Дело № 2-2515/2011(22)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«13» апреля 2011 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Дыбковой О.А.
при секретаре Хотяновской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пятуниной Л.П. к Товариществу собственников жилья «Регион» о признании действий Товарищества собственников жилья «Регион» незаконными и необоснованными, возложении обязанности по совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Пятунина Л.П. обратилась в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с исковым заявлением о признании действий Товарищества собственников жилья «Регион» незаконными и необоснованными, возложении обязанности по совершению действий.
В обоснование иска указано, что в ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес> был установлен общедомовой прибор учета потребления тепла (счетчик). С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года собственникам квартир начисляли оплату за отопление согласно показаниям счетчика тепла. С ДД.ММ.ГГГГ года руководство ОЖЭК Юго-Западный (ныне ТСЖ «Регион») стало начислять собственникам квартир оплату за отопление по городским тарифам, то есть без учета показаний счетчика тепла. На устные и письменные заявления о необходимости перерасчета оплаты за отопление квартир раз в год руководство ТСЖ «Регион» не реагирует и перерасчет не производит. Согласно требований Жилищного кодекса Российской Федерации размер оплаты за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, согласно требований Постановления Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года корректировка размера оплаты за отопление должна производиться раз в год. Пятунина Л.П. просила суд обязать руководство ТСЖ «Регион» произвести перерасчет оплаты за отопление ее квартиры за период с ДД.ММ.ГГГГ до конца декабря 2010 года согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года, и впредь начислять оплату за отопление ее квартиры с учетом показаний общедомового прибора учета потребления тепла дома. Также просит суд обязать председателя ТСЖ «Регион» выполнять Постановление Правительства Российской Федерации № 731 от 23 сентября 2010 года об утверждении стандарта раскрытия информации организациям осуществляющим деятельность в сфере управления многоквартирными домами и предоставить ей письменный ответ на ее заявление от 15 ноября 2010 года № 196.
В дополнении к исковому заявлению Пятунина Л.П. произвела расчет экономии по отоплению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которая составила <данные изъяты> коп. (л.д.19).
В предварительном судебном заседании истец уточнила исковые требования, просила суд признать действия ТСЖ «Регион» по начислению платы за отопление без показаний теплосчетчика незаконными и необоснованными; обязать ТСЖ «Регион» сделать перерасчет платы за отопление за ДД.ММ.ГГГГ годы с учетом суммарной экономии в размере <данные изъяты>.; убрать из квитанции долг, выставляемый ТСЖ «Регион» на основании выставления платежей по нормативам города; обязать ТСЖ «Регион» выставлять плату за отопление в дальнейшем в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации, то есть по показаниям теплосчетчика; привлечь бухгалтера ФИО3 и председателя правления ТСЖ «Регион» Богатырева Н.Д. к административной ответственности за нарушение законодательства; в случае удовлетворения иска, взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины (л.д. 49).
В основное судебное заседание истец представила уточнение исковых требований, где привела расчет экономии за 2009 год и за 2010 год (л.д.56), поддержала исковые требования по предмету и основаниям, указанным в дополнении к исковому заявлению, представленному в предварительное судебное заседание. Не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Представитель истца Попова О.В. поддержала исковые требования, не возражала о рассмотрении дела в порядке заочного производства. Представитель ответчика, не явившийся в судебное заседание, но при этом надлежащим образом извещенный о месте и времени его проведения, по ее мнению, не явился по той причине, что не смог представить суду доказательств того, что экономия, образовавшаяся при корректировке платы за отопление, ушла на ремонт кровли их <адрес>.
Ответчик ТСЖ «Регион» своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка (л.д. 54), в связи с чем, суд на основании ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
В предварительном судебном заседании представитель ответчика Фатыхов С.Р., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, не согласился с исковыми требованиями истца, пояснив, что начисление платы за отопление ТСЖ производится правильно, а образовавшаяся экономия после корректировки платы за отопление с согласия собственников квартир <адрес> была потрачена на ремонт кровли, что нарушением норм закона не является.
Изучив доводы искового заявления, а также дополнений к нему, заслушав истца, представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и удовлетворении их в части по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, не оспаривается сторонами, что <адрес> принадлежит истцу Пятуниной Л.П. на праве собственности, что подтверждается регистрационным удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.59). В указанной квартире проживает 2 человека, площадь квартиры составляет 48 м.кв.
Данный дом в спорный период находился в управлении ОЖЭК Юго-Западный (ныне ответчика ТСЖ «Регион»). Согласно копии Устава ТСЖ «Регион» ТСЖ объединяет многоквартирные дома, куда входит, в том числе, и дом по адресу: <адрес> (л.д.л.д. 43-44). Договор на содержание, техническое обслуживание и ремонт жилого дома Пятуниной Л.П. был заключен с ОЖЭК Юго-Западный ДД.ММ.ГГГГ (л.д.л.д. 60-62). Оплата жилья и коммунальных услуг, согласно представленных истцом квитанций, производилась ей за ДД.ММ.ГГГГ года на расчетный счет ОЖЭК «Юго-Западный», с января по ДД.ММ.ГГГГ года на расчетный счет ТСЖ «Регион» (л.д.л.д. 8-11).
Таким образом, по смыслу ст. ст. 161,162 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ «Регион» является управляющей компанией в жилом <адрес>.
Согласно акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от ДД.ММ.ГГГГ произведен технический осмотр приборов узла учета тепловой энергии потребителя «ОЖЭК «Юго-Западный» по адресу <адрес>, договор 0000 и проверена комплектность необходимой технической документации в результате чего установлено, что узел учета соответствует «Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя» (л.д.73).
Данный акт является доказательством того, что в <адрес> установлен коллективный (общедомовой) прибор учета потребления тепловой энергии.
Согласно технического паспорта жилого <адрес> год постройки дома- 1975, общая полезная площадь <адрес> кв.м.
Разрешая требование истца о признании незаконным и необоснованными действия ТСЖ «Регион» по начислению платы за отопление без учета показаний коллективного (общедомового) прибора учета потребления тепловой энергии, суд исходит из следующего.
Обязанности собственника жилого помещения по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе, по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрены нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с ч. 3 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствие с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее по тексту,- Правила), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт 1 Правил).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Размер платы за горячее водоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствие с п.п. «б» п. 21 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам (размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
, (1)
где: - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам (размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного <адрес> раз в год корректируется исполнителем по формуле:
, (2)
где:- размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.);- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);- общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);- общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).
Указание в п. 21 Правил на обязанность собственников жилых помещений нести обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, согласуется с названными выше положением Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 25 Правил при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление помещений, оборудованных распределителями, в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствие с п. 27 величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 19, подпунктом "г" пункта 20, подпунктом "б" пункта 21, пунктами 23 и 25 настоящих Правил, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
Таким образом, указанными Правилами предусмотрена возможность проведения исполнителем коммунальных услуг корректировки оплаты за предоставленные гражданам коммунальные услуги, установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, с учетом данных о фактически поставленных ресурсоснабжающей организацией ресурсов, исходя из показаниям приборов общедомового учета.
С учетом вышеизложенных положений Правил, и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд находит исковые требования о признании действий ТСЖ «Регион» незаконными и необоснованными, возложении обязанности произвести перерасчет подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании на основании представленных материалов установлено, что дом, в котором проживает истец, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета потребления тепловой энергии. Сведений о наличии в квартире истца в указанный период индивидуального прибора учета тепловой энергии из материалов дела не усматривается.
Из представленных в суд квитанций об оплате коммунальных услуг истцом видно, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оплата за отопление выставлялась по тарифу.
В своем ответе 0000 от ДД.ММ.ГГГГ, данном Домрачевой Г.Г., которая также проживает в <адрес>, председатель правления ТСЖ «Регион» сообщил, что размер денежных средств сэкономленных на отоплении жителями <адрес> был установлен <данные изъяты> и составил <данные изъяты> руб. При этом в ответе председатель ТСЖ сам указал, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, и сослался на п. 22 Правил (л.д. 18).
Каких-либо доказательств того, что ответчиком была произведена соответствующая корректировка, суду представлено не было, как не было представлено и доказательств того, что экономия, образовавшаяся при корректировке платы за отопление, была с согласия собственников квартир в <адрес> потрачена на ремонт кровли дома.
Данных о согласовании между ТСЖ «Регион» с истцом о возможности отступления от правила, предусмотренного п.п. «б» п. 21 Правил ответчиком суду не представлено.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из буквального толкования положений Правил, суд приходит к выводу, что положения пункта 21, 25 Правил о возможности проведения исполнителем корректировки платы для отопления 1 раз в год носят императивный характер и подлежат обязательному исполнению в установленном ими порядке.
Таким образом, действия, совершенные с нарушением требований указанных положений нормативного акта Правительства Российской Федерации, не могут быть признаны законными.
В связи с изложенным, суд находит незаконными и необоснованными действия ответчика ТСЖ «Регион» по начислению истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумм к оплате по коммунальной услуге «Отопление» по тарифам города без учета показаний коллективного (общедомового) прибора учета потребления тепловой энергии в <адрес>, в связи с нарушением требований Постановления Правительства Российской Федерации о порядке производства корректировки оплаты за коммунальные услуги.
На ТСЖ «Регион» должна быть возложена обязанность произвести перерасчет предъявленных к оплате сумм за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>, принадлежащей истцу, в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации 0000 от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» с учетом показаний за указанный период коллективного (общедомового) прибора учета потребления тепловой энергии в <адрес>.
Величину, полученную в результате корректировки размера платы за отопление учесть при начислении платы за отопление, подлежащей внесению в январе 2011 года.
Суд отказывает в удовлетворении требования Пятуниной Л.П., где она просит обязать ТСЖ «Регион» впредь выставлять плату за отопление в дальнейшем в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации, то есть по показаниям теплосчетчика в установленном законом порядке, поскольку законом не предусмотрено возложение обязанности производить какие-либо действия в будущем, поскольку в будущем могут измениться требования, установленные в настоящее Жилищным кодексом Российской Федерации, а также Постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца также подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.12, 98, 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования Пятуниной Л.П. к Товариществу собственников жилья «Регион» о признании действий Товарищества собственников жилья «Регион» незаконными и необоснованными, возложении обязанности по совершению действий, удовлетворить частично.
Признать действия Товарищества собственников жилья «Регион» по начислению платы за отопление без учета показаний коллективного (общедомового) прибора учета потребления тепловой энергии - незаконными и необоснованными.
Обязать Товарищество собственников жилья «Регион» произвести перерасчет предъявленных к оплате сумм за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>, принадлежащей Пятуниной Любови Петровне, в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации 0000 от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» с учетом показаний за указанный период коллективного (общедомового) прибора учета потребления тепловой энергии в <адрес>.
Величину, полученную в результате корректировки размера платы за отопление учесть при начислении платы за отопление, подлежащей внесению в ДД.ММ.ГГГГ года.
В удовлетворении остальной части иска Пятуниной Любови Петровны - отказать.
Взыскать с Товарищества собственников жилья «Регион» в пользу Пятуниной Любови Петровны в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины <данные изъяты> руб.
Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения в суд, вынесший заочное решение, в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае подачи такого заявления – в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении такого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 18.04.2011 г.
Судья подпись О.А. Дыбкова
Копия верна
Судья
Секретарь