Мотивированное решение изготовлено 12.04.2011г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«31» марта 2011 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судьи - Киселевой С.Н.
при секретаре – Коротаевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «город Екатеринбург», Муниципальному учреждению «Водоотведение и искусственные сооружения» об обязании произвести преддекларационное обследование гидротехнических сооружений,
УСТАНОВИЛ:
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился с исковым заявлением к Администрации города Екатеринбурга в котором указал, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой организована проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений МО «город Екатеринбург»: плотины протяженностью по полотну 140 м, расположенного по адресу <адрес>, <адрес>;
плотины протяженностью по полотну 30 м, расположенного по адресу <адрес>
плотины протяженностью по полотну 105 м, расположенного по адресу <адрес>);
плотины протяженностью 62,5 м, расположенного по адресу <адрес>, связующее звено центра <адрес> с восточной окраиной
плотины протяженностью по полотну 73,8 м, расположенного по адресу <адрес>
плотины протяженностью по полотну 241 м, расположенного по адресу <адрес>
Указанные объекты находятся в собственности МО «город Екатеринбург». В нарушение действующего законодательства, собственник гидротехнических сооружений не произвел обследование гидротехнических сооружений с целью решения вопроса о необходимости составления декларации безопасности гидротехнических сооружений. При невыполнении требований закона о безопасности гидротехнических сооружений нарушаются конституционные права граждан и неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на жизнь и здоровья, так как возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан. Просит обязать ответчика произвести преддекларационное обследование ГТС не позднее 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судом, с согласия истца в качестве соответчика привлечено Муниципальное учреждение «Водоотведение и искусственные сооружения» (далее МУ «ВОИС»).
Истец Свердловский межрайонный природоохранный прокурор в ходе судебного заседания поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении в полном объеме, полагает, что преддекларационное обследование должно производиться как собственником, так и эксплуатирующей организацией.
Представитель Администрации г. Екатеринбурга пояснил, что все перечисленные гидротехнические сооружения переданы МУ «ВОИС» на праве оперативного управления, поэтому Администрация города Екатеринбурга является ненадлежащим ответчиком по делу.
Ответчик МУ «ВОИС» в суд своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом, представил ходатайство об отложении рассмотрения дела, которое судом оставлено без удовлетворения.
Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика Администрации города Екатеринбурга, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Установлено судом, подтверждено письменными доказательствами по делу, что собственником имущества гидротехнических сооружений - является Муниципальное образование «город Екатеринбург» (л.д.13,18,24,28,34,40).
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать иным лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
Муниципальным образованием «город Екатеринбург» создано Муниципальное учреждение «Водоотведение и искусственные сооружения» (МУ «ВОИС») предметом и целью деятельности которого является, в том числе эксплуатация и ремонт гидротехнических и искусственных сооружений (л.д.51-59).
За МУ «ВОИС» на праве оперативного управления зарегистрировано следующее имущество: плотина протяженностью по полотну 140 м, расположенного по адресу <адрес> (л.д.63);
плотина протяженностью по полотну 30 м, расположенного по адресу <адрес> (л.д.61);
плотина протяженностью по полотну 105 м, расположенного по адресу <адрес> (л.д.62);
плотины протяженностью по полотну 73,8 м, расположенного по адресу <адрес> (л.д.60);
плотины протяженностью по полотну 241 м, расположенного по адресу <адрес> (л.д.64).
Распоряжением председателя Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом – заместителя города Екатеринбурга от 22.04.2009 № 186-р «О закреплении гидротехнических сооружений, являющихся собственностью муниципального образования «город Екатеринбург» за МУ «ВОИС» имущество - плотина, расположенная по адресу: <адрес>, связующее звено центра совхоза «Горнощитский» с восточной окраиной, также закреплено за третьим лицом МУ «ВОИС» на праве оперативного управления (л.д.82).
Однако данное право не зарегистрировано в установленном законом порядке в регистрирующем органе.
Согласно общей норме об обязанностях собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации, установленной в ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны в числе прочего: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения.
В силу ст. 8 указанного федерального закона обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется в том числе путем представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии со ст. 10 вышеназванного федерального закона, на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения и порядок ее разработки устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.
Таким образом, законом предусмотрено, что декларация безопасности может быть составлена собственником (в случае отсутствия эксплуатирующей организации или переданных полномочий другим лицам), либо эксплуатирующей организацией.
В силу п.п. 4, 5 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 № 1303, декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений, в том числе при их вводе в эксплуатацию, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации составляется их собственником или эксплуатирующей организацией,
Декларация безопасности представляется декларантом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений (далее именуется - орган надзора).
В соответствии с абз. 2 п.п. «б» п. 8 названного Положения, к декларации безопасности гидротехнических сооружений прилагается акт преддекларационного обследования гидротехнических сооружений, составленный участниками обследования, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
Пунктом 9 Положения предусмотрено, что декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений представляется декларантом в орган надзора не реже одного раза в 5 лет с даты ввода гидротехнических сооружений в постоянную эксплуатацию.
Поскольку законодателем предусматривается возможность перенесения собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц, собственник делегировал права и обязанности по эксплуатации и ремонту гидротехнических и искусственных сооружений, в том числе спорного имущества МУ «ВОИС», которое зарегистрировало право оперативного управления на перечисленные в исковом заявлении гидротехнические сооружения, за исключением плотины протяженностью 62,5 м, расположенной по адресу <адрес> с восточной окраиной.
Таким образом, все расходы по поддержанию в работоспособном состоянии имущества, находящегося на праве оперативного управления у муниципального учреждения, несет указанное учреждение, а не муниципальное образование в части закрепленного за ним имущества.
В соответствии со ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, эксплуатирующей организацией перечисленных в иске гидротехнических сооружений (за исключением плотины протяженностью 62,5 м, расположенной по адресу <адрес> с восточной окраиной), является МУ «ВОИС» и обязанность по преддекларационном обследовании в данном случае лежит на эксплуатирующей организации, которой является МУ «ВОИС».
В связи с изложенным, исковые требования подлежат удовлетворению с учетом установленных обстоятельств, что часть сооружений передана в оперативное управление МУ «ВОИС».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Муниципальное образование «город Екатеринбург» произвести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения: плотины протяженностью 62,5 м, расположенного по адресу <адрес> с восточной окраиной.
Обязать Муниципальное учреждение «Водоотведение и искусственные сооружения» произвести преддекларационное обследование следующих гидротехнических сооружений:
плотины протяженностью по полотну 140 м, расположенного по адресу <адрес>
плотины протяженностью по полотну 30 м, расположенного по адресу <адрес>
плотины протяженностью по полотну 105 м, расположенного по адресу <адрес>
плотины протяженностью по полотну 73,8 м, расположенного по адресу <адрес>
плотины протяженностью по полотну 241 м, расположенного по адресу <адрес>
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья: Подпись
Копия верна
Судья
Секретарь