о взыскании излищнеуплаченного налога



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июня 2011года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Быковой А.В.,

при секретаре Кучкиной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Шалдина ФИО7 к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области о взыскании излишне уплаченного налога на доходы физических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ между Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области (далее - Учреждение юстиции) и ЗАО «Корпорация «Атомстройкомплекс» (далее – Атомстройкомплекс) был заключен договор долевого участия в строительстве, в соответствием с которым Атомстройкомплекс обязалось построить и передать Учреждению юстиции трехкомнатную <адрес> в <адрес> за счет Учреждения юстиции (далее - договор от ДД.ММ.ГГГГ, спорная квартира).

ДД.ММ.ГГГГ между Учреждением юстиции и Шалдиным В.М. заключено соглашение о замене стороны по договору долевого участия в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, Учреждение юстиции передало все права и обязанности по договору от ДД.ММ.ГГГГ (далее – соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).

На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Шалдин В.М. стал собственником спорной квартиры, стоимостью 0000. Квартира была получена Шалдиным В.М. безвозмездно, как сотрудником Учреждения юстиции.

В ДД.ММ.ГГГГ Шалдин В.М. уплатил налог за спорную квартиру (доход) в размере 0000.

Решением Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ соглашение от ДД.ММ.ГГГГ признано недействительным, спорная квартира передана в собственность Российской Федерации, Шалдин В.М. и члены его семьи выселены из спорной квартиры, государственная регистрация права собственности Шалдина В.М. на спорную квартиру аннулирована (далее – решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.16-33).

ДД.ММ.ГГГГ Шалдин В.М. обратился в суд с данным иском к Управлению федерального казначейства по <адрес> (далее – УФК СО), в котором просит взыскать с ответчика в его пользу сумму уплаченного налога – 0000.

В судебном заседании представитель истица Феоктистов И.В., действующий на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года (л.д.37), подтвердив надлежащее уведомление истца о дате судебного разбирательства, полностью поддержал исковые требования и обоснования иска, изложенные на л.д.2-3, дав подробные пояснения, соответствующие установочной части решения. Просит произвести взыскание именно с заявленного ответчика – УФК СО. Считает, что срок исковой давности по спору не пропущен, так как решение суда от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу позже. До этого момента право истца не было нарушено.

Представитель ответчика Дьякова Т.А., действующая по доверенности 0000 от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Шалдина В.М. не признала.

В обоснование возражений по иску пояснила, что УФК СО надлежащим ответчиком по делу не является, поскольку это орган исполнительной власти, осуществляющий функции на обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы России, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Территориальные органы Федерального казначейства не имеют права самостоятельно распоряжаться средствами федерального бюджета, не несут ответственность за вред, причиненный в результате действий других государственных органов, должностных лиц.

Порядок возврата излишне уплаченного налога на доходы физических лиц установлен Налоговым кодексом РФ (ст.ст.78, 231). Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты этой суммы. Налог уплачен истцом в декабре 2004года, в суд с данным иском обратился в апреле 2011года, пропустив срок для обращения в суд за защитой нарушенного права без уважительной причины.

На основании изложенного представитель ответчика просит отказать истцу в удовлетворении иска.

Представители третьих лиц – Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга, Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в суд не явились. В своих заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.42-43, 45-46).

Заслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск Шалдина В.М. необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим обстоятельствам.

На основании п.2 ст.6 Конституции РФ каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

В соответствии со ст.24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со ст.22 Налогового кодекса РФ.

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Согласно п.1 ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Пунктами 4, 7 ст.226 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе.

В силу п.п.1-2, 6-9, 11 ст.78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Порядок взыскания и возврата налога определяется нормой ст.231 Налогового кодекса РФ.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 24.03.2011) "О Федеральном казначействе" утверждено Положение о Федеральном казначействе РФ, в соответствии с которыми Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Главные функции органов Федерального казначейства направлены на организацию, осуществление и контроль за исполнением бюджета. Территориальные органы Федерального казначейства не имеют права самостоятельно распоряжаться средствами федерального бюджета и не наделены правом выступать в судах от имени Российской Федерации, от имени субъекта Российской Федерации, не несут ответственность за вред, причиненный в результате действий других государственных органов, должностных лиц государственных органов.

Таким образом, анализируя совокупность приведенных норм закона, суд считает, что излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика налоговому агенту либо в налоговый орган. Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном ст.78 Налогового кодекса РФ.

Территориальный орган Федерального казначейства, в силу закона, лишь уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

При таких обстоятельствах, суд считает, что Управление Федерального казначейства по Свердловской области (Территориальный орган Федерального казначейства) – ненадлежащий ответчик по делу. Ходатайств о замене ответчика, привлечении к участию в деле иного ответчика суду не поступало. Оснований для удовлетворения иска за счет названного ответчика не имеется.

Из материалов дела следует и никем не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГ между Учреждением и Атомстройкомплекс был заключен договор долевого участия в строительстве, в соответствии с которым Атомстройкомплекс обязалось построить и передать Учреждению юстиции спорную квартиру.

ДД.ММ.ГГГГ между Учреждением юстиции и Шалдиным В.М. заключено соглашение о замене стороны по договору долевого участия в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, Учреждение юстиции передало все права и обязанности по договору от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Шалдин В.М. стал собственником спорной квартиры, стоимостью 0000. Квартира была получена Шалдиным В.М. безвозмездно, как сотрудником Учреждения юстиции.

В ДД.ММ.ГГГГ Шалдин В.М. уплатил налог за спорную квартиру (доход) в размере 0000. (л.д.5-6).

Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ соглашение от ДД.ММ.ГГГГ признано недействительным, спорная квартира передана в собственность Российской Федерации, Шалдин В.М.и члены его семьи выселены из спорной квартиры, государственная регистрация права собственности Шалдина В.М. на спорную квартиру аннулирована (л.д.16-33).

Вместе с этим, доказательств того, что Шалдин В.М. в установленном законом порядке, в соответствии с названными нормами закона, обращался с письменным заявлением к налоговому агенту либо в налоговый орган о возврате налога в досудебном порядке, истец суду не представил, его представитель в судебном заседании не заявил о наличии таких доказательств, поэтому суд считает установленным, что таковых не имеется.

В суд с данным иском Шалдин В.М. обратился только ДД.ММ.ГГГГ, пропустив трехлетний срок для подобного обращения, установленный ст.78 Налогового кодекса РФ (3 года с момента уплаты налога, т.е. ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со ст.ст. 195, 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Как установлено судом выше Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ соглашение от ДД.ММ.ГГГГ признано недействительным, спорная квартира передана в собственность Российской Федерации, Шалдин В.М.

С даты вынесения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ и вступления его в законную силу – ДД.ММ.ГГГГ в течение трех лет, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ либо до ДД.ММ.ГГГГ истец в суд с подобным иском не обращался, пропустив и трехлетний срок исковой давности, предусмотренный ст.196 ГК РФ. Уважительности причины пропуска такого срока суду не представлено. Довод представителя истца о множественном судебном оспаривании законности решения суда от ДД.ММ.ГГГГ во всех судебных инстанциях ничем не подтвержден.

При таких обстоятельствах, суд считает, что Шалдин В.М. пропустил срок для защиты нарушенного права без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении иска как по существу заявленных требований, так и за истечением срока обращения в суд защитой своих прав.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Шалдину ФИО8 в удовлетворении иска к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области о взыскании излишне уплаченного налога на доходы физических лиц отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд г.Екатеринбурга.

Судья