Дело № 2 – 1904/2011(21) Мотивированное решение изготовлено 23.05.2011 г. Р Е Ш Е Н И Е (заочное) Именем Российской Федерации г. Екатеринбург «16» мая 2011 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Шперлинг Ю.А. при секретаре Анисимовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ситова Д.Г. к ОАО "Интурист Магазин Путешествий" о восстановлении нарушенных прав потребителя, У С Т А Н О В И Л : Ситова Д.Г. предъявил к ОАО "Интурист Магазин Путешествий" (далее по тексту – ОАО «Интурист Магазин Путешествий») иск о восстановлении нарушенных прав потребителя, а именно: взыскании разницы в стоимости оплаченной и предоставленной услуги по организации туристической поездки в сумме <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>. В обоснование иска указано, что истец Ситова Д.Г. и ответчик ОАО «Интурист Магазин Путешествий» заключили ДД.ММ.ГГГГ договор 0000 на реализацию туристического продукта. Согласно заявки а организацию туристической поездки, являющейся Приложением 0000 к договору, стороны согласовали туристический продукт – поездка в Египет <данные изъяты> на троих человек, с проживанием в отеле <данные изъяты>, тип номера – <данные изъяты> питание – всё включено, на период с ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость путевки составила <данные изъяты>, которая истцом оплачена в полном объеме в день заключения договора. В нарушение условий договора в отеле <данные изъяты> истцу был предоставлен более дешевый номер типа «стандарт» стоимостью <данные изъяты> вместо оплаченного, так как в данном отеле номера типа <данные изъяты> отсутствуют. Таким образом, разница стоимости оплаченной и предоставленной услуги составила <данные изъяты>. Направленная в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ претензия с требованием о возврате указанной суммы в добровольном порядке удовлетворена не была. Кроме того, действиями ответчика истцу причинен моральный вред. В судебное заседание истец Ситова Д.Г. не явился, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель истца Зубова Е.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск поддержала в полном объеме по изложенным доводам и основаниям, в дополнение пояснила, что о заселении в другой номер отеля истцу стало известно по прибытию в отель. Он созвонился с ответчиком, который выступал туроператором, и сообщил о несоответствии заказанного номера и фактически предоставленного, однако представители ответчика не смогли объяснить причину предоставления другого номера. Когда истец с семьей приехал в отель, он увидел, что все номера одинаковые, сотрудники отеля <данные изъяты> также были удивлены заказу истца, поскольку номеров типа <данные изъяты> в данном отеле не имеется. Ответчик ОАО «Интурист Магазин Путешествий» своего представителя в судебное заседание не направил, своевременно и надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела, доказательства уважительности причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствии не просил. Суд, с учетом мнения представителя истца и положений статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в порядке заочного производства. Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ситова С.А. В судебное заседание третье лицо Ситова С.А. не явилась, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в её отсутствие. Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит иск Ситова Д.Г. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Отношения в сфере оказания услуг по туристическому обслуживанию регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков, компенсация морального вреда являются одними из способов защиты нарушенного гражданского права. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от «29» сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (с последующими изменениями и дополнениями) при рассмотрении дел, возникших в связи с осуществлением и защитой прав потребителей, необходимо иметь в виду, что законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли - продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, - с другой стороны. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки; тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия; туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу; туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта; заказчик туристского продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста; формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие); реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором. Статьей 9 данного Закона предусмотрено, что т уроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками. Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Туроператор отвечает перед туристами и (или) иными заказчиками также за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами в пределах своих обязанностей (полномочий). Согласно статье 10 указанного Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей. К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся, в частности: сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта; общая цена туристского продукта в рублях; информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах; права, обязанности и ответственность сторон; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии. Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий. Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 452 от «18» июля 2007 г., также предусмотрено, что п од исполнителем понимаются туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта или от имени которого заключается этот договор, а также турагент, действующий на основании договора с сформировавшим туристский продукт туроператором и заключающий с потребителем договор о реализации туристского продукта от своего имени, но по поручению и за счет туроператора в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности Российской Федерации" и Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 2). Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора. Информация о туристском продукте в обязательном порядке должна содержать, в том числе сведения о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта - программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также дополнительных услугах (пункт 7). Если исполнитель при заключении договора о реализации туристского продукта был поставлен потребителем в известность о конкретных целях туристского продукта, необходимого потребителю, исполнитель обязан предоставить потребителю туристский продукт, пригодный для использования в соответствии с этими целями (пункт 17). За реализацию туристского продукта, содержащего в себе недостатки, в том числе за нарушение требований к качеству и безопасности туристского продукта исполнитель несет ответственность в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» (пункт 22). Судом установлено, что ОАО «Интурист Магазин Путешествий» в лице и.о. директора филиала ОАО «Интурист Магазин Путешествий» - Екатеринбург» (Интурист) и Ситова Д.Г. (Заказчик) заключили ДД.ММ.ГГГГ договор 0000 на реализацию туристического продукта, в соответствии с которым ответчик реализует, а истец приобретает туристский продукт на условиях, указанных в заявке на организацию туристической путевки (пункт 1.1). ОАО «Интурист Магазин Путешествий» является туроператором и исполнителем, оказывающим услуги по данному договору (пункт 1.2). Договором предусмотрено, что ответчик в наглядной и доступной форме доводит до сведения «Заказчика» информацию о потребительских свойствах туристского продукта, в частности, о программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и других (пункт 1.5). «Интурист» обязуется доводить до сведения «Заказчика» любую информацию, полученную от туроператора, относительно заказанного туристского продукта; в случае изменения туроператором каких – либо условий, предусмотренных пунктом 1.1 договора, или возникновении иных обстоятельств, предусмотренных законодательством, препятствующих полностью или частично выполнению «Интуристом» своих обязательств, незамедлительно проинформировать об этом «Заказчика» для принятия им необходимых решений, получив при этом письменное согласие заказчика на изменение условий туристической поездки или соглашения об отказе в её совершении (пункт 2.1) Категория отеля, указанная в заявке и ваучере Туроператора, как правило определяется в соответствии с сертификатом компетентных органов, а при отсутствии является ориентировочной и определяется на основании каталога отелей либо информации, предоставленной туроператором (пункт 3.1.2). «Интурист» предупреждает «Заказчика» о том, что туроператор может в исключительных случаях внести изменения в программу тура, не меняя качества предлагаемых услуг, в том числе производить замену отеля., указанного в заявке и/или ваучере на равнозначный по стоимости и категории (без дополнительной доплаты со стороны «Заказчика»). Такая замена находится вне сферы контроля «Интуриста» и е дает ему права требовать от туроператора отказа от такой замены, в то время как турист вправе предъявить туроператору требование в связи с ненадлежащим качеством туристского продукта (пункт 3.3). В случае обнаружения «Заказчиком» (туристом) во время путешествия ненадлежащего исполнения или неисполнения заказанных услуг, «Заказчик» должен незамедлительно уведомить об этом сотрудников туроператора и/или «Интуриста» для своевременного принятия мер, удовлетворяющих все вовлеченные стороны (пункт 5.6). Претензии по качеству туристского продукта предъявляются «Заказчиком» «Интуристу» и/или туроператору в письменной форме с документальным подтверждением в течение 20 дней с момента окончания действия договора. Срок рассмотрения претензии 10 дней (пункт 5.7) (л.д. 5-6). Согласно заявке на организацию туристической поездки туристами Ситова Д.Г., Ситова С.А. и Ситовым М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заказан тур в Египет <данные изъяты> на период с ДД.ММ.ГГГГ с размещением в отеле <данные изъяты>, тип номера – <данные изъяты> питание – всё включено. В услугу также включены медицинская страховка, трансфер индивидуальный (аэропорт – отель – аэропорт), перелет <данные изъяты> (л.д. 7). Свои обязательства по договору истец исполнил надлежащим образом, произвел полную оплату стоимости договора в сумме <данные изъяты>, что подтверждается квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> и выпиской по счету истца в ОАО «Меткомбанк» о совершении платежа на сумму <данные изъяты> (л.д. 8, 9 – 11). Установлено также, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с претензией к директору филиала ОАО «Интурист Магазин Путешествий», в которой указал на ненадлежащее качество оказанной услуги, ввиду того, что в нарушение заключенного договора в отеле <данные изъяты> ему не был предоставлен оплаченный номер типа <данные изъяты>, поскольку отеле номера данного типа отсутствуют. Вместо этого номера был предоставлен номер типа «Стандарт». С учетом данных обстоятельств истец просил в срок до «ДД.ММ.ГГГГ возвратить разницу в стоимости оплаченной и предоставленной услуги в сумме <данные изъяты>. Как пояснила в судебном заседании представитель истца, до настоящего времени требования истца не удовлетворены. Возражения на требования истца, доказательства, опровергающие его доводы истца и обстоятельства, изложенные истцом, суду, не представлены. Данные о том, что истец своевременно уведомлялся об изменении условий договора, в частности, изменения места размещения в материалах дела отсутствуют. При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными доводы истца о предоставлении ему услуги ненадлежащего качества, и взыскивает с ответчика в пользу истца разницу в стоимости оплаченной и предоставленной услуги по организации туристической поездки в сумме <данные изъяты>. При этом суд исходит из того, что по договору, заключенному истцом и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ истец оплатил <данные изъяты> Согласно заявке на организацию туристической поездки, которую оформили другие туристы в ОАО «Интурист Магазин Путешествий», на тур в Египет <данные изъяты> на период с <данные изъяты> с размещением в отеле <данные изъяты>, тип номера – DBL, аналогичный тому, который занимал истец и его семья, стоимость такого номера составляет <данные изъяты>. Таким образом, разница в стоимости составляет <данные изъяты>. Суд также находит законным и обоснованным требование истца о компенсации морального вреда. Согласно статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд, в соответствии со статьей 151 данного Кодекса, может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. На основании статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Признавая обоснованными требования истца как потребителя о компенсации морального вреда ответчиком, и разрешая вопрос о размере этой компенсации, суд также руководствуется положением статьи 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 25 Постановления № 7 от «29» сентября 1994 года, в соответствии с которыми моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, возмещается причинителем вреда только при наличии вины. Поскольку моральный вред возмещается в денежной или иной материальной форме и в размере, определяемых судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда, размер иска, удовлетворяемого судом, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае. Суд учитывает, что истцу Ситову Д.Г. причинены физические и нравственные страдания, выразившиеся в волнениях и переживаниях, необходимости обращения к ответчику за разрешением возникшей проблемы и удовлетворением своего законного требования потребителя. Суд принимает во внимание доводы истца, изложенные в иске о том, что уровень сервиса и номера в отеле оказался значительно хуже ожидаемого и заказанного, предоставленный стандартный номер меньше по размерам, чем номер типа «family», размещение в таком номере семье из двух взрослых и ребенка некомфортно. Отдых и поправление здоровья, что являлось целью поездки, по вине ответчика не были достигнуты, так как некомфортные условия размещения доставили множество неудобств и переживаний. Допущенные ответчиком нарушения не позволили истцу реализовать свои планы и провести заранее спланированный отпуск согласно своим пожеланиям. Указанные обстоятельства, безусловно, негативно отразилось на состоянии истца, свидетельствуют о доказанности вины причинителя вреда, суд исходит из принципов разумности и справедливости и, оценивая в совокупности виновные действия ответчика, с учетом характера и объема причиненных потребителю нравственных страданий, степени вины и поведения ответчика, фактических обстоятельств по делу полагает соразмерно и достаточно возложить на ответчика обязанность по компенсации морального вреда истцу в сумме <данные изъяты>. Согласно пункту 6 статьи 13 закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Судом установлено, подтверждено документально, что истец обратился к ответчику с претензией, содержащей требование о выплате разницы в стоимости оплаченной и предоставленной услуги по организации туристической поездки. Требования потребителя, истца по настоящему делу, в добровольном порядке в установленный законом срок ответчиком не удовлетворены. В связи с чем, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу бюджета Муниципального образования «город Екатеринбург» штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в сумме <данные изъяты>, что составляет половину от присужденной в пользу истца суммы. В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика ОАО «Интурист Магазин Путешествий» подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере, предусмотренном статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в сумме <данные изъяты> На основании изложенного, руководствуясь статьями 196 – 199, 235 - 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Ситова Д.Г. к ОАО "Интурист Магазин путешествий" о восстановлении нарушенных прав потребителя, удовлетворить частично. Взыскать с Открытого акционерного общества «Интурист Магазин Путешествий» в пользу Ситова Д.Г. разницу в стоимости оплаченной и предоставленной услуги по организации туристической поездки в сумме <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>. В удовлетворении остальной части иска Ситова Д.Г. – отказать. Взыскать с ОАО "Интурист Магазин Путешествий" в доход государства государственную пошлину в сумме <данные изъяты>. Взыскать с ОАО "Интурист Магазин Путешествий" в доход бюджета Муниципального образования «город Екатеринбург» штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в сумме <данные изъяты> Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга. Судья (подпись) Копия верна. Судья Секретарь