РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 июня 2011 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Савиновой О.Н. при секретаре Васильевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вьюшина ФИО6 к Федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области", Министерству социальной защиты населения по Свердловской области об установлении причины инвалидности, связанной с катастрофой на ЧАЭС с 11.11.2003 года по настоящее время, УСТАНОВИЛ: Вьюшин В.А. обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области", Министерству социальной защиты населения по Свердловской области об установлении причины инвалидности, связанной с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС. В обоснование иска указано, ГБ МСЭ является экспертной организацией, к полномочиям которой относится установление инвалидности. Вьюшин В.А. является инвалидом <данные изъяты> группы, ликвидатором последствий на Чернобыльской АЭС, впервые ему была установлена инвалидность в 1998 году и связь заболевания, приведшего к инвалидности, с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС. Очередное освидетельствование было назначено на ноябрь 2003 года. При освидетельствовании Вьюшина В.А. в 2003 году ему устанавливают причину инвалидности - общее заболевание, не установив связи, с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС. В 2006 году Вьюшин В.А. обращается в межведомственный экспертный совет, который также указал в своём решении на отсутствие связи заболеваний с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС. Однако, посчитав, что причина инвалидности истца - общее заболевание, указана неверно, поскольку такая связь была установлена в 1998 году и действовала до 11.11.2003 года, истец, в лице своего представителя, просит установить связь заболевания Вьюшина В.А. – <данные изъяты>, ставшего причиной инвалидности, с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС в период с 11.11.2003 года по настоящее время. В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО7 просил обратить внимание суда на тот факт, что решение межведомственного экспертного совета незаконно, поскольку инвалидность Вьюшину В.А. устанавливалась не впервые, поэтому межведомственный совет не вправе был принимать решение по Вьюшину В.А., переосвидетельствование должно было проходить в Главном бюро МСЭ и они должны были указать причину инвалидности установленную в 1998 году. В ходе судебного заседания представитель истца заявлял ходатайство о назначении судебной медико-социальной экспертизы в Главном бюро медико-социальных экспертиз по адресу: <адрес>, предложив поставить перед экспертами вопросы о наличии связи заболевания Вьюшина В.А. с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС. Между тем, в удовлетворении заявленного ходатайства ему было отказано, в связи с тем, что причинную связь заболевания с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС устанавливает Межведомственный экспертный совет, к компетенции медико-социальной экспертизы указанные функции не относятся. При разрешении данного ходатайства суд учитывал, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Принимая во внимание, что таких доказательств, могущих послужить основанием для назначения экспертизы, в нарушение нормы статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о предоставлении сторонами доказательств, на основе которых в силу положений статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, со стороны истца представлено не было, судом ходатайство представителя истца оставлено без удовлетворения. В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО8 исковые требования не признала, суду пояснила, что связь заболеваний с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС устанавливает Межведомственный экспертный совет, Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области», это вновь созданный орган, ранее медико-социальные экспертизы были структурным подразделением социальной защиты. Вместе с тем, представитель ответчика отметила, что Вьюшин В.А. обращался в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с исковыми требованиями о восстановлении причинной связи заболевания с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС за период с 11.11.2003 года. Решением суда, вступившим в законную силу и на сегодняшний день, не отменённым в удовлетворении исковых требований Вьюшину В.А. было отказано, поэтому повторное рассмотрение невозможно, как и вынесение, прямо противоположного решения, поскольку оно имеет преюдициальное значение для данного конкретного дела. Инвалидность Вьюшину В.А. установлена в настоящее время, установление причины инвалидности с ликвидацией последствий Чернобыльской АЭС не относится к компетенции ГБ МСЭ. Решением от 2006 года связь заболевания Вьюшина В.А. с ликвидацией последствий Чернобыльской АЭС не установлена, причина инвалидности – общее заболевание. Межведомственный экспертный совет - специальный орган, устанавливающий связь заболевания с ликвидацией последствий Чернобыльской АЭС, поскольку такая связь не установлена, МСЭ не может её установить. Представитель Министерства социальной защиты населения Свердловской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещался надлежащим образом. В материалах гражданского дела имеется отзыв, где указано, что к компетенции Министерства не относится установление связи заболеваний с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, считают себя не надлежащими ответчиками. Суд, с учётом мнения сторон, в соответствии со ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело по существу по имеющимся материалам дела, в отсутствие представителя Министерства социальной защиты населения Свердловской области. Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, и не усматривает со стороны ответчика каких-либо нарушений законодательства в отношении истца, учитывая следующее. Конституции Российской Федерации ст. ст. 7 и 39 устанавливают право граждан на социальное обеспечение, в том числе на социальное обеспечение по инвалидности. Пенсионное обеспечение по инвалидности устанавливается и гарантируется Федеральными законами N 173-ФЗ, N 166-ФЗ, N 4468-1. 23.12.1998 г. Вьюшину В.А. установлена <данные изъяты> группа инвалидности по причине – увечье, связанное с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС. 2.03.2003 году установлена <данные изъяты> группа инвалидности по общему заболеванию, связь заболевания с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС, не установлена. Решением Межведомственного экспертного совета от 2006 года не установлена связь заболевания Вьюшина В.А. с ликвидацией последствий Чернобыльской АЭС. Указанное решение истцом не обжаловалось, с требованиями о признании решения незаконным истец не обращался. Между тем, Вьюшин В.А. обращался в Ленинский районный суд с заявление, в котором просил признать недействительными справки МСЭК от 11.12.2003 г., от 17.12.2004 г., от 01.12.2005 г., установив причину инвалидности – увечье, полученное при ликвидации последствий Чернобыльской АЭС. Решением суда от 26.06.2006 года в удовлетворении иска Вьюшину В.А. отказано. Истец считает, что заболевание «<данные изъяты>», образовалась у него по причине участия в ликвидации последствий на ЧАЭС, в связи с чем, он обратился в суд с указанным иском и просит установить причину инвалидности, заболевание получено в связи с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС. Определяя правовые основания, суд учитывает следующее. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации в целях реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" вынесено постановление от 03.04.1996 N 392 "О государственной службе медико-социальной экспертизы", которым на Министерство социальной защиты населения Российской Федерации возложены функции по созданию в составе центрального аппарата Министерства подразделения, возложив на него реализацию функций по координации деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы. Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, были внесены изменения в законодательные акты, с целью защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения. Вышеуказанным законом внесены изменения в ст.1 Федерального закона №181 « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», где признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 16.12.2004 N 805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы", установлено, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро) и главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро). Федеральное бюро находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие бюро (далее - главные бюро), - в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2009 N 906н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы", к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий (далее - главные бюро), имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро). Правительство Российской Федерации утверждены Правила признания лица инвалидом, определяющие в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом (п. 1). п. 14 Правил предусмотрено, что федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причину инвалидности с формулировкой "общее заболевание" при отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности. Правоотношения по установлению причин инвалидности у лиц, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, регулируются нормами специального законодательства. В соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, заключения которых являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан. Таким образом, именно межведомственные экспертные советы и военно-врачебные комиссии являются теми органами, которые уполномочены на установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы. Федеральные же учреждения медико-социальной экспертизы осуществляют возложенные на них полномочия с учетом и на основании решений, принятых межведомственными экспертными советами. В случае отсутствия заключения межведомственного экспертного совета, в частности о наличии причинно-следственной связи между заболеванием, имеющимся у гражданина, и радиационным воздействием вследствие аварии на ЧАЭС, федеральное учреждение медико-социальной экспертизы не вправе устанавливать причину инвалидности. Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусматривает возникновение права на соответствующие меры социальной поддержки ранее установления связи имеющихся заболеваний с последствиями катастрофы на ЧАЭС. Такое право возникает с момента установления межведомственным экспертным советом причинно-следственной связи, то есть с момента вынесения им соответствующего решения. Связь заболевания с чернобыльской катастрофой не может быть установлена ранее полученного заключения межведомственного экспертного совета. (Определение Верховного Суда РФ от 03.06.2010 N КАС10-271). Вместе с тем, суд считает необходимым указать, что Вьюшин В.А. обращался в Ленинский районный суд с аналогичным иском, в удовлетворении которого ему было отказано решением суда от 26.09.2006 года. Вышеуказанное решение суда вступило в законную силу, в связи с чем, несмотря на то, что Министерство социальной защиты населения Свердловской области не было привлечено к участию в деле, является преюдициальным. Преюдициальным, решение от 26.06.2009 г. является для данного спора, прежде всего в виду тождественности дел, предмета и основания иска. Как следует из решения, истец заявлял требования связанные с установлением связи заболевания, послужившего установлению инвалидности, с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС за период с 11.11.2003 года. При рассмотрении дела истец излагал доводы и представлял доказательства, которые были исследованы судом и послужили поводом для вынесения указанного решения. Вместе с тем, при обращении с указанным иском, истец вновь заявляет аналогичные требования, представляет те же доказательства. Так, истец представляет решение Межведомственного экспертного совета об отсутствии связи заболевания с ликвидацией последствий Чернобыльской АЭС от 2006 года, положенное в основу решения от 26.06.2006 года, не представляя других юридически значимых обстоятельств, которые не были исследованы судом. Таким образом, суд считает, что доводы истца в обоснование иска были оценены судом при вынесении решения от 26.06.2009 года, иных обстоятельств либо доказательств истцом не представлено, решение имеет преюдициальное значение в силу ч.2 ст.61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому, суд не вправе переоценивать обстоятельства, установленные решением суда. Согласно разъяснению, приведенному в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", из смысла ч. 4 ст. 13, чч. 2 и 3 ст. 61, ч. 2 ст. 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, где указано, что только лица, не участвующие в деле, по которому судом общей юрисдикции вынесено соответствующее судебное постановление, вправе при рассмотрении другого гражданского дела с их участием оспаривать обстоятельства, установленные этим судебным актом. Оснований возлагать на ответчика обязанности по установлению связи заболевания, приведшего к инвалидности с исполнением обязанности по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС с 11.11.2003 года, у суда не имеется, поскольку, как отмечено выше Федеральное учреждение является вновь созданным органом, к полномочиям которого не относится установление связи заболевания с ликвидацией последствий Чернобыльской АЭС, входит в структуру Федерального биологического агентства. Вместе с тем, не подлежат удовлетворению и исковые требования к Министерству социальной защиты населения, поскольку правового основания для перерасчёта пенсии, судом не установлено. Таким образом, требования истца не подлежат удовлетворению. Доводы представителя истца о том, что решение Межведомственного экспертного совета незаконно, поскольку вынесено органом, не имеющим право на его вынесение, суд считает не основанными на законе, поскольку определение связи заболевания с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС возложено именно на Межведомственный экспертный совет. В виду того, что решение Межведомственного экспертного совета не отменено, в установленном порядке не признано незаконным, оно не может быть не принято во внимание судом при вынесении данного решения, как требует представитель истца. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Вьюшину ФИО9 к Федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области", Министерству социальной защиты населения по Свердловской области об установлении причины инвалидности, связанной с катастрофой на ЧАЭС с 11.11.2003 года по настоящее время, отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня получения решения в окончательном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение. Судья: подпись. Копия верна. Судья: