об установлении причины инвалидности



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2011 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Савиновой О.Н.

при секретаре Васильевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Саенко ФИО7 к Федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" об установлении причины инвалидности, связанной с катастрофой на ЧАЭС, признании недействительными справок от 25.02.2003 года, 15.03.2004 г., 11.03.2005 г., 10.03.2006 г., 16.03.2007 г., 25.03.2008 г., 27.03.2009 г., 01.04.2010 г., 25.03.2011 г., выдаче справки с указанием причины инвалидности связанной с катастрофой на ЧАЭС,

УСТАНОВИЛ:

Саенко М.В. обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области", Министерству социальной защиты населения по Свердловской области об установлении причины инвалидности, связанной с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС.

В обоснование иска указано, ГБ МСЭ является экспертной организацией, к полномочиям которой относится установление инвалидности.

Саенко М.В. является инвалидом <данные изъяты> группы, ликвидатором последствий на Чернобыльской АЭС, впервые ему была установлена инвалидность в 1998 году и связь заболевания, приведшего к инвалидности, с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС.

Очередное освидетельствование было назначено на июль 2003 года. При освидетельствовании в 2003 году ему устанавливают причину инвалидности - общее заболевание, не установив связи, с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС.

Между тем, Саенко М.В. считает, что его заболевание связано с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС.

Впервые ему была установлена связь с ликвидацией последствий ЧАЭС при наличии заболевания нейроциркуляторная дистония по смешанному типу с нервозоподобным синдромом, в 2003 году указанное заболевание развилось в дисциркуляторную энцефалопатию 2 степени.

Поскольку, состояние истца ухудшилось, он считает, что ответчик незаконно изменил причину инвалидности, ухудшив его положение, так как ему перестали выплачивать возмещение вреда здоровью.

Истец просит установить причину инвалидности, связанную с катастрофой на ЧАЭС, признать недействительными справки от 25.02.2003 года, 15.03.2004 г., 11.03.2005 г., 10.03.2006 г., 16.03.2007 г., 25.03.2008 г., 27.03.2009 г., 01.04.2010 г., 25.03.2011 г., выдать справку с указанием причины инвалидности связанную с катастрофой на ЧАЭС.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО8., действующий по доверенности, суду пояснил, что своими действиями ответчики нарушили право истца на получение сумм причитающихся в возмещение вреда здоровью, как ликвидатору последствий на Чернобыльской АЭС, указывая на то, что любые заболевания, возникающие у истца должны быть связаны с катастрофой на ЧАЭС, так как работа в условиях сильнейшей радиации отразилась на его здоровье.

Кроме того, представитель истца отметил что развитие заболевания «нейроциркуляторная дистония», послужившее основанием для установления истцу причины инвалидности связанной с ликвидацией последствий на ЧАЭС, ухудшение его состояния здоровья привело к «<данные изъяты>.».

Поскольку, связь с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС была установлена, состояние здоровья истца ухудшилось, ответчик не вправе был устанавливать причину инвалидности – общее заболевание, тем самым ухудшать положение истца, лишать его гарантий, которые ему были предоставлены государством.

Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Истец в судебное заседание не явился, несмотря на то, что был извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представители ответчика по доверенности ФИО9 и ФИО10., являющаяся заместителем руководителя ФГУ ГБ МСЭ по Свердловской области, исковые требования не признали, суду пояснили, что связь заболеваний с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС устанавливает Межведомственный экспертный совет, Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области», это вновь созданный орган, ранее медико-социальные экспертизы были структурным подразделением социальной защиты.

Вместе с тем, представитель ответчика отметила, что впервые истцу была установлена инвалидность в связи с возникшим заболеванием <данные изъяты>. Поскольку на момент установления инвалидности действовал перечень заболеваний, в который входила указанная болезнь, врачи установили связь заболевания с ликвидациями последствий на Чернобыльской АЭС самостоятельно без заключения межведомственного экспертного совета.

При повторном освидетельствовании заболевания «нейроциркуляторная дистония по смешанному типу с нервозоподобным синдромом» в медицинских документах, представляемых врачам-экспертам на освидетельствование указано не было, поэтому была установлена причина инвалидности – общее заболевание.

Медицинские документы заполняются лечебным учреждением, поскольку заболевание «<данные изъяты>» поддаётся лечению и не может преобразовываться в <данные изъяты>., а <данные изъяты>. возникла через 15 лет после ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, связь заболевания <данные изъяты>. с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС не была установлена врачами.

Кроме того, заболевание «<данные изъяты>.» не входило в перечень заболеваний, возникновение которых или обострение могло быть поставлено в связь с ЧАЭС, утвержденный приказом Минтруда России и Минздрава России от 26.05.1999 года № 198/85, а заболевание «<данные изъяты>» диагностировано не было, заболевание истца, не было поставлено в связь с ликвидацией последствий на ЧАЭС.

Инвалидность Саенко М.В. установлена в настоящее время, установление причины инвалидности с ликвидацией последствий Чернобыльской АЭС не относится к компетенции ГБ МСЭ.

Межведомственный экспертный совет - специальный орган, устанавливающий связь заболевания с ликвидацией последствий Чернобыльской АЭС, поскольку такая связь решением совета не установлена, ФГУ ГБ МСЭ не может её установить самостоятельно.

Суд, с учётом мнения сторон, в соответствии со ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, посчитал возможным рассмотреть дело по существу по имеющимся материалам дела, в отсутствие истца с участием его представителя.

Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, и не усматривает со стороны ответчика каких-либо нарушений законодательства в отношении истца, учитывая следующее.

Конституции Российской Федерации ст. ст. 7 и 39 устанавливают право граждан на социальное обеспечение, в том числе на социальное обеспечение по инвалидности.

Пенсионное обеспечение по инвалидности устанавливается и гарантируется Федеральными законами N 173-ФЗ, N 166-ФЗ, N 4468-1.

02.07.1998 г. Саенко М.В. установлена 3 группа инвалидности по причине – увечье, связанное с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС с 60 % утраты трудоспособности, сроком на пять лет.

Как указано в акте освидетельствования, направительным документах, основанием для установления вышеуказанной причины инвалидности послужило указание в направительных медицинских документах заболевания «<данные изъяты>».

25.02.2003 году Саенко М.В. установлена инвалидность по общему заболеванию, связь заболевания с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС, не установлена.

Согласно представленным актам освидетельствования, изученным в судебном заседании, заболеванием, послужившим причиной для установления инвалидности явилось «<данные изъяты>.». В направительных документах заболевание «нейроциркуляторная дистония по смешанному типу с нервозоподобным синдромом», не указано.

Решением Межведомственного экспертного совета от 2006 года не установлена связь заболевания Саенко М.В. с ликвидацией последствий Чернобыльской АЭС.

Указанное решение истцом не обжаловалось, с требованиями о признании решения незаконным истец не обращался.

Между тем, истец обратился в суд с заявление, в котором просит признать недействительными справок, выданных ФГУ ГБ МСЭК от 25.02.2003 года, 15.03.2004 г., 11.03.2005 г., 10.03.2006 г., 16.03.2007 г., 25.03.2008 г., 27.03.2009 г., 01.04.2010 г., 25.03.2011 г., выдаче справки с указанием причины инвалидности связанной с катастрофой на ЧАЭС.

Истец считает, что заболевание «<данные изъяты>.», образовалась у него по причине участия в ликвидации последствий на ЧАЭС, в результате развития заболевания «нейроциркуляторная дистония», в связи с чем, он обратился в суд с указанным иском и просит установить причину инвалидности, заболевание получено в связи с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС.

Однако, суд не может согласиться с указанными доводами истца, учитывая следующее.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации в целях реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" вынесено постановление от 03.04.1996 N 392 "О государственной службе медико-социальной экспертизы", которым на Министерство социальной защиты населения Российской Федерации возложены функции по созданию в составе центрального аппарата Министерства подразделения, возложив на него реализацию функций по координации деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, были внесены изменения в законодательные акты, с целью защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения.

Вышеуказанным законом внесены изменения в ст.1 Федерального закона №181 « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», где признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.12.2004 N 805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы", установлено, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро) и главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро).

Федеральное бюро находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие бюро (далее - главные бюро), - в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2009 N 906н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы", к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий (далее - главные бюро), имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро).

Правительство Российской Федерации утверждены Правила признания лица инвалидом, определяющие в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом (п. 1).

п. 14 Правил предусмотрено, что федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причину инвалидности с формулировкой "общее заболевание" при отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности.

Правоотношения по установлению причин инвалидности у лиц, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, регулируются нормами специального законодательства.

В соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, заключения которых являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан.

Таким образом, именно межведомственные экспертные советы и военно-врачебные комиссии являются теми органами, которые уполномочены на установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы. Федеральные же учреждения медико-социальной экспертизы осуществляют возложенные на них полномочия с учетом и на основании решений, принятых межведомственными экспертными советами.

В случае отсутствия заключения межведомственного экспертного совета, в частности о наличии причинно-следственной связи между заболеванием, имеющимся у гражданина, и радиационным воздействием вследствие аварии на ЧАЭС, федеральное учреждение медико-социальной экспертизы не вправе устанавливать причину инвалидности.

Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусматривает возникновение права на соответствующие меры социальной поддержки ранее установления связи имеющихся заболеваний с последствиями катастрофы на ЧАЭС. Такое право возникает с момента установления межведомственным экспертным советом причинно-следственной связи, то есть с момента вынесения им соответствующего решения. Связь заболевания с чернобыльской катастрофой не может быть установлена ранее полученного заключения межведомственного экспертного совета. (Определение Верховного Суда РФ от 03.06.2010 N КАС10-271).

Вместе с тем, в соответствии с п. 10 ст.24 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию Чернобыльской АЭС», в отношении граждан, указанных в п.3 ч.1 ст.13 Закона, МСЭК вправе устанавливать инвалидность связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах только в том случае, если заболевание включено в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В 1998 году действовал Перечень заболеваний, при возникновении которых у участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС может быть установлена связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, утвержденный приказом Минздравмедпрома России 06.08.1996 г. № 311.

Ввиду диагностирования у Саенко М.В. заболевания «<данные изъяты>» в 1998 году, входящего в указанный выше перечень заболеваний при возникновении которых может быть установлена связь с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, врачами – экспертами такая связь была установлена.

Вместе с тем, проходя освидетельствование в 2003 году, желая пройти повторное освидетельствование, Саенко М.В. обратился с заявлением, в котором просил его освидетельствовать, представил направительные документы из медицинского учреждения, согласно которых у него диагностировано заболевание «<данные изъяты>.».

Поскольку, указанное заболевание не входило в Перечень заболеваний, при возникновении которых у участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС может быть установлена связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, утвержденный приказом Минздрава России и Минтруда России 26.05.1999 г. № 198/85, причина инвалидности Саенко М.В. была изменена на общее заболевание.

В судебном заседании заместитель руководителя ФГУ ГБ МСЭ Черняева О.Б., являющаяся врачом пояснила, что связь заболевания «<данные изъяты>.» с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС может быть установлена в случае диагностирования в первые 1-3 года после воздействия на организм, у Саенко М.В. указанная болезнь была обнаружена через 15 лет после работы на ЧАЭС, поэтому связь установлена быть не может.

Решение МСЭ об отсутствии связи заболевания «<данные изъяты>.» подтверждено решением Межведомственного экспертного совета в 2006 году.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", доказательства по делу оцениваться в совокупности (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд, принимает во внимание, что доказательств, могущих послужить основанием для удовлетворения исковых требований, в нарушение нормы статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о предоставлении сторонами доказательств, на основе которых в силу положений статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, со стороны истца представлено не было.

Таким образом, суд считает, что оснований изменять решения врачей экспертов об отсутствии связи заболевания Саенко М.В. с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС, у суда не имеется.

Как и возлагать на ответчика обязанности по установлению связи заболевания, приведшего к инвалидности с исполнением обязанности по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, у суда не имеется, поскольку, как отмечено выше к полномочиям ответчика не относится установление связи заболевания с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС.

Доводы представителя истца о том, что решение Межведомственного экспертного совета не имеет юридической силы, суд считает несостоятельными, поскольку определение связи заболевания с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС возложено именно на Межведомственный экспертный совет.

В виду того, что решение Межведомственного экспертного совета не отменено, в установленном порядке не признано незаконным, оно не может быть не принято во внимание судом при вынесении данного решения.

Поскольку, оснований отменять справки от 25.02.2003 года, 15.03.2004 г., 11.03.2005 г., 10.03.2006 г., 16.03.2007 г., 25.03.2008 г., 27.03.2009 г., 01.04.2010 г., 25.03.2011 г., у суда не имеется, соответственно, в выдаче справки с установлением инвалидности, связанной с катастрофой на ЧАЭС, истцу следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Саенко ФИО11 к Федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" об установлении причины инвалидности, связанной с катастрофой на ЧАЭС, признании недействительными справок от 25.02.2003 года, 15.03.2004 г., 11.03.2005 г., 10.03.2006 г., 16.03.2007 г., 25.03.2008 г., 27.03.2009 г., 01.04.2010 г., 25.03.2011 г., выдаче справки с установлением инвалидности, связанной с катастрофой на ЧАЭС, отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня получения решения в окончательном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья: