РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 апреля 2011 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Савиновой О.Н., при секретаре Васильевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Сборщиковой ФИО5 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области о назначении трудовой пенсии, УСТАНОВИЛ: Сборщикова О.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению ПФ РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга о назначении досрочной пенсии с даты возникновения права, т.е. со 02.10.2010 г. Ответчик, иск не признал в полном объеме, пояснив, что право истца возникло не 02.10.2010 года, а 02.12.2010 г., поскольку, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, не включены два месяца с 01.09.1980 г. по 30.10.1980 г., в виду отсутствия сведения о заработной плате. Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования Сборщиковой О.Ю. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.п. 20 п. 1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» N 173 ФЗ от 17.12.2001 г. предусматривает, что досрочная трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного законодателем, назначается лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах. Согласно п.2 статьи 27 названного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, в том числе, и в соответствии с п.п.20 п.1 статьи 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», нормативные правовые акты РФ, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу названного федерального Закона, применяются в части ему не противоречащей. Таким образом, в настоящее время лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, досрочная трудовая пенсия по старости назначается с применением действовавших до 1 января 2002 года нормативных правовых актов - Постановления Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», (в дальнейшем Список № 464), и Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», (в дальнейшем Список № 1066). В связи с чем, право на досрочное назначение пенсии по нормам подп.20 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ определялось на основании: списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет (далее Список № 464), утвержденного Постановлением СМ РСФСР от 06.09.91г. № 464. Список № 464 действует на периоды работы до 1 ноября 1999г.; номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377; номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 г. № 395; единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 3.06.2003 г. N 229, списка должностей, работа в которых с 1 ноября 1999 г. подлежит зачету в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 г. № 130 (далее Список № 1066, Правила). Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соотв. со ст.ст. 27 и 26 Закона № 173-ФЗ" (вступившим в действие с 23.07.2002 г.), Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены соответствующие Списки и Правила, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соотв. со ст. 28 Закона № 173-ФЗ, вступившие в действие с 12.11.2002 г. Для зачета в выслугу лет периодов работы необходимо, чтобы наименование должности, отделения, учреждения были предусмотрены выше указанными списками и номенклатурами. Льготный порядок исчисления стажа применяется в случае, если наименование структурного подразделения государственного или муниципального учреждения здравоохранения соответствует наименованию, имеющемуся в Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденному постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года, если речь идет о периоде работы после 1 ноября 1999 года, или п.2 Постановления Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года по периодам работы до 01.11.1999 года. Разрешая исковые требования по существу, суд принимает во внимание следующее. Как видно из материалов дела, 15.09.2010 г. в Управление ПФ Сборщиковой О.Ю. к рассмотрению были представлены документы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Закон № 173-ФЗ). Решением Управления от 15.11.2010 г. № 14\104 Сборщиковой О.Ю. было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составил 28 лет 08 месяцев 13 дней вместо требуемого стажа в 30 лет. Сборщикова О.Ю. обратилась в суд с заявлением о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. По решению суда в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии учтены периоды работы Сборщиковой О.Ю. с 04.11.1980 г. по 31.12.1981 г., с 01.02.1982 г. по 04.03.1982 г. в должности патронажной медицинской сестры, с 03.12.1980 г. в должности групповой медицинской сестры в Детских яслях № 67. Согласно пояснениям представителя ответчика, в стаж истца не вошли два месяца сентябрь-октябрь 1980 года, так как отсутствуют сведения о заработной плате. Вместе с тем, в случае отсутствия указанных двух месяцев при исчислении стажа истца, право на назначение пенсии возникает со 02.12.2010 года, а не с 02.10.2010 года, как просит истец. Между тем, истцом представлена копия акта от 12.07.1991 года, где указано, что в результате затопления помещения архива Центральной городской больницы № 6, часть медицинских историй, а также книги приказов отдела кадров за 1977-1978 гг., за 1979-1981 гг. полностью основательно промокли и восстановлению не подлежат. При таких обстоятельствах, суд считает, что отсутствие сведений о заработной плате в виду утраты при чрезвычайной ситуации, за сентябрь-октябрь 1980 года, не по вине работника, суд вправе установить право истца на включение указанных периодов в стаж. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. (ст. 13, Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)) Работа истца в указанный период в качестве медицинской сестры 5 терапевтического отделения «Центральной городской клинической больницы № 6» подтверждается как записью в трудовой книжке, так и уточняющими справками, о том, что Сборщикова О.Ю. отвлечений от работы не имела. Поскольку льготное пенсионное обеспечение медицинских работников является их конституционным правом и социальной гарантией, то отсутствие сведений о заработной плате, не должно влиять на право пенсионного обеспечения граждан. Таким образом, суд считает установленным факт осуществления истцом в указанный период медицинской деятельности по оказанию помощи населению, а спорный период работы истца подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с оказанием лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом, также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж, определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений Согласно п. 3 ст.4 Федерального Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на пенсию. Сборщикова О.Ю. обратилась в пенсионный фонд 02.10.2010 года, однако пенсия ей назначена только по истечении вступления решения суда, которым включены периоды работы истца в трудовой стаж, в законную силу и обращения с заявлением повторно в пенсионный фонд, то есть с 14.01.2011 года. В соответствии со ст.19 Закона пенсия назначается со дня обращения за ней (ч.1), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления со всеми необходимыми документами (ч.2), в случаях, когда к заявлению приложены не все необходимые для назначения пенсии документы и если они будут представлены не позднее трёх месяцев со дня подачи заявления, днём обращения считается день подачи заявления (ч.3). Подтверждение спец.стажа потребовало установление фактов в судебном порядке, истец реализовал свое право на защиту интересов, однако, право на получение пенсии при наличии необходимого стажа возникает именно с момента приобретения права с учетом тех периодов, которые подтверждены вступившим в законную силу решением суда. Заявление о назначении пенсии истцом было подано, когда она (с учетом тех спорных периодов, которые признаны судом обоснованными) выработала стаж, необходимый для назначения пенсии. Таким образом, днем приобретения права на назначение пенсии является 02.10.2010 г. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Сборщиковой ФИО6 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области о включении периодов работы в стаж и назначении трудовой пенсии, удовлетворить. Зачесть Сборщиковой ФИО7 в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости период работы истца с 01.09.1980 г. по 30.10.1980 года в качестве медицинской сестры в 5 терапевтическом отделении «Центральной городской клинической больницы № 6». Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области установить и выплачивать Сборщиковой ФИО8 пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения со дня возникновения права, то есть со 02.10.2010 года. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение. Судья: