу по санитарной классификации с размером санитарно-защитной зоны 50 м. Размещение его в зоне Р1 и в непосредственной близости от зоны жилой застройки невозможно, что подтверждается заключением Роспотребнадзора. Оспариваемые заявителем положения противоречат ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Просит удовлетворить заявление.
Представитель Екатеринбургской городской Думы Соколовская А.Л., действующая на основании доверенности считает оспариваемые заявителем нормативные правовые акты полностью соответствующими федеральному законодательству. Пояснила, что Правила землепользования и застройки городского округа муниципального образования «город Екатеринбург», включая картографический материал, утверждены Екатеринбургской городской Думой в рамках своих полномочий. Проект Правил разработан специальной комиссией по подготовке проекта Правил, сформированной Главой Екатеринбурга, прошел процедуру публичных слушаний, после чего внесен Главой Екатеринбурга на рассмотрение Думы. Екатеринбургской городской Думой, данный документ утвержден с учетом приложенных к нему протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний. Утвержденные городской Думой Правила опубликованы в «Вестнике Екатеринбургской городской Думы». При определении наименования, содержания и границ территориальных зон в Правилах учтены функциональные зоны и параметры их планируемого развития, определенные Генеральным планом развития городского округа – муниципального образования город Екатеринбург на период до 2025 года. При формировании зоны «Р-1» и градостроительных регламентов по ней учтены параметры, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации (п. 1 ст. 34, п. 2 ст. 36) в комплексе. Использование земельных участков находящихся в пределах территориальной зоны «Р1» в целях организации и размещения конно-спортивной базы отнесено к одному из видов разрешенного использования, то есть не запрещено. Отсутствуют доказательства нарушения оспариваемым актом Екатеринбургской городской Думы прав и интересов заявителя, а именно: нет отказа или иного акт органа местного самоуправления, запрещающего ей осуществление деятельности по строительству и размещению объектов конно-спортивного комплекса. Кроме того, правоотношения по предоставлению земельного участка для целей строительства объектов конно-спортивного комплекса возникли до 01.01.2008, то есть до введения в действие Правил землепользования и застройки. Следовательно, Правила не распространяются на возникшие правоотношения, что прямо закреплено в Правилах. Просит отказать в удовлетворении заявления.
Представитель Главы Екатеринбурга Нестеров Е.Н., действующий на основании доверенности, полностью поддержал правовую позицию, изложенную представителем Екатеринбургской городской Думы. Также пояснил, что при разработке Правил учтен существующий Генеральный план развития города. Для признания незаконным нормативного правового акта необходимо, чтобы этот акт противоречил нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушал права заявителя. В данном случае таких условий не имеется, так как права заявителя на земельный участок возникли до введения в действие правил землепользования и застройки.
Прокурор города Екатеринбурга считает заявление не подлежащим удовлетворению, указал, что Правила землепользования и застройки полностью отвечают требованиям ст.ст. 30, 32, 35, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, Генеральному плану развития города Екатеринбурга и не нарушают права заявителя.
Суд, выслушав пояснения сторон, их представителей, заключение прокурора, изучив материалы дела, считает заявление не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Менаджиева Р.В. является собственником объекта незавершенного строительства 0000, общая площадь застройки 580,9 кв.м, степень готовности 46%, расположенного по адресу: <адрес>.
Земельный участок по адресу <адрес>, общей площадью 8084,99 кв.м кадастровый номер 0000 находится у заявителя на правах аренды, что подтверждается договором аренды земельного участка № 7-869 от 11.08.2005, соглашением № 1 об уступке прав по договору аренды земельного участка от 10.12.2007. Земельный участок предоставлялся для строительства конно-спортивного комплекса, что подтверждается распоряжением Главы города Екатеринбурга от 15.04.2005 № 876-р «О предоставлении ООО «Аркаим» земельного участка по <адрес> для строительства конно-спортивного комплекса».
Заявитель полагает, что отнесение земельного участка по указанному адресу Правилами землепользования и застройки городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург» к территориальной зоне Р-1 (зона рекреационно-ландшафтных территорий) противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации, а также нарушает права и свободы заявителя.
В соответствии с п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Утверждение правил землепользования и застройки поселений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности (п.3 ч.1 ст. 8 ГрК РФ).
Согласно ч. 1, 3 ст. 32 ГрК РФ, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».
Правила землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург» (далее по тексту Правила землепользования и застройки или Правила), утверждены решением Екатеринбургской городской Думы от 13 ноября 2007 года № 68/48, текст правил опубликован в издании «Вестник Екатеринбургской городской Думы» 27.11.2007, № 135. Проект Правил был разработан Комиссией по подготовке проекта Правил и прошел процедуру публичных слушаний, в порядке, предусмотренном ст. 31 ГрК РФ, после чего был внесен Главой Екатеринбурга на рассмотрение Думы.
Таким образом, порядок принятия решения об утверждения оспариваемых заявителем Правил землепользования и застройки, заинтересованным лицом не нарушен.
Заявитель указывает, что отнесение земельного участка, расположенного по <адрес> в <адрес> к территориальной зоне Р-1 противоречит положениям ч.1 ст.34 ГрК РФ.
В силу ст. 34 ГрК РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.
Таким образом, при установлении территориальных зон учитываются различные факторы, предусмотренные п.п. 1 - 6 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ. Данные факторы должны учитываться в совокупности.
Кроме того, при формировании территориальных зон учитываются также и градостроительные регламенты, устанавливаемые для каждой территориальной зоны (ст. 36 ГрК РФ).
Обосновывая свои исковые требования, заявитель учитывает только два из перечисленных в Градостроительном кодексе Российской Федерации факторов (не учтена возможность сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; не учтена сложившаяся планировка территории и фактическое использование земельного участка), между тем при разработке Правил должны учитываться все факторы, перечисленные в ст. 34 и 36 ГрК РФ в совокупности. И в первую очередь учитываются функциональные зоны, определенные ранее генеральными планами поселений, городских округов.
В силу ст. 52-6 Правил землепользования и застройки, зона рекреационно-ландшафтных территорий Р-1 выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования.
При этом к основным видам разрешенного использования недвижимости в данной зоне отнесены: рекреация без капитальных сооружений; пляжи; площадки детские, спортивные, для отдыха; открытые бассейны.
К условно-разрешенным видам использования отнесены, в том числе: санатории, профилактории, дома отдыха, базы отдыха; тренировочные базы, конно-спортивные базы, велотреки.
Таким образом, использование земельных участков, находящихся в пределах территориальной зоны «Р-1» в целях организации и размещения конно-спортивной базы, отнесено к одному из видов разрешенного использования, то есть не запрещено.
Реализация заинтересованным лицом указанного данного вида использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: посредством получения от главы местной администрации соответствующего разрешения. При этом вопрос о предоставлении данного разрешения на условно-разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
В связи с изложенным, оспариваемая часть нормативного правового акта, не противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктами 2, 3 Решения Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 № 68/48, Правила землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург» не распространяются на правоотношения по предоставлению земельных участков для целей строительства, реконструкции объектов капитального строительства, возникшие до введения их в действие.
Указано, что правоотношения по предоставлению земельных участков для целей строительства, реконструкции объектов капитального строительства считаются возникшими с момента рассмотрения заявления физического или юридического лица на комиссии по землеотводам Администрации города Екатеринбурга и получения указанными лицами разрешительного письма, разрешения на сбор технических условий для подключения объекта капитального строительства (реконструкции) к системам инженерно-технического обеспечения.
Правила землепользования и застройки введены в действие с 01 января 2008 г.
Из представленных документов следует, что земельный участок был предоставлен для целей строительства преждепользователю ООО «Аркаим» в 2005 году, то есть до введения в действие Правил землепользования и застройки. В связи с чем Правила землепользования и застройки не распространяются на возникшие правоотношения по использованию земельного участка.
При таких обстоятельствах оспариваемые заявителем Правила землепользования и застройки не нарушают ее права и охраняемые законом интересы.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Менаджиева Р.А. о признании незаконными «Правила землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденные решением Екатеринбургской городской Думы от 13 ноября 2007 г. № 68/48 в части отнесения земельного участка по адресу: Свердловская область, <адрес>, кадастровый номер 0000 к зоне с индексом «Р-1» (зона рекреационно-ландшафтных территорий) - отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Судья Подпись
Копия верна
Судья
Секретарь