Черных к администрации г.Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

07 октября 2011 года. Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Кузнецовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черных Е.Л. и Прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга, действующих в интересах недееспособного ФИО9, к Правительству Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, МУГИСО, СГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», администрации г.Екатеринбурга и администрации Ленинского района г.Екатеринбурга о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения жилья, признании нуждающимся в жилье, обязывании постановки на учет, выделении денежных средств для приобретения жилья, приобретении благоустроенного жилья, передаче его в муниципальную собственность и предоставлении жилого помещения на условиях социального найма,

у с т а н о в и л:

Первоначально законный представитель недееспособного ФИО10 – Черных Е.Л. (дочь) обратилась в суд с иском к Правительству Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, СГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», администрации г. Екатеринбурга и администрации Ленинского района г.Екатеринбурга о признании незаконным Распоряжения администрации Ленинского района г.Екатеринбурга об отказе в постановке на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» от 27 мая 2011 года, признании за недееспособным ФИО2 права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О ветеранах», возложении на администрацию Ленинского района г.Екатеринбурга, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» и Правительство Свердловской области обязанностей по постановке истца на соответствующий учет в качестве нуждающегося в жилье, выделении денежных средств для приобретения благоустроенного жилого помещения площадью не менее 36 м.кв., и передачи его в муниципальную собственность, а также о возложении на администрацию Ленинского района г.Екатеринбурга обязанности предоставить это жилое помещение истцу на условиях договора социального найма.

Прокурор Ленинского района г.Екатеринбурга, также действуя в интересах недееспособного ФИО2, обратился в суд с аналогичным иском к администрации Ленинского района г.Екатеринбурга о признании ФИО2 нуждающимся в предоставлении жилого помещения, обязывании поставить истца на учет в качестве нуждающегося в жилье в первоочередном порядке как бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, включении истца в список лиц, имеющих право на получение жилья за счет средств федерального бюджета.

В обоснование требования истцами было указано, что ФИО11, является инвалидом ВОВ, также является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, в связи с чем имеет право на льготы, предусмотренные ФЗ РФ «О ветеранах». Кроме того, ФИО2 является инвалидом 1-й группы по профессиональному заболеванию, а также страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одном жилом помещении. В настоящее время ФИО2 признан в установленном законом порядке недееспособным, проживает в 2-комнатной квартире дочери Черных Е.Л., которая также является его опекуном. Иного жилья ФИО2 не имеет. В марте 2011 года опекун Черных Е.Л., действуя в интересах своего недееспособного отца, обратилась в администрацию Ленинского района г.Екатеринбурга с заявлением о постановке ФИО2 на учет для получения социального жилья, однако ответчиком было принято решение об отказе в удовлетворении данного заявления по причине того, что истец ФИО2 не является нуждающимся, поскольку на каждого проживающего в квартире приходится более 10 м.кв. общей площади. Однако, в соответствии со ст.14 ФЗ РФ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» инвалиды ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их материального положения. Кроме того, ветерану ВОВ должно предоставляться жилье площадью <данные изъяты>. Порядок обеспечения жильем инвалидов ВОВ за счет средств федерального бюджета установлен Постановлением Правительства Свердловской области №357-ПП от 28.04.2006г. В соответствии с этим порядком средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения жильем инвалидов ВОВ, направляются на строительство жилых помещений в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которые размещают гос.заказ на строительство. Затем построенные жилые помещения поступают в казну Свердловской области, а затем МУГИСО передает их в муниципальную собственность. Однако, истцу необоснованно отказали в постановке на учет для получения жилья, в связи с чем опекун истца и прокурор Ленинского района г.Екатеринбурга обратились в суд с настоящими исками.

Определением Ленинского райсуда г.Екатеринбурга от 15.08.2011 года гражданские дела по иску прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах ФИО2 и по иску законного представителя Черных Е.Л., также действующей в интересах недееспособного ФИО2 к указанным в иске ответчикам были объединены в одно производство.

В последующем прокурор Ленинского района г.Екатеринбурга и представитель Черных Е.Л., действующие в интересах недееспособного ФИО2, уточнили ранее заявленные требования и просили признать за истцом право на обеспечение его жильем в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах», направить в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сводный список граждан, состоящих на учете для получения жилья и включить в него истца, признать незаконным Распоряжение администрации Ленинского района г.Екатеринбурга об отказе в постановке истца на учет нуждающихся в жилье, обязать администрацию г.Екатеринбурга предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение площадью не менее <данные изъяты> в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах», возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность выделить СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» денежные средства для приобретения жилья, приобрести такое жилье для истца, обязать Правительство Свердловской области и МУГИСО передать приобретенное для истца жилье в муниципальную собственность, а затем предоставить истцу по договору социального найма – (л.д.164-170).

В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинского района г.Екатеринбурга, законный представитель недееспособного ФИО2 – Черных Е.Л. и ее представитель поддержали уточненные исковые требования в полном объеме, а кроме того Черных Е.Л. суду пояснила, что ее отец ФИО2 страдает хроническим психическим заболеванием, она была вынуждена его вселить в свою квартиру, поскольку он остался один и ему нужен постоянный уход, совместно единой семьей они не проживают, Черных Е.Л. только осуществляет за ним уход. Однако, в связи с вселением отца ухудшились ее жилищные условия, поскольку она вынужденно проживает в одной комнате со своим совершеннолетним сыном, а отец ФИО2 занимает другую комнату в ее квартире площадью <данные изъяты>

В ходе подготовки дела к рассмотрению в судебном заседании, а также в ходе его рассмотрения к участию в деле в качестве 3-х лиц были привлечены Минфин РФ, Минфин Свердловской области.

Представители администрации г. Екатеринбурга и Ленинского района г.Екатеринбурга в судебном заседании с иском не согласились, указав на отсутствие правовых оснований для предоставления истцу отдельного жилья на основании ФЗ «О ветеранах», поскольку недееспособный ФИО2 в силу закона является членом семьи нанимателя Черных Е.Л. и не является нуждающимся, т.к. обеспечен жильем более нормы. И если истец просит предоставить ему жилье на основании ФЗ «О ветеранах», то оно должно предоставляться за счет федерального бюджета, а не за счет бюджета органа местного самоуправления в порядке очередности, а не во внеочередном порядке.

Представители Минфина Свердловской области и Минфина РФ в судебное заседание не явились, в представленных в дело письменных отзывах данные лица просили дело рассмотреть в отсутствие их представителей и указали, что не являются надлежащими ответчиками по делу, поскольку не обладают полномочиями по предоставлению жилья гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 82-84, 86).

В представленных в дело письменных отзывах Правительство Свердловской области, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» также просили дело рассмотреть в их отсутствие и указали, что обеспечение истца жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О ветеранах» возможно только при условии признания его нуждающимся и постановки на соответствующий учет. Однако, истец и члены его семьи проживают в отдельной квартире, с обеспеченностью каждого члена их семьи жилой площадью свыше учетной нормы, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется – (л.д.67,142,147-148).

Иные ответчики, указанные в иске и извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, отзыва на иск не представили, своих представителей в суд не направили, о причинах их неявки не сообщили и не просили об отложении судебного заседания.

Учитывая данные обстоятельства, мнение сторон, явившихся в судебное заседание, суд признал возможным рассмотреть настоящее дело при установленной явке.

Заслушав пояснения законного представителя истца и представителя прокуратуры Ленинского района г.Екатеринбурга, возражения представителей администрации г.Екатеринбурга и администрации Ленинского района г.Екатеринбурга, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд частично удовлетворяет заявленные требования по следующим основаниям.

Судом было установлено и не оспаривалось сторонами, что истец <данные изъяты>

Также судом было установлено, подтверждается письменными материалами дела и не оспаривалось сторонами, что недееспособный ФИО2 проживает и зарегистрирован в <адрес> общей площадью <данные изъяты>, которая в 1999 году была предоставлена в пользование на условиях социального найма Королюк Т.С. (жена истца) и членам ее семьи – Черных Е.Л. (дочь) и Черных И.Е. (внук). В настоящее время в указанной квартире фактически проживают и зарегистрированы Черных Е.Л., Черных И.Е. и ФИО2 Бывший наниматель спорной квартиры <данные изъяты>. Указанное жилое помещение, на момент рассмотрения дела, не приватизировано.– (л.д.27,124,132).

Иных жилых помещений на праве собственности или по договору найма истец ФИО2 не имеет, что подтверждается письменными материалами дела и не оспаривалось представителями ответчика и иными лицами, участвующими в деле.

Также из представленного представителем истца суду удостоверения следует, что он имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Кроме того, в соответствии со Справками МСЭ, Психиатрической больницы №6 от 27.01.2011 года <данные изъяты>, в связи с чем имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ 0000 от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку совместное проживание с другими лицами в одной квартире является невозможным - (л.д.100).

В соответствии с п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ.

Согласно п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, указанным гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Согласно Постановлению Правительства РФ №378 от 16.06.2006г. «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» заболевание, которое присутствует у истца ФИО2, входит в указанный перечень.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Черных Л.П. страдает хроническим заболеванием, которое включено в соответствующий перечень болезней, предоставляющих указанному гражданину право на получение социального жилья во внеочередном порядке.

С учетом указанных обстоятельств, суд считает обоснованными требования законного представителя истца ФИО2 и прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга в части предоставления недееспособному ФИО2 по договору социального найма администрацией г.Екатеринбурга благоустроенного жилого помещения вне очереди как лицу, страдающему хроническим заболеванием, включенным в специальный перечень.

Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению ФИО2 на условиях социального найма, суд принимает во внимание положения ч.5,6 ст.57 ЖК РФ, Постановление Главы г.Екатеринбурга №824 от 31.08.2005г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», и считает возможным обязать администрацию г.Екатеринбурга предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> расположенное в пределах г.Екатеринбурга и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Остальные заявленные представителем ФИО2 и Прокурором Ленинского района г.Екатеринбурга требования суд считает не основанными на законе по следующим основаниям.

Как следует из представленного истцом удостоверения, ФИО13 и имеет право на льготы, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.

В соответствии с п.8 ст. ст.154 ФЗ РФ №122-ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», проживающим на территории РФ бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, предоставляются, в том числе, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов ВОВ.

В соответствии с п.п.4 п.1 ст.14 ФЗ РФ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего закона.

Согласно ст.23.2 ФЗ РФ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам гос.власти субъектов РФ полномочия по представлению мер социальной поддержки, в том числе полномочия по обеспечению жильем. Этой же нормой закона предусмотрен порядок предоставления данной категории жилых помещений, однако предоставление такого жилья во внеочередном порядке данным законом не предусмотрено. Более того, указанный федеральный закон предусматривает также нуждаемость лица, претендующего на получение жилого помещения.

Однако судом было установлено, что истец ФИО2 фактически проживает в 2-комнатной квартире дочери площадью 42,4 м.кв., квартира предоставлена Черных Е.Л. на условиях договора социального найма и на момент рассмотрения данного дела – не приватизирована, всего в квартире проживает 3 человека и истец ФИО2, в силу закона (ст.69 ЖК РФ), является членом семьи нанимателя, то суд приходит к выводу, что истец не является нуждающимся в жилом помещении в соответствии со ст.14 ФЗ РФ «О ветеранах» поскольку на его долю и других проживающих в квартире лиц приходится по 14,1 м.кв., что больше учетной нормы площади, необходимой для признания гражданина нуждающимся в жилье в соответствии с Постановлением Главы г.Екатеринбурга №824 от 31.08.2005г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «Город Екатеринбург».

Таким образом, оснований для предоставления истцу ФИО2 жилого помещения площадью <данные изъяты> во внеочередном порядке по закону «О ветеранах» – не имеется, поскольку перечень оснований, указанных в п.2 ст.57 ЖК РФ, является исчерпывающим, а инвалиды ВОВ в указанный перечень не входят.

Аналогичные требования в обеспечении жильем предъявляются также к гражданам, имеющим инвалидность.

Так в соответствии со ст. 17 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ от 24.11.1995г., инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ. Таким образом, обеспечение жильем указанной категории граждан производится в порядке очередности (ст.57 ЖК РФ).

Закон Свердловской области №40-ОЗ от 27.04.2007г. «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области», на который ссылается истец, также требует признания гражданина нуждающимся, а предоставление жилья указанной категории лиц производится в порядке очередности (п.5 ст.5 Закона).

С учетом таких обстоятельств суд приходит к выводу, что у истца отсутствуют правовые основания для обеспечения его жильем во внеочередном порядке по другим указанным им основаниям, в том числе на основании ФЗ РФ «О ветеранах».

С учетом этого суд отказывает ФИО2 и прокурору Ленинского района г.Екатеринбурга в удовлетворении требований о признании не законным Распоряжения администрации Ленинского района г.Екатеринбурга от 27 мая 2011 года об отказе в постановке ФИО2 на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, признании за истцом права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008г., обязывании администрации г.Екатеринбурга направить в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сводный список граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и включить в него ФИО2, возложении на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность выделить СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» денежные средства для приобретения жилья истцу площадью не менее <данные изъяты> возложении на СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» обязанности приобрести для Черных Е.Л. жилое помещение площадью 36 м.кв., возложении на Правительство Свердловской области и МУГИСО передать приобретенное жилое помещение в муниципальную собственность, а администрации г.Екатеринбурга – предоставить это жилое помещение истцу по договору социального найма – поскольку данные требования не основаны на законе.

Так как других требований либо требований к иным ответчикам на рассмотрение суда в настоящем судебном заседании не заявлено, суд на основании ч. 3 ст. 196 ГПК РФ принимает решение в пределах заявленных истцами требований.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга и Черных Е.Л., действующих в интересах недееспособного ФИО2 удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Екатеринбурга предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры на условиях социального найма общей площадью не менее <данные изъяты> отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в пределах г. Екатеринбурга.

В удовлетворении остальной части иска прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга и Черных Е.Л., действующих в интересах недееспособного ФИО2 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья: (Лимонова Л.Ф.)

-32300: transport error - HTTP status code was not 200