кирпичев - Дума



Дело N 2-2557\11(09)

В окончательном виде изготовлено 12 апреля 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2011 года

Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Проняевой Г.А.

при секретаре Кузнецовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по

заявлению

Кирпичева В.Ф.

о признании абзаца второго пункта 1 статьи 17 Регламента Екатеринбург-

ской городской Думы, утвержденного Постановлением Екатеринбургской го-

родской Думы от 12.07.1996 г. (с последующими изменениями), противоре-

чащим пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ

"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации",

УСТАНОВИЛ:

Кирпичев В.Ф., действуя на основании ст.251 ГПК РФ, обратился в

суд с заявлением к Екатеринбургской городской Думе о признании абзаца

второго пункта 1 статьи 17 Регламента Екатеринбургской городской Думы,

утвержденного Постановлением Екатеринбургской городской Думы от

12.07.1996 г. (с последующими изменениями), противоречащим пункту 1

статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке расс-

мотрения обращений граждан Российской Федерации".

В обоснование своего заявления Кирпичев В.Ф. указал, что формули-

ровка обжалуемого пункта Регламента в части слов <граждане и их объ-

единения> противоречит пункту 1 статьи 2 Федерального закона от

02.05.2006 № 59-ФЗ <О порядке рассмотрения обращений граждан Российс-

кой Федерации>, поскольку, как он полагает, при такой формулировке

нормы граждане и их объединения лишены непосредственной, без участия

постоянных комиссий Думы, возможности обратиться в Екатеринбургскую

городскую Думу с предложением о включении в повестку ее заседания

рассмотрение какого-либо конкретного вопроса.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании просила

в удовлетворении заявления Кирпичева В.Ф. отказать, учитывая, что Рег-

ламент Екатеринбургской городской Думы не обладает признаками норма-

тивного правового акта, он является внутренним документом организаци-

онного характера, так как определяет непосредственный порядок работы

представительного органа местного самоуправления, касается внутренней

организации работы Думы, распространяется не на неопределенный круг

лиц, а только на депутатов городской Думы и работников аппарата го-

родской Думы. Таким образом, Регламент не затрагивает права, свободы и

обязанности граждан, его применение каких-либо нарушений прав и свобод

граждан, в том числе и заявителя, не влечет, следовательно, он не мо-

жет быть обжалован в порядке ст. 251 ГПК РФ.

Кроме того, представителем Думы указано на отсутствие правовых

оснований для признания Регламента в обжалуемой части не нарушает пра-

во заявителя на правотворческую инициативу. Противоречий между Регла-

ментом и Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ не имеется, пос-

кольку оба акта предусматривают право граждан на обращение, а оспари-

ваемая норма Регламента (ст. 17) лишь определяет формирование проекта

повестки и утверждение повестки заседания Думы.

Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд полага-

ет заявление Кирпичева В.Ф. не подлежащим удовлетворению по следующим

основаниям.

В соответствии со ст.ст.55-56 ГПК РФ обязанность по представлению

доказательств возлагается на стороны.

Кирпичев Ф.В. обратился в суд с заявлением о признании абзаца

второго пункта 1 статьи 17 Регламента Екатеринбургской городской Думы,

утвержденного Постановлением Екатеринбургской городской Думы от

12.07.1996 № 1, с последующими изменениями (далее - Регламент) проти-

воречащим Федеральному закону от 02.05.2006 № 59-ФЗ <О порядке расс-

мотрения обращений граждан Российской Федерации>.

Суд находит возможным согласиться с доводом представителя заинте-

ресованного лица о то, что заявление Кирпичева В.Ф. об оспаривании

Регламента необоснованно подано со ссылкой на ст. 251 ГПК РФ, как об

оспаривании нормативного правового акта.

Действительно, в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда

РФ от 29.11.2007 № 48 <О практике рассмотрения судами дел об оспарива-

нии нормативных правовых актов полностью или в части> указаны сущест-

венные признаки, характеризующие нормативный правовой акт, ими являют-

ся: издание его в установленном порядке управомоченным органом госу-

дарственной власти, органом местного самоуправления или должностным

лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных

для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное примене-

ние, направленных на урегулирование общественных отношений либо на из-

менение или прекращение существующих правоотношений.

Регламент Екатеринбургской городской Думы не обладает признаками

нормативного правового акта. Он является внутренним документом органи-

зационного характера, так как определяет непосредственный порядок ра-

боты представительного органа местного самоуправления, касается внут-

ренней организации работы Думы, распространяется не на неопределенный

круг лиц, а только на депутатов городской Думы и работников аппарата

городской Думы.

Как видно из текста ст.17 Регламента, указанная статья регулирует

процедуру формирования проекта повестки и утверждения повестки заседа-

ния Думы.

Таким образом, Регламент не затрагивает права, свободы и обязан-

ности граждан, его применение каких-либо нарушений прав и свобод граж-

дан, в том числе заявителя, не влечет.

Что касается непосредственно доводов заявителя о несоответствии

оспариваемой нормы Регламента положениям п.1 ст.2 Федерального закона

от 02.05.2006 № 59-ФЗ, суд полагает, что они являются необоснованными,

учитывая следующее.

Заявитель просит признать в части слов <граждане и их объедине-

ния> в абзац второй пункта 1 статьи 17 Регламента противоречащим пунк-

ту 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ <О порядке

рассмотрения обращений граждан Российской Федерации>, так как полага-

ет, что при такой формулировке нормы граждане и их объединения лишены

непосредственной возможности обратиться в Екатеринбургскую городскую

Думу с предложением о включении в повестку ее заседания рассмотрение

какого-либо конкретного вопроса.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от

27.07.2010) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Феде-

рации" граждане имеют право на обращение.

В силу п.2 ст.2 указанного Закона граждане реализуют право на об-

ращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на об-

ращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ

обращение гражданина - это направленные в государственный орган, орган

местного самоуправления или должностному лицу предложения, заявления

или жалобы.

Бесспорно, что не абсолютно каждое обращение гражданина в Думу

должно быть включено в повестку заседания Думы.

Оспариваемая норма Регламента (ст. 17) определяет формирование

проекта повестки и утверждение повестки заседания Думы.

В частности, ст.17 Регламента предусмотрено, что предложения в

повестку вносят Глава Екатеринбурга - Председатель Думы, депутаты,

постоянные комиссии, депутатские группы и рабочие группы, глава Адми-

нистрации города Екатеринбурга. (в ред. Решения Екатеринбургской го-

родской Думы от 02.11.2010 N 52).

Органы территориального общественного самоуправления, граждане,

их объединения, представители предприятий, учреждений и организаций

муниципального образования "город Екатеринбург" вносят свои предложе-

ния в повестку заседания через постоянные комиссии в порядке, установ-

ленном положениями о комиссиях (п.1 ст.17 Регламента).

Согласно п.2 ст.17 предложения направляются Главе Екатеринбурга -

Председателю Думы в письменном виде не позднее чем за две недели до

начала заседания Думы. Предложение должно содержать обоснование целе-

сообразности рассмотрения данного вопроса, а при необходимости - про-

ект решения Думы и иные сопутствующие материалы (положения, расчеты,

статистические сведения и другое).

Глава Екатеринбурга - Председатель Думы организует регистрацию

поступающих предложений и в течение суток направляет их в постоянную

комиссию, к компетенции которой относится предлагаемый к рассмотрению

вопрос.

В соответствии с главой 8 Конституции, Федеральным законом от

06.10.2003 № 131-ФЗ <Об общих принципах организации местного самоуп-

равления в Российской Федерации> (далее - Федеральный закон от

06.10.2003 № 131-ФЗ) органы местного самоуправления не входят в систе-

му органов государственной власти, наделены собственными полномочиями

по решению вопросов местного значения.

Так, частью 3 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 №

131-ФЗ установлено, что порядок формирования, полномочия, срок полно-

мочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправле-

ния, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов

определяются уставом муниципального образования.

Как указал представитель заинтересованного лица, статьей 25 Уста-

ва муниципального образования <город Екатеринбург> определено, что го-

родская Дума в пределах своих полномочий принимает решения, устанавли-

вающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципаль-

ного образования, а также решения по вопросам организации деятельности

городской Думы. Вопросы организации деятельности Екатеринбургской го-

родской Думы регламентируются Уставом муниципального образования <го-

род Екатеринбург> (ст.ст. 24-35, 51-52) и ее Регламентом.

Изменение общих принципов организации местного самоуправления,

установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, допускается

не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Федераль-

ный закон (часть 2 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Таким образом, компетенция представительного органа определена

федеральным законодательством, а регулирование вопросов по организации

работы и деятельности представительного органа муниципального образо-

вания <город Екатеринбург> принадлежит исключительно Екатеринбургской

городской Думе.

Кроме того, представитель Думы сослался на то, что заявитель в

полной мере может реализовать предоставленное ему право принимать

участие в осуществлении местного самоуправления, в частности, в виде

правотворческой инициативы.

В частности, в соответствии со статьей 17 Устава муниципального

образования <город Екатеринбург>, статьей 27 Положения о правотворчес-

кой инициативе граждан при соблюдении установленного порядка реализа-

ции правотворческой инициативы граждан, органы территориального об-

щественного самоуправления, граждане, их объединения, представители

предприятий, учреждений и организаций муниципального образования <го-

род Екатеринбург> могут осуществлять свое право непосредственного

участия в осуществлении местного самоуправления.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реали-

зации правотворческой инициативы граждан, в случае принятия его к

рассмотрению подлежит обязательному рассмотрению Екатеринбургской го-

родской Думой в течение трех месяцев со дня его внесения.

Иные обращения граждан, общественных объединений, организаций,

поступающие в Екатеринбургскую городскую Думу рассматриваются в поряд-

ке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ст. 32

Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ст. 23 Устава муниципаль-

ного образования <город Екатеринбург>).

Таким образом, в силу вышеприведенных норм, суд полагает, что от-

сутствуют правовые основания для удовлетворения заявления Кирпичева

В.Ф.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,

суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Кирпичева В.Ф., о

признании в части слов "граждане, их объединения" абзаца второго пунк-

та 1 статьи 17 Регламента Екатеринбургской городской Думы, утвержден-

ного Постановлением Екатеринбургской городской Думы от 12.07.1996 г.

(с последующими изменениями), противоречащим пункту 1 статьи 2 Феде-

рального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обра-

щений граждан Российской Федерации", отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Сверд-

ловский областной суд с подачей жалобы через суд, вынесший решение, в

течение десяти дней.

Судья. Подпись.

Копия верна.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200