решение о признании бездействия незаконным



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

09 июня 2011 года г. Екатеринбург

Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Бурматовой Г.Г.,

при секретаре Малярик А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района города Нижний Тагил к Управлению федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности оборудовать специальное помещение для хранения наркотических средств,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Сверловской области обратился в суд с иском к Управлению федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности оборудовать специальное помещение для хранения наркотических средств.

В обоснование требований прокурор указал, что в нарушение Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ 0000 в здании Нижнетагильского МРО У ФСКН по СО по <адрес> отдельное специальное помещение для хранения вещественных доказательств не оборудовано: наркотические средства - вещественные доказательства хранятся в оружейной комнате, не оборудованной системой вентиляции и достаточным количеством металлических шкафов, ввиду чего из-за заполнения части используемых под вещественные доказательства, в связи с использованием для хранения оружия, остальные вещественные доказательства хранятся вне шкафов и сейфа. Ключ от помещения в неопечатанном виде постоянно хранится у дежурного по отделу, а доступ к помещению имеют не одно ответственное лицо, а четверо. Ввиду этого специальный журнал для хранящихся вещественных доказательств в помещении хранить невозможно. В соответствии со ст. 10 Федерального закона № ФЗ-3 юридическим лицом, осуществляющим деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должны быть предусмотрены условия для обеспечения учета и. сохранности наркотических средств и психотропных веществ, а также обеспечения безопасности такой деятельности. Нарушение Правил хранения вещественных доказательств - наркотических средств нарушает интересы Российской Федерации.

В судебное заседание прокурор не явился, о месте и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия прокуратуры, дополнительно в заявлении указал, что на требованиях настаивает, поскольку до настоящего времени в помещении МРО УФСКН никаких мер по оборудованию специального помещения для хранения наркотиков не предпринято.

Представитель ответчика с иском не согласился и в обоснование возражений пояснил, что прокурорская проверка по соблюдению требований Постановления Правительства РФ от 12.04.2010 года № 224 произведена по истечении месяца после вступления в законную силу, тогда как постановлением Правительства для федеральных органов испол­нительной власти установлен 3-месячный срок приведения своих нормативных правовых актов в соответствии с данным постановлением.

Помимо того, Управление является государственным учреждением финансируется за счет средств федерального бюджета и для осуществления какой-либо деятельности, в том числе по реконструкции помещения необходимы бюджетные ассигнования. Потребность органов наркоконтроля в денежных средствах необходимых для оплаты услуг по охране объектов при формировании бюджета ФСКН на 2010 год учтена не была. В связи с чем Управление обращалось в Департамент тылового и финансового обеспечения УФСКН России. Кроме того, представитель ответчика указал на то, что здание по <адрес> находилось в муниципальной собственности, только ДД.ММ.ГГГГ передано в федеральную собственность и оперативное управление УФКН России по Свердловской области, до передачи осуществление реконструкции помещения без согласия органов местного самоуправления невозможно. Кроме того, в настоящее время произведены мероприятия по устранению нарушений правил хранения, учета вещественных доказательств – наркотиков. В соответствии с пп. 5,8 Правил учет вещественных доказательств ведется ответственным лицом в журнале учета. Журнал учета хранится в сейфе ответственного за учет и хранение сотрудника, ключи от сейфа помещаются в отдельный пенал, который опечатывается печатью ответственного сотрудника и сдается в дежурную часть на пост охраны Нижнетагильского МРО. Также в рамках заключенного договора от 06.05.2011 года № 327-11, между УФСКН России по Свердловской области и ИП Чадовым О.В. выполнены ремонтно-строительные работы (комната хранения наркотиков) в административном здании Нижнетагильского МРО Управления в соответствии с локальным сметным расчетом, акт о приемке выполненных работ № 1 от 31.05.2011 года. С учетом изложенного полагает, что бездействия со стороны Управления ФСКН не имеется, просит отказать в удовлетворении иска.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно акту проверки помещения, используемого для хранения вещественных доказательств – наркотических и сильнодействующих средств, проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокурором Ленинского района города Нижний Тагил, установлено, что специальное помещение для хранения вещественных доказательств не оборудовано: наркотические средства - вещественные доказательства хранятся в оружейной комнате, не оборудованной системой вентиляции и достаточным количеством металлических шкафов, ввиду чего из-за заполнения части используемых под вещественные доказательства, в связи с использованием для хранения оружия, остальные вещественные доказательства хранятся вне шкафов и сейфа. Ключ от помещения в неопечатанном виде постоянно хранится у дежурного по отделу, а доступ к помещению имеют не одно ответственное лицо, а четверо. Ввиду этого специальный журнал для хранящихся вещественных доказательств в помещении хранить невозможно.

Вместе с тем согласно Постановлению Правительства РФ от 12 апреля 2010 года № 224 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств, относящихся к категории наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ» вещественные доказательства хранятся в отдельных специальных помещениях в органах внутренних дел Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, следственных органах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.

Специальное помещение изолируется и оборудуется стеллажами, сейфами и металлическими шкафами. Дверь в специальное помещение обивается с 2 сторон листовым железом и имеет не менее 2 врезных замков. Окна (при их наличии в специальном помещении) оборудуются металлическими решетками с размером ячейки не более 50 х 50 мм. Специальное помещение оборудуется системами охранной и пожарной сигнализаций.

Специальное помещение для хранения ядовитых веществ и прекурсоров наркотических веществ и психотропных веществ дополнительно оборудуется приточно-вытяжной вентиляцией.

С учетом изложенного прокурор полагает, что Управлением ФСКН России по Свердловской области допущено бездействие, просит обязать Управление ФСКН России по Свердловской области устранить указанные недостатки в срок 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что п. 2 названного Постановления устанавливает 3-х месячный срок приведения своих нормативных правовых актов в соответствии с данным постановлением. Ранее какого-либо отдельного порядка для хранения наркотических средств и психотропных веществ установлено не было. Проверка соответствия помещения для хранения вещдоков - наркотических средств Нижнетагильского МРО У ФСКН России по Свердловской области производилась по истечении одного месяца с момента вступления в силу постановления Правительства РФ.

Суд также принимает во внимание, что Управление ФСКН России по Свердловской области является государственным учреждением, деятельность ко­торого финансируется из федерального бюджета на основе сметы расходов и доходов, то есть является получателем средств федерального бюджета (ст.ст. 161, 162 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии с п. 14 Положения о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденное Указом Президента РФ от 28.07.2004 г. № 976 финансирование расходов на содержание территориальных органов, созданных в установленном законодательством РФ порядке для реализации задач, возложенных на ФСКН России, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Для оборудования специального помещения для хранения наркотических средств УФСКН России необходимы дополнительные затраты и время. Необходимо производить реконструкцию помещения для оборудования данной комнаты.

В соответствии со ст.ст. 70, 72 Бюджетного кодекса РФ выполнение работ, оказа­ния услуг для государственных нужд осуществляется в рамках заключенных государст­венных контрактов, которые должны заключаться и оплачиваться в пределах лимитов бюджетных обязательств выделенных на эти цели.

Поскольку правила хранения вещдоков, утвержденных постановлением Правитель­ства № 224, вступили в законную силу только в апреле 2010 года, то оплата услуг для обо­рудования специального помещения для хранения вещественных доказательств - нарко­тических средств, при формировании бюджета учтена не была. На данные цели необходимо выделение дополнительных средств.

Вместе с тем как видно из материалов дела Управление ФСКН России по Свердловской области выступило с обращением в Департамент тылового и фи­нансового обеспечения ФСКН России о выделении на указанные цели денежных средств, а Департаментом тылового и фи­нансового обеспечения ФСКН России было подготовлено обращение в Правительство РФ о выделении ФСКН России дополнительного финансирования для реализации данных ме­роприятий.

Как видно из представленных ответчиком документов на 2010 год запланировано финансирование капитального ремонта в Свердловской области двух зданий в Екатеринбурге и г. Каменск-Уральском.

Суд также принимает доводы ответчика о том, что с ДД.ММ.ГГГГ административное здание по адресу г<адрес> было передано Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Нижний Тагил в безвозмездное пользование УФСКН России по Свердловской области.

ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Российской Федерации на данное помещение и право оперативного управления УФСКН России по Свердловской области.

ДД.ММ.ГГГГ между УФСН России по Свердловской области и ИП Чадовым О.В. заключен договор 0000 на выполнение ремонтно-строительных работ (комната хранения наркотиков в административном здании Нижнетагильского МРО УФСКН России по Свердловской области.

Согласно акту о приемке выполненных работ за май 2011 год, составленного заказчиком (подрядчиком) УФСКН России по Свердловской области и подрядчиком ИП Чадовым О.В. произведены работы по оборудованию отдельной комнаты хранения наркотиков с учетом требований правил относительно установки входной двери, металлических решеток, металлических шкафов.

В соответствии с пп. 5,8 Правил учет вещественных доказательств ведется ответственным лицом в журнале учета. Из пояснений представителя ответчика следует, что журнал учета хранится в сейфе ответственного за учет и хранение сотрудника, ключи от сейфа помещаются в отдельный пенал, который опечатывается печатью ответственного сотрудника и сдается в дежурную часть на пост охраны Нижнетагильского МРО.

С учетом изложенного суд отказывает в удовлетворении иска прокурора о признании незаконным бездействия Управления ФСКН России по Свердловской области в части неисполнения требования Постановления Правительства РФ, учитывая, что ответчиком произведены необходимые действия для исполнения требований Постановления Правительства РФ.

Суд также учитывает, что Постановлением Правительства РФ от 12.04.2010 года № 224 уже возложена обязанность по созданию отдельных специальных помещений для хранения вещественных доказательств – наркотических средств и сильнодействующих веществ, установление же шестимесячного срока прокурором не обосновано.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении иска Прокурора Ленинского района города Нижний Тагил к Управлению федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности оборудовать специальное помещение для хранения наркотических средств.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательном виде путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья: