Дело N 2-2594\11(09)
В окончательном виде изготовлено 12 апреля 2011 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 апреля 2011 года
Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Проняевой Г.А.
при секретаре Кузнецовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по за-
явлению
Территориального отдела Управления Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Свердловской области в Ленинском районе и
Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга
о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения
внеплановой выездной проверки,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской
области в Ленинском районе и Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга
(далее - Роспотребнадзор) обратился в суд с заявлением о признании не-
законным решения заместителя прокурора Ленинского района г.Екатерин-
бурга от 24.12.2010г. об отказе в согласовании проведения внеплановой
выездной проверки в отношении индивидуального предпринимателя ФИО5
ФИО5 на объекте - буфет в НОУ ВПО <Гуманитарный уни-
верситет> по адресу: <адрес>, и о возложе-
нии на прокуратуру Ленинского района г.Екатеринбурга обязанности сог-
ласовать внеплановую выездную проверку в отношении указанного индиви-
дуального предпринимателя.
В судебном заседании представитель прокуратуры просил в удовлет-
ворении заявления отказать, сославшись на то, что исходя из представ-
ленных Роспотребнадзором документов, основанием для обращения Минис-
терства торговли, питания и услуг Свердловской области в Управление
Роспотребнадзора явилась проверка в период с 06.09.2010 по 29.10.2010
года, которая к материалам, обосновывающим необходимость проведения
внеплановой проверки, не была приложена. Причастность индивидуального
предпринимателя ФИО1 к нарушению санитарно-эпидемиологическо-
го законодательства не была установлена.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает
требования заявления подлежащими удовлетворению по следующим оснвоани-
ям.
В соответствии со ст.1 Федерального Закона РФ от 30.03.1999 г. №
52-ФЗ <О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения>, сани-
тарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья
населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное
воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются бла-
гоприятные условия его жизнедеятельности; государственные санитар-
но-эпидемиологические правила - это нормативные акты, устанавливающие
санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает
угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и
распространения заболеваний.
Санитарно-эпидемиологические благополучие населения обеспечивает-
ся посредством государственного санитарно-эпидемиологического надзора
(ст.2 Закона), при этом Роспотребнадзор является уполномоченным феде-
ральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по конт-
ролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического бла-
гополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рын-
ка, и осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор
за соблюдением санитарного законодательства, в частности, осуществляет
в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индиви-
дуальных предпринимателей и граждан выполнению требований санитарного
законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребите-
лей, правил продажи отдельных видов товаров.
В соответствии с п. 2 ст. 10 ФЗ № 294 <О защите прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государствен-
ного контроля (надзора) и муниципального контроля> поступление в орга-
ны государственного контроля информации от органов государственной
власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информа-
ции о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан
является основанием для проведения внеплановой проверки.
Как указал заявитель, 23.11.2010г. в Территориальный отдел Управ-
ления Роспотребнадзора по Свердловской области в Ленинском районе и
Верх-Исетском районе г.Екатеринбурга поступило письмо № 09- 27/378 от
12.11.2010г. из Министерства торговли, питания и услуг Свердловской
области о выявленных нарушениях санитарного законодательства при про-
ведении обследования объектов общественного питания в образовательных
учреждениях, производственных предприятиях Свердловской области.
Согласно письма и приложенных к нему документов индивидуальным
предпринимателем ФИО3, организующим питание в НОУ ВПО <Гума-
нитарный университет> по адресу: <адрес>,
нарушаются условия и сроки хранения пищевого сырья и готовой пищевой
продукции, что создает угрозу для здоровья и жизни человека, и что мо-
жет привести к возникновению массовых острых пищевых и инфекционных
заболеваний, а также отравлений среди студентов НОУ ВПО <Гуманитарный
университет>.
Таким образом, как указал заявитель, информация, поступившая из
органа государственной власти субъекта РФ, содержала сведения о фактах
явного возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан,
следовательно, в связи с чем требовалось проведение внеплановой выезд-
ной проверки. Проведение внеплановой документарной проверки в данном
случае было невозможно, поскольку без выезда сотрудников Роспотребнад-
зора на объект (без проведения внеплановой выездной проверки) невоз-
можно проверить факты, отраженные в поступившей информации, и в полном
объеме оценить угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, а так-
же своевременно предотвратить возникновение массовых острых пищевых и
инфекционных заболеваний, а также отравлений среди студентов НОУ ВПО
<Гуманитарный университет>.
Представитель заявителя просил обратить внимание на то, что угро-
за причинения вреда жизни, здоровью граждан, связанная с возникновени-
ем массовых острых пищевых и инфекционных заболеваний, а также отрав-
лений граждан, возникает уже при таких обстоятельствах, как нарушение
условий и сроков хранения пищевого сырья и готовой пищевой продукции.
В силу ч.5 ст. 10 Закона РФ № 294-ФЗ внеплановая выездная провер-
ка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, может быть прове-
дена по вышеуказанному основанию после согласования с органом прокура-
туры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, инди-
видуальных предпринимателей.
Трижды (08.12.2010 г., 20.12.2010 г., 24.12.2010 г.) Территори-
альный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Ле-
нинском и Верх-Исетском районе города Екатеринбурга обращался с заяв-
лениями в прокуратуру Ленинского района о согласовании с органом про-
куратуры проведении Роспотребнадзором внеплановой выездной проверки
индивидуального предпринимателя ФИО1, осуществляющего дея-
тельность по адресу: <адрес>, по каждому
из которых выносились решения об отказе в согласовании проверки от
08.12.2011 г., 21.12.2010 г. и 24.12.2010 г. соответственно.
В решении об отказе в согласовании проверки от 08.12.2010 года в
качестве одним из оснований отказа указано на отсутствие в представ-
ленных документах подтверждения причастности индивидуального предпри-
нимателя ФИО1 к нарушениям нарушения условий и сроков хране-
ния сырья и готовой продукции в НОУ ВПО Гуманитарный университет <адрес>
<адрес>, <адрес>).
В решении об отказе в согласовании проверки от 21.12.2010 года
основанием отказа указано на несоблюдение требований к оформлению рас-
поряжения о проведении проверки.
Решением заместителя прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга
от 24.12.2010г. Роспотребнадзору вновь было отказано в согласовании
проведения внеплановой выездной проверки в отношении ИП ФИО1
на основании п.п.2 п. 11 ст. 10 Федерального Закона 26.12.2008г. №
294-ФЗ <О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимате-
лей осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля> - отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной
проверки.
В качестве оснований для проведения внеплановой выездной проверки
индивидуального предпринимателя ФИО1 в каждом из трех случаев
является поступление в Управление Роспотребнадзора по Свердловской об-
ласти информации из Министерства торговли, питания и услуг Свердловс-
кой области № 09-27/378 от 12.11.2010 года, согласно которой Минис-
терством в ходе проверки в период с 06.09.2010 года по 29.10.2010 года
выявлены нарушения условий и сроков хранения сырья и готовой продукции
в НОУ ВПО Гуманитарный университет (<адрес>,
<адрес>
Однако, как указал представитель прокуратуры, исходя из представ-
ленных документов, основанием для обращения Министерства торговли, пи-
тания и услуг Свердловской области в Управление Роспотребнадзора яви-
лась проверка в период с 06.09.2010 по 29.10.2010 года, которая к ма-
териалам, обосновывающим необходимость проведения внеплановой провер-
ки, Роспотребнадзором не была приложена, из чего прокуратурой был сде-
лан вывод о том, что причастность индивидуального предпринимателя Ма-
рабяна А.А. к нарушению санитарно-эпидемиологического законодательства
не установлена, и в согласовании проведения внеплановой выездной про-
верки было отказано.
В опровержение довода прокуратуры Роспотребнадзор сослался на то,
что 24.12.2010г. к заявлению № 01-16-14/98 о согласовании с органом
прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки в отношении инди-
видуального предпринимателя ФИО1 на объекте - буфет в НОУ ВПО
<Гуманитарный университет> по адресу: <адрес>,
<адрес>, были приложены копия распоряжения № 01-01-01-03/-16/1163 и доку-
менты, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведе-
ния, а именно: копия письма Министерства торговли, питания и услуг
Свердловской области № 09-27/378 от 12.11.2010г. с сопроводительным
письмом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, копия
письма НОУ ВПО <Гуманитарный университет> № 348 от 10.12.2010г. с при-
ложением.
Представитель прокуратуры в судебном заседании пояснил, что в
приложенных к заявлению о согласовании проверки документам не содержа-
лись сведений о нарушении условий и сроков хранения сырья и готовой
продукции, поскольку Справка по обследованию предприятий, организующих
питание обучающихся и студентов Свердловской области от 27.10.2010г.,
составленная специалистами Министерсства торговли, питания и услуг
Свердловской области в буфете НОУ ВПО <Гуманитарный университет>, не
была приложена к заявлению Роспотребнадзора от 24.12.2010 г.
Однако данное утверждение представителя прокуратуры противоречит
тексту решения от 24.12.2010 г., в котором прямо указано на то, что
поводом для проведения внеплановой выездной проверки является поступ-
ление в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области информации
из Министерства торговли, питания и услуг Свердловской области №
09-27/378 от 12.11.2010 года, в котором основанием для проведения про-
верки послужили нарушения условий и сроков хранения сырья и готовой
продукции в НОУ ВПО Гуманитарный университет (<адрес>-
<адрес>), указанные в справке Министерства торговли, питания и ус-
луг Свердловской области от 27.10.2010 года, и согласно представленным
документам питание по этому адресу осуществляет ИП ФИО1
Таким образом, можно сделать вывод, что на момент принятия реше-
ния прокурор располагал указанной справкой.
Вывод решения от 24.12.2010 г. о том, что согласно имеющимся до-
кументам эта справка нарушений условий и сроков хранения сырья и гото-
вой продукции не имеет, противоречит материалам заявления.
Согласно Справки от 27.10.2010г., составленной специалистами Ми-
нистерства торговли, питания и услуг Свердловской области в буфете НОУ
ВПО <Гуманитарный университет>, при проверке указанного объекта об-
щественного питания было выявлено нарушение Санитарных правил, а имен-
но:
- При проверке соблюдения сроков хранения, условий хранения пище-
вого сырья и пищевой продукции установлено, что отсутствуют накладные
на пищевую продукцию (п.22 Справки);
- При проверке оснащенности инвентарем, оборудованием, специаль-
ной одеждой, посудой - кухонная посуда не имеет маркировки, доски с
трещинами (п.28 Справки).
Представитель Роспотребнадзора указал на то, что именно в связи с
выявленными нарушениями Санитарных правил специалистами Министерства
торговли, питания и услуг Свердловской области ИП ФИО1 были
выданы, в том числе, следующие предложения по улучшению организации
питания учащихся (п.33 Справки):
- промаркировать кухонную посуду, инвентарь в соответствии с наз-
начением;
- готовую продукцию хранить с соблюдением температурного режима;
- готовую продукцию поставлять в индивидуальных контейнерах;
- накладные на продукцию сохранять до конца реализации;
- личные вещи персонала убрать с производства;
- транспортную тару не хранить на производстве.
Как указал представитель заявителя, именно данные факты явно сви-
детельствуют о том, что буфете ИП ФИО1, расположенного в НОУ
ВПО "Гуманитарный университет" по адресу: <адрес>,
<адрес>, существует явная угроза для здоровья и жизни человека, и что мо-
жет привести к возникновению массовых острых пищевых и инфекционных
заболеваний, а также отравлений среди студентов НОУ ВПО <Гуманитарный
университет>.
Также представитель заявителя просил принять во внимание, что в
распоряжении Управления Роспотребнадзора Свердловской области указано,
что проверка проводится с целью предотвращения угрозы здоровью и жизни
граждан, загрязнения окружающей среды; предметом проверки указано соб-
людение обязательных требований законодательства; в качестве правовых
оснований проведения проверки указан Федеральный закон № 52-ФЗ <О са-
нитарно-эпидемиологическом благополучии населения>, Федеральный закон
№ 294-ФЗ <О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринима-
телей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муници-
пального контроля>, Федеральный закон РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 <О
защите прав потребителей>, СП 1.1.1058-01 <Организация и проведение
производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполне-
нием санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, СП
1.1.2193-07 <Организация и проведение производственного контроля за
соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидеми-
ческих (профилактических) мероприятий> (изменения и дополнения № 1 к
СП 1.1.1058-01, СанПиН 2.3.2.1324-03 <Гигиенические требования к сро-
кам годности и условиям хранения пищевых продуктов>, СП 2.3.6.1079-01
<Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного
питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и
продовольственного сырья>.
Нарушения Санитарных правил 2.3.6.1079-01 <Санитарно-эпидемиоло-
гические требования к организациям общественного питания, изготовлению
и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного
сырья> были зафиксированы в Справке по обследованию предприятий, орга-
низующих питание обучающихся и студентов Свердловской области от
27.10.2010г.
Таким образом, данное Распоряжение содержит информацию, предус-
мотренную п. 2 ст. 14 Федерального Закона № 294-ФЗ в полном объеме, а,
значит, распоряжение соответствует установленным законодательством РФ
требованиям, предъявляемым к оформлению распоряжения.
Таким образом, суд полагает, что при таких обстоятельствах реше-
нием заместителя прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга от
24.12.2010г. об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной
проверки в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1
нельзя признать обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК
РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Территориального отдела Управления Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
Свердловской области в Ленинском районе и Верх-Исетском районе г. Ека-
теринбурга об оспаривании решения заместителя прокурора Ленинского ра-
йона г.Екатеринбурга от 24.12.2010г. об отказе в согласовании проведе-
ния внеплановой выездной проверки в отношении индивидуального предпри-
нимателя ФИО1 удовлетворить.
Обязать прокуратуру Ленинского района г.Екатеринбурга согласовать
внеплановую выездную проверку в отношении индивидуального предпринима-
теля ФИО1 на объекте - буфет в НОУ ВПО <Гума-
нитарный университет> по адресу: <адрес>.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Сверд-
ловский областной суд с подачей жалобы через суд, вынесший решение, в
течение десяти дней.
Судья