Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
10 мая 2011 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Быковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цветкова Д.В. к Военному комиссариату Свердловской области о признании действий незаконными, взыскании денежной суммы за наем жилья и судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Цветков Д.В. обратился в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату Свердловской области о признании незаконными действий ответчика в виде отказа истцу в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения в связи с невозможностью обеспечить жилым помещением истца, уволенного с военной службы в декабре 2007 года, взыскании с ответчика суммы компенсации, исчисленной за период с 23 ноября 2007 года по 28 февраля 2011 года в общей сумме <данные изъяты>, понуждении ответчика ежемесячно выплачивать истцу денежную компенсацию в сумме <данные изъяты> с 01 марта 2011 года до момента обеспечения жильем и возмещении судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>
В обоснование заявленного иска Цветков Д.В. указал, что он является подполковником запаса, уволенным из Вооруженных Сил на основании приказа ВрИО Главнокомандующего Военно-воздушными силами от 28 сентября 2007 года в связи с организационно-штатными мероприятиями. Истец состоит в очереди на получение жилого помещения в ФГУ «Вторая Екатеринбургская КЭЧ района» и на момент предъявления иска истец жилым помещением не обеспечен. По основаниям ФЗ «О статусе военнослужащих» истец имеет право на получение денежной компенсации за счет средств федерального бюджета ежемесячно с момента увольнения до предоставления жилья, однако на обращение Цветкова Д.В. Военным комиссариатом Свердловской области истцу отказано в выплате компенсации. Данный отказ истец считает незаконным, что послужило основанием для предъявления иска в суд.
В судебном заседании истец Цветков Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что он состоит в очереди на получение жилого помещения как военнослужащий, но до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, компенсация за наем жилья не выплачивается.
В судебное заседание представитель привлеченных к участию в деле Управления Федерального казначейства по Свердловской области и Министерства Финансов Российской Федерации не явился, направил отзыв, в соответствии с которым данные финансовые органы не признают себя надлежащими участниками процесса, так как не состоят в спорных правоотношениях ни с кем из сторон. Ни функциями, ни полномочиями Министерства Финансов Российской Федерации не предусмотрено в соответствии с действующим законодательством выплата денежной компенсации категории лиц, к которой отнесен Цветков Д.В.
В судебное заседание не явился представитель ответчика Военного комиссариата Свердловской области, в представленном суду отзыве исковые требования не признал, указав, что они являются ненадлежащим ответчиком. Цветков Д.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ. 23 ноября 2007 года <данные изъяты> В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и Приказа Министра обороны Российской Федерации от 16.06.2005 г. № 235 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. № 909 установлены основания и порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в отношении лиц названной категории, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в уполномоченных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, какими являются администрации муниципальных образований. Так как Цветков Д.В. встал на учет в ФГУ «Вторая Екатеринбургская КЭЧ района», а не в администрации, выплата денежной компенсации ему не положена. Представитель Военного комиссариата Свердловской области просит провести судебное разбирательство без его участия.
В судебное заседание также не явился представитель Министерства финансов Свердловской области, направил в суд отзыв, в котором просил рассмотреть настоящее дела без его участия, указал, что Министерство финансов Свердловской области действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 г. № 1524-ПП, является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета и не является территориальным органом Министерства финансов Российской Федерации, поэтому требования Цветкова Д.В. не могут быть удовлетворены за счет средств бюджета Свердловской области.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц – Правительство Свердловской области, Правительство Российской Федерации своих представителей в суд не направили, о причинах неявки суду не сообщили и не просили об отложении слушания дела.
Учитывая данные обстоятельства, мнение истца, суд признал возможным рассмотреть настоящее дело при установленной явке.
Заслушав пояснения истца, изучив материалы дела и оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд частично удовлетворяет заявленные требования по следующим основаниям.
Как пояснил Цветков Д.В., что нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела по существу, истец проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ. На основании Приказа ВрИО Главнокомандующего военно-воздушными силами 0000 от ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с зачислением в запас. <данные изъяты>
Цветков Д.В. состоит в базе данных учета ФГУ «Вторая Екатеринбургская КЭЧ района как нуждающийся в получении жилой площади.
Как следует из материалов дела Цветокв Д.В. жилым помещением по линии Министерства обороны РФ не обеспечен, а денежная компенсация выплачивалась истцу до 23 ноября 2007 года.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставляет лицам, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, государственные гарантии и компенсации на период до обеспечения их жилыми помещениями в порядке статьи 15 названного Федерального закона. Тем самым государство берет на себя определенные публично-правовые обязательства по социальной поддержке этой категории граждан, уволенных с военной службы, в частности путем предоставления им за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Данная мера социальной поддержки носит исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые указанные граждане вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилое помещение в период до фактической реализации ими конституционного права на жилище в установленных законом формах.
В соответствии с абзацем вторым пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. Названное законоположение не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 года, - иное означало бы установление различий в условиях приобретения права на получение указанной денежной компенсации бывшими военнослужащими, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, исключительно в зависимости от даты их увольнения с военной службы (до или после 1 января 2005 года).
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и в целях обеспечения прав на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей Правительством РФ было принято постановление от 31 декабря 2004 г. N 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей»
Согласно п.4 Постановления выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. Финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы. Более того, указанным Постановлением Министерству обороны Российской Федерации было предписано в месячный срок разработать и согласовать с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, единые формы и перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате денежной компенсации в соответствии с пунктом 4 настоящего Постановления. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации через уполномоченные ими органы рекомендовано обеспечить выдачу документов, необходимых для принятия решения о выплате денежной компенсации в соответствии с пунктом 4 настоящего Постановления.
Таким образом, суд считает установленным тот факт, что Цветков Д.В., являющийся уволенным с военной службы и состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, имеет право на получение денежной компенсации по основаниям ст. 14 ФЗ «О статусе военнослужащих», размер которой определен п. 2 Постановления от 31.12.2004 г. № 909.
Поскольку Цветков Д.В. имеет право на получение денежной компенсации с 23 ноября 2007 года, то есть со дня исключения из списков личного состава воинской части, произведенный расчет истца соответствует требованиям закона и не оспаривается ответчиком, и сумма компенсации до 28 февраля 2011 года составляет <данные изъяты>.
Как следует из письменного ответа Военного комиссариата Свердловской области, истцу Цветкову Д.В. было отказано в выплате денежной компенсации, так как он состоит в очереди на получение жилого помещения в ФГУ «Вторая Екатеринбургская КЭЧ района», однако ответчик не представил в суд доказательства того, что у данного лица отсутствуют полномочия по составлению и ведению списков военнослужащих на получение жилых помещений. Учитывая, что право Цветкова Д.В. состоять на учете в ФГУ «Вторая Екатеринбургская КЭЧ района» в качестве нуждающегося в жилом помещении никем не оспаривается, а также принимая во внимание, что закон определяет в качестве полномочного лица не администрации муниципального района, на что ссылается ответчик, а уполномоченные органами исполнительной власти субъектов РФ организации, отказ Военного комиссариата Свердловской области выплатить денежную компенсацию является незаконным.
Таким образом, суд полагает, что поскольку истец состоит в очереди на получение жилого помещения в ФГУ «Вторая Екатеринбургская КЭЧ района» и на момент рассмотрения дела по существу он жилым помещением не обеспечен, именно на Военный комиссариат Свердловской области (в силу п.4 Постановления от 31.12.2004 г.) должна быть возложена обязанность по выплате истцу соответствующей компенсации, которая составляет <данные изъяты>
Кроме того, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ за счет ответчика подлежат возмещению судебные расходы истца по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>
Удовлетворяя исковые требования, суд вместе с тем, не усматривает законных оснований для удовлетворения требований Цветкова Д.В. о понуждении ответчика производить и в дальнейшем выплаты за наем жилья, поскольку в силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Таким образом, суд возбуждает гражданское производство по заявлению лица, утверждающего, что его права, свободы и законные интересы со стороны ответчика на момент обращения в суд нарушаются или оспариваются, то есть требуют судебной защиты, поэтому предъявлять требования о понуждении ответчика не нарушать права при их возможном, а не реальном нарушении в будущем - законом не предусмотрено. Кроме этого, иск о взыскании денежной компенсации за наем жилья не отнесен законом к искам о предупреждении причинения вреда.
Иных требований на рассмотрение суда не заявлено.
Руководствуясь ст.ст.12,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Цветкова Д.В. удовлетворить частично.
Признать отказ Военного комиссариата Свердловской области в выплате компенсации за наем жилого помещения – незаконным.
Взыскать с Военного комиссариата Свердловской области в пользу Цветкова Д.В. денежную сумму в размере <данные изъяты> за наем жилого помещения и в счет возмещения судебных расходов по оплате госпошлины – <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Судья: Лимонова Л.Ф.